Тема “Использование функции “целое” для выделения цифр числа и создания нового числа в линейных алгоритмах”.
Цели:
- Обучающая: отработка навыков и методов работы в среде Лого.
- Развивающая: развитие логического мышления.
- Воспитательная: приобщение детей к компьютерной культуре, воспитание ответственности за результаты своего труда и умение использовать полученные знания в жизни.
Предварительная подготовка учащихся. Учащиеся должны иметь опыт работы с Лого знать и уметь набирать команды выполнения арифметических выражений.
Оборудование. Компьютеры, интерактивная (обычная) доска.
1. Повторение материала, необходимого для изучения новой темы
Повторяем обозначения основных арифметических операций (+, -, /, *) и правила набора, а также синтаксис команды “пусть”.
2. Основной материал.
Сначала изучаем функцию “целое” в непосредственном режиме (на лицевой стороне), выясняем, что такое целая часть от деления, а что такое остаток.
Объяснение функции “целое”, её синтаксиса.
Проверяет работу этой функции в непосредственном режиме на лицевой стороне листа и обращаем внимание ребят, что функция “целое” не округляет число, а именно отбрасывает дробную часть, какая большая бы она не была.
Например,
Пиши целое(5.99)
Пиши целое(5 / 2).
Решаем задачу “Покупатель”: определяем входные и выходные данные, выбираем для них обозначения и имя процедуры.
Составляем процедуру:
это покупка :a :b
пусть “k целое (:a / :b)
пусть “c :a - :k + :b
вставь [количество товара] пиши :k
вставь [сдача] пиши :c
конец
Во время набора и отладки программы решается ряд возникающих проблем:
- понятие параметра (переменной) и правильность присвоения ей значения и запуске процедуры;
- отличие команды пиши и вставь (корректный вывод полученных результатов на экран;
- отрабатываются навыки работы с лицевой и изнаночной сторонами листа;
- смена русского и латинского шрифтов;
- набор отдельных символов и др.
Для закрепления темы решаем следующую задачу. Дано двухзначное число. Найти сумму его цифр.
это число :a
пусть “c1 целое(:a / 10)
пусть “c2 :a – :c1 * 10
пусть “s :c1 + :c2
вставь [сумма цифр равна] пиши :s
конец
Следующим этапом в работе является создание числа из выделенных цифр.
Главной целью этого этапа является умение разбить число на разряды (единицы, десятки, сотни и т. д.)
Решим задачу. Дано трехзначное число. Поменять порядок цифр на обратный.
это число :a
пусть “c1 целое (:a / 100)
пусть “z :a - :c1 * 100
пусть “c2 целое (:z / 10)
пусть “c3 :z - :c2 * 10
пусть “s :c1 + :c2 * 10 +:c3 * 100
вставь [число наоборот] пиши :b
конец
Для решения данной и других задач ребята могут предложить ряд других алгоритмов. Пусть каждый ученик выберет тот вариант, который ему более понятен, а потом сравнить результаты. Таким образом, показываю ребятам, что для решения одной задачи можно составлять разные алгоритмы.
Для дальнейшего закрепления, углубления, а также проверки знаний по данной теме можно решать задачи на удаление и вставку цифр:
- Дано трехзначное число. Удалить среднюю цифру.
- Дано двухзначное число. Между цифрами данного числа вставить цифру 0.
- Дано двухзначное число. Найти разность между первой и второй цифрами
- Дано трехзначное число. Найти разность между первой и второй цифр.
- Дано трехзначное число. Среднюю цифру увеличить в 2 раза.
- Дано четырехзначное число. Найти разность между второй и третьей цифрами.
- Дано четырехзначное число. Удалить две средних цифры. Полученное число вывести на экран и др.
Стоит обратить внимание учащихся на границы применимости данной среды: для очень длинных чисел такой подход в решении задач не подходит. Объяснить, что эти проблемы будут решены в старших классах и с помощью более мощных языков.
Кроме того, этот тип задач можно использовать и при изучении темы “Разветвленные алгоритмы”.
Тема “Использование функции “целое” для выделения цифр числа и их сравнения в разветвленных алгоритмах”.
Цели урока:
- Совместное использование команд “если” и “целое”
- Закрепление навыков выделения цифр числа.
1. Повторение материала, необходимого для изучения новой темы
Повторяем правила использования команды “если”, правила выделения цифр целого числа, а также создание нового числа из выделенных цифр.
2. Основной материал.
Решим задачу. Дано двухзначное число. Записать его наоборот. Выяснить, какое число больше: прямое или обратное.
Это задача :а
пусть “c1 целое(:a / 10)
пусть “c2 :a - :c1 * 10
пусть “b :c2 * 10 + :c1
пиши :b
если :a > :b [пиши [ прямое число больше] стоп
пиши [обратное число больше]
конец
При решении задач с командой если приходится вводить команду стоп. Объясняется её назначение и отличие от команды конец.
- Для закрепления темы можно решить следующие задачи:
- Дано целое число. Определить является ли оно четным или нечетным.
- Даны два числа. Меньшее из них заменить суммой, большее – разностью.
- Дано двухзначное число. Вычесть большую цифру
из меньшей.
и т. д.
При решении некоторых задач возникают вопросы, а что же делать, если цифры равны. Но это тема уже других уроков, на которых я ребятам показываю использование нескольких команд если.