Зачётная система по физике в 9-х классах

Разделы: Физика


Совершенствование учебного процесса породило в последние годы новую форму проверки знаний обучающихся – зачеты по предметам. Зачёт – это форма контроля знаний, умений и навыков. Контроль знаний учащихся составляет важную часть учебного процесса, его систематичность и планомерность способствует повышению качества обучения. Любой контроль должен быть направлен на проверку планируемых результатов обучения, тех знаний и умений, которые учащиеся должны усвоить в рамках данной темы (раздела или курса), а также уровня усвоения этих знаний и умений. В отечественной методике принято выделять четыре уровня овладения изучаемым материалом:

1) уровень воспроизведения;

2) уровень применения по образцу;

3) уровень применения в изменённой ситуации;

4) творческий уровень, когда требуется объяснить незнакомое явление или создать новый алгоритм для решения задачи [1].

Зачетная система представляет сочетание текущей проверки знаний, умений и навыков каждого ученика с зачетом по основным темам курса физики. Зачёт, является основной частью зачётной системы, проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определённой теме каждым обучающимся. На базе гимназии было разработано положение, на основании которого вводилась зачётная система не более чем по двум предметам в 9-11 классах. Приведу основные моменты положения:

ПОЛОЖЕНИЕ О ЗАЧЁТНОЙ СИСТЕМЕ

Настоящее Положение разработано на основе

Устава муниципального общеобразовательного учреждения “Гимназия №2”

I. Общие положения

1.1. Зачёт – форма контроля знаний, умений и навыков учащихся, полученных на лекционных, практических, лабораторных занятиях по физике.

1.2. Зачётная система вводится с целью систематизации и контроля знаний обучающихся по определённой теме, формирования у них потребности в самоорганизации, повышения качества по предмету.

II. Организация зачётной системы

2.1. Предметы, по которым проводятся зачёты, определяются решением педагогического совета.

2.2. Зачёт проводится в устной, письменной форме, а также автоматически на основе текущих оценок. Право выбора формы остаётся за учителем-предметником.

2.3. Зачёт проводится в конце учебного блока. Содержание вопросов, практических занятий, других видов деятельности обучающихся определяется учителем-предметником.

2.4. Материал для зачёта может быть представлен в следующих формах:

- в виде терминологического диктанта;

- теста;

- контрольного диктанта (контрольной работы);

- собеседования по вопросам и т. д.

с учётом специфики предметов. Форму зачёта выбирает учитель.

2.5. Зачётная система предполагает трехбалльную систему оценки: “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно” (при неудовлетворительной отметке обучающиеся допускаются к повторной сдаче зачёта).

2.6. Зачёт, не сданный по уважительной причине, может быть сдан в удобное для учителя и обучающихся время, но не позднее, чем за три дня до окончания учебной четверти (полугодия, года).

2.7. Оценки, полученные за зачёты выставляются в классный журнал и в “Зачётный лист учащегося”.

Далее каждый учитель в зависимости от специфики предмета вырабатывает план работы на учебный год. Мой план работы был следующим:

План работы учителя в рамках опытно-экспериментальной работы зачётная система по физике в 9г классе

  1. Методический совет гимназии по внедрению зачётной системы в 9 классах (август).
  2. Проведение анкетирования родителей, учащихся и учителей. (сентябрь).
  3. Проведение классного и родительского собрания в 9г классе (сентябрь).
  4. Составление тематического планирования и зачётных листов учащихся (сентябрь).
  5. Подготовка материала для первого зачёта (октябрь).
  6. Подготовка материала к каждому зачёту, анализ результатов вместе с учащимися и выявление пробелов в знаниях (октябрь – май).
  7. Индивидуальная работа с неуспевающими (октябрь – май).
  8. Индивидуальная работа с сильными учениками (октябрь – май).
  9. Проведение зачётов (октябрь – май).
  10. Заполнение зачётных листов учащихся и классного журнала (сентябрь-май).
  11. Анализ результатов и выявление достоинств и недостатков зачётной системы по физике в 9 классах на методическом совете гимназии (май).
  12. Оформление результатов (сентябрь следующего учебного года).

Составив календарно-тематический план для 9г класса, выделила 11 зачётов:

Терминологический зачёт№1 по теме “Кинематика”.
Зачёт№2 (к/р) по теме “Основы кинематики”.
Терминологический зачёт №3 по теме “Кинематика. Свободное падение тел”.
Терминологический зачёт №4 по теме “Основы физических понятий и величины динамики”.
Зачёт№5 (к/р) по теме “Законы Ньютона. ИСЗ. Закон сохранения импульса”
Терминологический зачёт №6 по теме “Механические колебания”.
Зачёт №7(к/р) по теме “Механические колебания. Звук”.
Зачёт №8(к/р) по теме “Электромагнитное поле”.
Терминологический зачёт №9 по теме “Строение атома”.
Зачёт №10 (к/р) по теме “Строение атома и атомного ядра”.
Итоговый зачёт №11 за 9 класс.

В зависимости от содержания учебного материала, его особенностей зачеты могут быть письменным и устными. Мы практиковали терминологические зачёты (устные и письменные), зачёты (контрольные работы). Зачёт проводится только в учебное время, выделяется от 20 минут до двух уроков в зависимости от объёма проверяемого материала. Подготовка учащихся к зачёту начинается с первого урока изучения темы. Учитель сообщает дату проведения зачёта, его название, на стенде в классе вывешивается перечень вопросов (если это зачёт терминологический). Далее происходит изучение темы, затрагиваются все теоретические вопросы данного зачёта, решаются типовые задачи. Непосредственно сам зачет выполняется в контрольных тетрадях (и вообще, все работы, проводимые в течение учебного года, выполняются в этих тетрадях для контрольных работ). Каждому ученику выдается лист в вариантом зачётной работы. Если это терминологический зачёт, то в нём предлагаются задания на проверку знаний основных физических понятий, явлений, физических величин и единиц их измерения, формулировок физических законов, формул для вычисления физических величин. При зачётной системе контроль знаний по теме осуществляется при помощи только зачёта. Причём сдача всех зачётов в течение года является обязательной для каждого ученика, и по каждой теме может быть выставлена только одна оценка за зачет. Однако зачётная система не отменяет использования и текущих оценок за различные виды контроля знаний. В зачётный материал должны быть включены все три элемента контроля: вопросы для проверки теоретических знаний, типовые задачи и экспериментальные задания.

При выполнении терминологического зачёта бланк-контроль каждого ученика выглядит так:

Класс_____________

Терминологический зачёт № 6 по теме “Механические колебания”

  1 2 3 4 5 6 7 Общий балл Оценка
Скаридов Алексей                  

За каждый правильный ответ – 1балл

За неправильный ответ – 0баллов

Оценка

“3” - 4 балла;

“4” - 5-6 баллов;

“5” - 7 баллов.

В зависимости от количества вопросов может изменяться число столбцов. Терминологический зачёт сдавали ребята по группам (в каждой группе по 5-6 человек), у каждого свой вариант, когда отвечал один из ребят на свой вариант, все остальные его оценивали согласно таблице. Учитель перемещался по классу, переходя от группы к группе, проверяя объективность выставления оценок. Также терминологический зачёт может проходить и письменно.

В зачёте (контрольная работа) две части: обязательная (базовая) и дополнительная. Обязательная часть предусматривает применение знаний в знакомой ситуации, выполнение простых вычислений и решение задач по известному образцу. Дополнительная часть включает в себя набор из нескольких задач различного уровня сложности. В зависимости от своего уровня подготовки ученик сам выбирает какие задачи ему решать. Причем сам ребенок решает: решить ему простую задачу или сложную. Возможно, среди предложенных задач он встретит подобные тем, что были решены на уроках ранее. Итоги проверки позволяют сделать анализ успешности усвоения основных элементов знаний и приобретения умений всеми учащимися класса. При выполнении зачёта (контрольная работа) таблица, по которой будут оцениваться задачи у каждого ученика находится на столе и выглядит так:

Отметка “3” “4” “5”
Обязательная часть (базовый уровень) 3 балла

(3задачи)

3 балла

(3задачи)

3 балла

(3задачи)

Дополнительная часть - 2 балла

(1задача)

5 баллов

(2задачи)

После проведения зачета и анализа результатов на следующем уроке разбираются теоретические вопросы и задачи, вызвавшие максимальное затруднение. Итоговая оценка ( за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая оценок за все зачёты. Текущие оценки могут использоваться только для повышения итоговой оценки.

Анализ результатов зачётной системы

Анализ результатов зачётной системы, проведённой в 9г классе выявил её достоинства и недостатки. Зачётная система применялась на уроках физики в качестве контроля знаний по отдельным темам. Учитывая специфику предмета можно назвать следующие достоинства:

  1. Большая самостоятельная работа учащихся при подготовке к зачётам.
  2. Вырабатываются навыки работы с учебной литературой.
  3. Индивидуальный подход к каждому учащемуся.
  4. Проверка знаний, умений и навыков каждого ученика.
  5. Стремление учеников получить наиболее высокую оценку за зачёт, так как она сильно влияет на четвертную оценку.
  6. Качество знаний увеличивается постепенно.
  7. Сразу выявляются пробелы в знаниях.
  8. Всесторонняя, глубокая, полная и регулярная проверка знаний каждого ученика.
  9. Учащиеся приучаются к систематической, планомерной работе по изучению материала обеспечивающей получение глубоких, прочных знаний.
  10. Списанных работ намного меньше, чем при обычной проверке, когда в контрольной работе только два варианта.

Недостатки:

  1. Учителю требуется очень много времени на составление зачётов, так как практически на каждого ученика надо составить индивидуальную работу, а также на их проверку.
  2. Большинство ребят готовятся к зачётам не постепенно, а буквально за несколько дней до него и порой им бывает очень трудно, так как кроме физики у них есть ещё множество предметов.
  3. Большие материальные затраты при подготовке зачётов.
  4. Большинство тем достаточно сложные, поэтому качество знаний достаточно резко меняется по каждому зачёту: если по терминологическим зачётам оно высокое (78%-85%), то по зачётам в виде контрольных работ, в ходе которых каждый ученик получает свою карточку с задачами, качество знаний ниже (от 56% и выше).

Приложение содержит некоторые терминологические зачёты и зачёты в виде контрольных работ, которые применялись на уроках физики в 9г классе, а также применяются сейчас в 9в классе.

Приложение 1

Приложение 2

Литература

  1. Демидова М.Ю., Коровин В.А. Методический справочник учителя физики. – М.: Мнемозина, 2003.
  2. Бабанский Ю.К. Методика обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985.