Цели урока:
- Формирование представлений о распространенных и нераспространенных предложениях; введение в активный словарь учащихся термина второстепенные члены предложения.
- Совершенствование орфографических навыков.
- Развитие мышления, умение рассуждать.
Оборудование: опорные схемы, карточки со словами, магнитофон, фонограмма записи П. И. Чайковского “Октябрь”.
Класс: 3, первая четверть.
Учитель: Захарова Е. В.
Ход урока
1. Оганизационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Ребята, о чем мы говорили на предыдущих уроках русского языка?
Дети: Мы говорили о предложениях.
У: Все ли вы знаете о них?
Д: Нет.
У: Хотели бы узнать?
У: Сегодня нам предстоит большая и серьезная работа, познакомиться с видами предложений. Давайте постараемся получить от этой работы удовольствие.
3. Словарно-орфографическая работа.
У: А начнем урок с работы над словарными словами. Составьте из данных сочетаний букв словарные слова, которые начинаются с буквы “С”.
ГИОСАП, КАООРС, РЕСВЕ, ОБСАКА, ТСОЦАЛИ, АРАСХ.
Д: Сапоги, сорока, север, собака, столица, сахар.
У: Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните непроверяемую безударную гласную.
У: Давайте проверим, как вы записали с помощью сигнальных карточек.
Оранжевая карточка буква “О”; красная - “А”; зеленая - “Е”.
Микровывод: Мы повторили написание словарных слов.
4. Актуализация знаний.
У: Назовите главные члены предложения.
Д: Подлежащее и сказуемое.
У: Чем в предложении может быть выражено подлежащее?
Д: Существительным, местоимением и другими частями речи.
У: Чем может быть сказуемое?
Д: Сказуемое может выражаться глаголом, именем существительным и другими частями речи.
У: Какую речь приятно слушать?
Д: Спокойную, размеренную, без добавления слов “ну, э-э-э” и т. д.
У: О ком в народе сложили пословицу: “Говорит, словно горох сыплет о стену”?
Д: О тех, кто говорит очень быстро.
5. Изучение нового материала.
1. Анализ языкового материала.
У: Прочитайте текст, записанный на доске.
Днем и ночью мчатся по дороге машины. Рядом с дорогой стоит школа. Ребята посадили вдоль дороги тополя. Деревья охраняют школу от шума и пыльных туч. Зимой тополя задерживают снег. А знойным летом деревья спасают от жары.
У: О чем текст?
Д: О тополе.
У: Какую пользу приносит это дерево?
Д: Тополь очищает воздух, задерживает снег,
спасает от жары.
У: А что еще вам известно об этом дереве?
Д: Один тополь выделяет кислорода столько, сколько три липы, четыре сосны или семь елей.
Тополя не прихотливы, очень быстро растут. Если весной посадить в землю черенок высотой тридцать сантиметров, то уже к осени вырастет метровое дерево.
Тополиный лист очень гладкий и с него легко слетают или смываются дождем мелкие частицы пыли. Он свисает на длинном черенке, благодаря этому листья очень подвижны и хорошо улавливают пыль.
У: Назовите главные члены каждого предложения.
Д: Мчатся машины. Стоит школа. Ребята посадили. Деревья охраняют. Тополя задерживают. Деревья спасают.
У: А теперь прочитайте текст, используя только главные члены предложения.
У: Все ли понятно?
Д: Нет.
У: А что помогает, уточняет прочитанное?
Д: Другие слова, другие члены предложения.
У: Эти члены предложения называются второстепенными членами предложения.
2. Осознание формулировки определения понятия.
У: Ребята, откройте учебник на странице 63 и прочитайте правило про себя.
Какие члены предложения называются второстепенными? Почему сказуемое или подлежащее не являются второстепенными членами предложения?
Д: Подлежащее и сказуемое - это главные члены предложения.
3. Запись текста.
У: Выпишите из текста предложения, которые рассказывают о пользе тополя. Подчеркните главные члены предложения.
4. Работа с упражнением 26 стр. 64.
У: Познакомьтесь с упражнением 26 страница 64. Ребята, какое предложение вам понравилось больше? Почему?
У: С помощью каких членов предложения мы узнали,
о каком корабле идет речь и куда он мчится?
Д: С помощью второстепенных членов предложения.
У: Подумайте, ребята, какое из этих двух предложений можно назвать распространенным, а какое нераспространенным.
Д: Первое предложение нераспространенное, а второе распространенное.
У: Сделайте вывод, используя это правило.
Д: Предложения могут быть распространенными, если в них есть второстепенные члены предложения и нераспространенными, если нет второстепенных членов предложения.
Физкультминутка
У: Встаньте, вытяните правую ножку и в воздухе напишите слово “УДАЧА”, левой “ЩАВЕЛЬ”. Правым локтем напишите слово “ВОРЧУН”, левым “ЩУКА”, правым “ЛЫЖИ”, левым “ШИШКА”. Какое правило орфографии вы вспомнили?
6. Первичное закрепление.
У: А сейчас, ребята, послушайте отрывок произведения П. И. Чайковского “Октябрь”. Какие чувства вызвала эта музыка у вас?
Д: Грусти и печали.
У: Давайте составим очень “красивое” распространенное предложение. Запишите предложение, которое вам понравилось больше.
У: Докажите, что записанное вами предложение не является нераспространенным.
7. Закрепление.
1. Орфографическая зарядка.
У: Я читаю слова с проверяемой безударной гласной, а вы должны “просигналить” карточками о гласной, которую вы запишите.
Дожди, плохой, сова, медовый, земля, пчела, река, гора, грачи, ведро, моряк.
2. Работа с пословицами.
У: Ребята, прочитайте слова и рассмотрите схемы. Попробуйте составить предложения пословицы, так чтобы они соответствовали данным схемам.
Шутка, не, руки, до, умелые, доведет, скуки, знают, плохая, добра, не.
Д: Плохая шутка до добра не доведет. Умелые руки не знают скуки.
У: Как вы понимаете эти пословицы? Запишите ту пословицу, которая вам понравилась больше.
3. Распространение предложений.
У: Послушайте отрывок из стихотворения А. Плещеева.
Осень наступила. Высохли цветы.
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
У: Встретили ли вы нераспространенные предложения? Какие?
Д: Осень наступила. Высохли цветы.
У: Распространите их, т. е. добавьте второстепенные члены предложения.
Микровывод: Чем больше второстепенных членов в предложении, тем богаче и ярче звучит наша речь.
4. Игра “Кто быстрее?”.
У: Каждому ряду я раздам листок с текстом, где по очереди вы должны выделить главные члены предложения. Какой ряд быстрее и качественнее выполнит эту работу, тот и выиграет.
По воскресеньям мы с папой гуляем в парке. На прогулку я всегда беру угощение для птиц и зверей. Мы крошим хлеб и бросаем крошки уткам. Белочку я кормлю из рук печеньем.
При проверке используется взаимопроверка.
5. Работа с предложением.
У: Запишите в тетрадь предложение
Метель очень ласково одела деревца елового царства.
У: Теперь выпишите первую букву каждого слова. Какое слово у вас получилось?
Д: Молодец!
У: Вы действительно молодцы, очень хорошо поработали!
8. Итог.
У: Что нового вы узнали на уроке?
Какое задание понравилось больше? Почему?
Что не удалось выполнить сразу? Почему?
С каким настроением заканчиваем урок?
9. Домашнее задание. Упражнение 29 стр. 65.