Семья и школа – это берег и море. На
берегу ребенок делает свои первые шаги,
получает первые уроки жизни, а потом перед ним
открывается необозримое море знаний,
и курс в этом море прокладывает школа. Это не
значит, что он должен совсем оторваться от
берега…
Л. А. Кассиль
Школа…Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, учителя с этим словом. Поступление в школу – это начало нового этапа жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.
Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители и учителя. Взрослые держат своеобразный экзамен – именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательной работы.
Основная задача классного руководителя (общая с родителями) создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому. Поэтому на первое место в своей работе я выношу проблемы физического и психического здоровья учащихся, поскольку именно от качества здоровья ребёнка зависят успехи в учёбе и уровень его общего развития. Для обеспечения нормального физического здоровья младших школьников мы вместе с родителями работаем по следующим направлениям:
1. Просвещение детей по программе «Полезные привычки». Цель этой программы – превентивное обучение младших школьников к употреблению табака, алкоголя, формирование навыков ответственного поведения и формирование здоровых установок. К осуществлению этой деятельности обязательно привлекаю родителей. А для этого в планах уроков здоровья включены материалы для родителей, которые содержат краткую информацию по предупреждению употребления табака, алкоголя и других психоактивных веществ со стороны родителей. Они дополняют и развивают знания и навыки, формируемые учителем на уроках здоровья, позволяют установить атмосферу подлинного диалога, взаимопонимания между взрослыми и детьми.
2. В классе организованы родительские мини-объединения:
родительская редакционная коллегия, игровая,
организационная, культмассовая, спортивная
группы, которые вместе с классным руководителем
занимаются подготовкой и проведением классных,
общешкольных мероприятий, направленных на
осознание младшими школьниками самоценности
здоровья.
Интересные лекции, беседы, викторины, спортивные
конкурсы «Папа, мама, я – спортивная семья»,
«Весёлые старты», «Отдыхаем всей семьёй»,
общешкольные Дни здоровья, КВНы, классные часы,
часы общения с участием ребят, их родителей,
психолога, классного руководителя способствуют
воспитанию у детей потребностей к здоровому
образу жизни, формированию навыков принятия
самостоятельных решений в отношении поддержания
и укрепления своего здоровья.
3. Организация и совместное проведение
свободного времени детей, родителей, классного
руководителя.
Туристические походы выходного дня стали
неотъемлемой частью в формировании здорового
образа жизни наших воспитанников. Общение
«учитель – ученик – родитель», взаимопомощь,
становление лучших человеческих качеств,
прикосновение к удивительному миру уральской
природы, романтика, приключения – всё это
ступеньки восхождения к физически и духовно
здоровому человеку. Озеро Шарташ, Калиновский
лесопарк, «Чёртово городище», Ганина яма, озеро
Тальков Камень, заповедные леса «Оленьих
ручьёв», Кунгурская пещера – это места, в которых
мы побывали вместе с ребятами и родителями
нашего класса.
4. Информирование родителей о специфике
физического развития учащихся, вынесение
вопросов сохранения физического здоровья,
психолого-педагогическое просвещение родителей
через систему родительских собраний,
конференций, тренингов, родительских чтений,
вечеров, индивидуальных и тематических
консультаций.
Хорошей дискуссионной формой просвещения
родителей является родительский ринг.
Проведение родительских рингов в начальной
школе просто необходимо. Многие родители уже в
начальной школе проявляют категоричность
суждений по многим вопросам воспитания детей,
абсолютно не учитывая возможности и способности
своего ребёнка, уровень реального учебного
потенциала, состояние его здоровья. Родительский
ринг проводится с той целью, чтобы многие
родители могли утвердиться в правоте своих
методов воспитания или провести ревизию своего
педагогического арсенала, задуматься над тем,
что в воспитании своего ребёнка они делают
правильно, а что не совсем так.
Темы родительских рингов могут быть самыми
разнообразными, например, такими:
- Плохие привычки – наследственность или влияние социума?
- Как научить ребёнка всегда и везде заботиться о своём здоровье?
- Соблазны и пути их преодоления.
- Радости и горести 4-летнего обучения.
- Здоровье и гигиена.
5. Всем известно, что растения помогают человеку быть здоровым. В нашем классе действует общество любителей цветов – это 6 детей и 2 мамы, которым интересно заниматься выращиванием и уходом за растениями. Нами был озеленён кабинет и количество растений сейчас достигает 55. Эстетическое оформление кабинета – важное направление формирования потребности в красоте, а значит в здоровье. Родители моих учеников помогли создать уютную и тёплую обстановку помещения, а ребята стараются поддерживать чистоту и сохранность этой красоты.
6. Оправдавшей себя формой работы с родителями, стало оформление стендов, уголков для родителей. Такие уголки создаются в помощь учителю по осуществлению педагогического всеобуча родителей, по повышению их педагогической культуры. Содержание материалов в уголках совпадает с той темой, с которой в данный момент знакомят родителей. Это позволяет расширить, углубить знания, еще раз вернуться к сказанному, повторить, подчеркнуть необходимое.
Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с педагогами и иными специалистами школы, которые помогают вырастить физически и социально здорового младшего школьника.