Интегрированный урок (русский язык — литературное чтение) в 4-м классе "Падежные окончания имен прилагательных"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: обобщение.

Цели и задачи:

  • Обобщить знания о правописании падежных окончаниях имен прилагательных;
  • Развивать умение различать падежные окончания имен прилагательных;
  • Воспитывать любовь к природе, чувства патриотизма.

1. Организационный момент

Слышите, звенит звонок,
Говорит: "Начнем урок!"

Сегодня такой чудесный день, последний день зимы. Вы пришли в школу с хорошим настроением. Улыбнитесь друг другу. Я тоже очень рада видеть вас.

А теперь за работу.

2. Поэтическая пятиминутка

- Внимательно послушайте стихотворение и скажите, какое время года описывает автор.

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.

А рядом у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.

Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.

- Какое время года описывает автор? (весну)

- Докажите это словами из стихотворения.

- С помощью каких слов автор передает красоту природы?

- К какой части речи относятся эти слова?

3. Постановка темы и целей урока

Сегодня на уроке мы послушаем, как разные писатели и поэты с помощью имен прилагательных описывают красоту природы, и обобщим знания о правописании падежных окончаниях имен прилагательных

4. Чистописание

Сейчас мы пальцы наши разомнем
И красиво писать начнем.

Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.

(дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают)

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

ая яя ий ый ой ое ее ые ие

- Прочитайте хором последнюю строчку чистописания.

- Что она напоминает? (окончания имени прилагательного)

- Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти соединения на группы. (для проверки 1 уч-ся у доски)

- Объясни свои действия. (родовые окончания - ая, яя - ж.р., ий, ый, ой - м.р., ые, ие - мн.ч., ое, ее - ср.р.)

- Чтобы правильно написать безударную гласную, что нужно сделать?

- Назовите падежные окончания прилагательных.

5. Словарная работа

6. Письмо по памяти

- Сейчас потренируем память. Вам надо прочитать небольшой текст и по памяти записать его в тетрадь.

Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять рыхлый снег. С крутого пригорка побежал веселый ручеёк.
(Г. Скребицкий)

- Проверьте свою запись.

- Найдите имена прилагательные, выделите окончания, определите падеж.

- первый ряд делает морфологический разбор имени прилагательного весеннее, 2 ряд - на лесной, 3 ряд - с крутого.

7. Физминутка

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем -
Крылья сложили назад.

8. Восприятие падежных окончаний на слух.

- Послушайте, как в стихотворениях описывают поэты природу, определите на слух падежи имен прилагательных.

- Василий Жуковский.

На солнце темный лес зардел, И.п.
В долине пар белеет тонкий, И.п.
И песню раннюю запел В.п.
В лазури жаворонок звонкий. И.п.

- Александр Прокофьев.

Люблю березку русскую, В.п.
То светлую, то грустную... В.п.
Люблю ее нарядную, В.п.
Родную, ненаглядную. В.п.

- Молодцы! А теперь посложнее четверостишие.

Сергей Михалков.

Крутыми тропинками в горы, Т.п.
Вдоль быстрых и медленных рек, Р.П.
Минуя большие озера, В.п.
Веселый шагал человек. И.п.

9. Упражнение на карточках

Спишите, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные. Слова для справок: хлебные, радостные, лесные, зеленые.

Жаворонки.

С первыми лучами солнца в небо взлетают жаворонки. Их .... трели веером рассыпаются на .... опушки, ... поля и .... лужайки.

Щедрые, неутомимые птахи!

(Т. Белозеров)

- В каком падеже и числе вы употребили имена прилагательные? Почему? Выделите окончания имен прилагательных.

- Разбери по составу слово радостные

10 Самостоятельная работа на листочках

- Вставьте пропущенные окончания, укажите род падеж.

Родник.

В глуши лесн.., в глуши зелен...,
Всегда тенист... и сыр...,
В крут... овраге под горой
Бьет из камней родник студён..:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальн... клубами...
(И. Бунин)

К словам родник, студёный подберите близкие по смыслу слова. Сравните их.

11. Итог урока

- Как изменяются имена прилагательные?

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударныую гласную в окончании имен прилагательных?

Какую смысловую нагрузку несут имена прилагательные в речи? (описывают предметы, делают их более яркими)

- На уроке мне хорошо помогали.......

- На нашем уроке мы услышали, как прилагательные помогают описывать природу.

Такие стихи могли написать только те люди, которые любят природу, свою родину.

Николай Языков писал:

"Мой друг! Что может быть милей

Бесценного родного края?"

Наш урок хочу закончить словами Николая Александровича Ткачева:

“Кубань – наша малая Родина, которой нельзя не гордиться. Она славиться своими людьми, которые, осваивали и защищали эту землю и сегодня делают все, чтобы она по праву называлась жемчужиной России. Любите Кубань, изучайте её прошлое, созидайте будущее!”

А.Н.Ткачев