Программа педагогического просвещения родителей детей 2–3-летнего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Ранний возраст – это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за судьбу растущего человека.

К сожалению, в традиционной системе педагогического просвещения родителей используются недостаточно эффективные методы. Как привлечь внимание родителей к проблеме воспитания детей раннего возраста? Как выстроить доверительные отношения с родителями, которые впервые пришли в дошкольное учреждение и волнуются за своих детей?

На наш взгляд, данную проблему можно решить путем представления родителям видео-, аудиоматериалов с записью жизни их малышей в детском саду, печатные издания (газеты, памятки). Во-первых, мамы, увидевшие своего ребенка в хорошем настроении, занимающегося полезным делом, мгновенно заинтересуются предложенной им темой. Во-вторых, наглядность позволит наиболее эффективно познакомить родителей с вопросами образования детей. В-третьих, убедившись, что ребенка любят и уважают педагоги в группе, родители проникнутся доверием к сотрудникам детского сада. В-четвертых, газеты и памятки родители внимательней прочтут в домашних условиях, нежели в папке-передвижке в детском саду.

Исходя из вышеизложенного, мы пришли к выводу о необходимости разработать программу педагогического просвещения родителей детей 2-3 летнего возраста. Реализацию данной программы следует осуществлять в рамках родительского клуба “Мой малыш”.

В основу содержания программы положены работы Е.В.Зворыгина, Л.А.Парамоновой, М.Д.Маханевой, Л.Н.Павловой и других выдающихся деятелей отечественной педагогики и психологии.

ЦЕЛЬ: повышение педагогической компетентности родителей детей раннего возраста

ЗАДАЧИ:

  1. Совершенствовать знания родителей о закономерностях развития детей 2-3 летнего возраста; своеобразии воспитания и развития в разных видах деятельности.
  2. Формировать умения:
    • Диагностические (умение совместно с психологом определять уровень развития своего ребенка);
    • Прогностические (видеть перспективу развития своего ребенка);
    • Гностические (анализировать свои знания и применять их в практику воспитания ребенка);
    • Коммуникативные (умение общаться с детьми, родителями и сотрудниками ДОУ)
  3. Формировать готовность к рефлексии собственной воспитательной деятельности

Содержание программы ориентировано на родителей разных социальных слоев общества и уровней образования.

Программа рассчитана на один год (время пребывания детей в первой младшей группе) и включает в себя четыре заседания клуба:

  1. “Играем с удовольствием” (игровая деятельность);
  2. “Я учусь говорить” (развитие речи);
  3. “Мы рисуем и поем – очень весело живем” (эстетическое воспитание);
  4. “Как справиться с кризисом 3 лет”

Перед каждой встречей с родителями проводится анкетирование, в результате которого выясняется уровень знаний родителей по данной теме, их заинтересованность предложенными вопросами и, одновременно с этим, происходит некая подготовка мам и пап к предстоящей встрече (родители хотя бы задумаются об этой проблеме). За несколько дней до встречи распространяются номера специального выпуска газеты “Зайчик” с материалом на предстоящую тему. В содержание каждого номера газеты входит информация теоретического и практического направления (игры и задания для детей).

Заседания клуба проводятся в форме устного журнала, конференции, круглого стола и кинолектория. Разнообразие форм позволит познакомить родителей со способами взаимодействия в коллективе единомышленников. А педагогом проанализировать те формы работы, которые наиболее понравились родителям и принесли эффективность.

Длительность заседания не превышает 30-40 минут, что значительно экономит время родителей и повышает эффективность усвоения содержания программы.

В момент проведения заседания дети организованы вторым воспитателем в другом помещении и не отвлекают родителей.

Программа состоит из трех взаимосвязанных блоков.

В первом блоке содержится тематический план заседаний клуба родителей детей раннего возраста “Мой малыш”. В плане определены основные этапы реализации программы.

Второй блок посвящен содержанию основных тем программы. Выделены приоритетные задачи, решаемые в процессе заседаний клуба. Все содержание представлено в форме основных понятий, рассматриваемых на родительских встречах.

Третий блок программы содержит приложение в виде анкет для родителей, выступлений специалистов и администрации, описании выставок, памяток и многого другого практического материала, который необходим при реализации данной программы.

В результате реализации Программы педагогического просвещения родителей детей 2-3 летнего возраста произойдут изменения направленности родителей в организации воспитания и образования своих детей. Главным станет не только результат (покупка “полезных” игрушек, совместная уборка в квартире и т.д.), а увлеченность родителей самим процессом воспитания детей, эмоциональная включенность в сотрудничество с педагогами. Родители психологически подготовятся к дальнейшей совместной деятельности со специалистами образовательного учреждения. Другими словами “успешно адаптируются” к современным условиям жизни в детском саду.

Тематический план

Тема, цель Длительность Сроки реализации Форма проведения
Играем с удовольствием

Цель: познакомить родителей с особенностями игровой деятельности детей раннего возраста, набором необходимых игрушек в данном возрасте и правилами их подбора

30-40 минут Сентябрь Устный журнал
“Я учусь говорить”

Цель: познакомить родителей с динамикой функций детской речи, с особенностями становления активной речи детей 2-3 лет и значением взрослого в процессе развития речи ребенка.

30-40 минут Ноябрь Кинолекторий
Мы рисуем и поем – очень весело живем

Цель: познакомить родителей с условиями, содержанием и методами приобщения ребенка к миру искусства.

30-40 минут Февраль Круглый стол
“Как справиться с кризисом 3 лет”

Цель: познакомить родителей с понятием “кризис 3-х лет”, с методами и приемами регулирования поведения детей в период кризиса

30-40 минут Апрель Родительская конференция

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

ТЕМА “Играем с удовольствием”.

30-40 минут

Форма проведения: Устный журнал

Предварительная работа: анкетирование родителей < Приложение 1.1.>

Содержание:

1 страница. “Колонка редактора”

(ознакомление родителей с деятельностью клуба “Мой малыш”, содержанием программы педагогического просвещения родителей детей 2-3 летнего возраста)

2-3 мин.

2 страница. “Из рук в руки”

(гигиенические требования к подбору игрушек)

5-7 мин

3 страница. Видеофильм “Мы играем”

(фильм содержит сюжеты о многообразии детских игр и игрушек; способах разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в игре; комментарии воспитателя группы)

10-12 мин

4 страница. “Советы специалиста”

(полезные советы психолога об организации детских игр, о покупке игрушек и о методах формирования привычки убирать игрушки самостоятельно; игры с родителями)

< Приложение 1.2.>

10-12 мин

5 страница. “Педагогическая копилка”

(вопросы родителей по теме встречи, полезные советы из практики семейного воспитания)

5 мин

6 страница. “Выставка игрушек”

(на выставке представлены группы игрушек необходимых детям 2-3 летнего возраста, отечественного производства)

< Приложение 1.3.>

5 мин

ТЕМА “Я учусь говорить”

30-40 минут

Форма проведения: Кинолекторий

Предварительная работа: специальный выпуск газеты “Зайчик” < Приложение 2>

Содержание:

1 сюжет. “Значение речи для жизнедеятельности ребенка”

(показаны действия детей в разных режимных процессах, сопровождающихся речью; комментарии воспитателя)

3-4 мин

2 сюжет. “Развитие речи через ознакомление с окружающим миром”

(показано как дети называют животных - кошка, собака; части своего тела - нос, рот, руки; одежду – юбка, майка; мебель – стол, диван; действия взрослых – прыгает, ест и т.д. комментарии воспитателя)

3-4 мин

3 сюжет. “Общение с взрослым”

(показаны моменты общения педагога с детьми при чтении книг, в сюжетной игре; комментарии воспитателя группы)

2-3 мин

4 сюжет. “Заучиваем стихи, потешки”

(дети поочередно рассказывают стихи и потешки; комментарии воспитателя)

5-6 мин

Полезные советы логопеда

5-6 мин

“Педагогическая копилка”

(вопросы родителей по теме встречи, советы из практики семейного воспитания

5-6 мин)

“Словотворчество мам и пап”

(занимательные игры для родителей)

5-6 мин

ТЕМА “Мы рисуем и поем – очень весело живем”

30-40 минут

Форма проведения: Круглый стол

Предварительная работа: специальный выпуск газеты “Зайчик” < Приложение 3>

Содержание:

1 часть. “Истоки эстетического воспитания детей 2-3 летнего возраста”

(выступление старшего воспитателя)

5-6 мин

2 часть. “А я музыку люблю”

(видеофильм с сюжетами о пении, танцах и музыкальных играх, об игре на музыкальных инструментах; комментарии музыкального руководителя ДОУ)

5 мин

3 часть. “Как живу я и расту в стране “Акварелии”

(выставка детских работ, выступление воспитателя по ИЗО о методах обучения детей рисованию, лепке в домашних условиях)

5 мин

4 часть. “Поделки из бумаги руками родителей”

(родителям предлагается разбиться на пары, изготовить из предложенного материала поделку и спеть о ней песенку, применяя некоторые музыкальные инструменты. Победителем станет тот, чье произведение искусства будет самым оригинальным и простым в изготовлении. Победителя ждет приз)

10-15 мин

5 часть. “Педагогическая копилка”

(вопросы родителей по теме встречи, советы из семейной практики воспитания)

5 мин

ТЕМА “Как справиться с кризисом 3 лет”

30-40 минут

Форма проведения: Конференция < Приложение 4.1.>

Содержание:

1 часть. “Я сам”

(видеофильм с сюжетами о детских капризах, приступах упрямства и самостоятельности; комментарии воспитателя группы)

5 мин

2 часть. “Пресс- конференция со специалистами”

(родителям предлагается на выбор различные вопросы, интересующие, они задают психологу, воспитателям, старшему воспитателю)

10 мин

3 часть. “Мир детства и мир взрослых”

(рисование родителями двух миров и ответы на вопросы психолога)

5 мин

4 часть. “Решение проблемных ситуаций”

< Приложение 4.2.>

10 мин

5 часть. “Как управлять трудным поведением ребенка”

(родителям раздаются памятки с полезными советами психолога)

< Приложение 4.3.>

2 мин