Сценарий классного часа для учащихся 7–9-х классов, посвящённого олимпийскому движению

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Хорошая школа – это не только чётко организованная система уроков, но и внеурочный мир общения. Формы внеклассной работы несут детям эмоциональный настрой, побуждают интерес к самостоятельной деятельности, создают атмосферу творчества, условий для саморазвития, расширяют кругозор.

В Ягринской гимназии процесс физического развития детей направлен на привитие навыков здорового образа жизни, на участие в разнообразной по содержанию и формам физкультурно-оздоровительной деятельности.

Одной из значимых форм пропаганды физкультурно-оздоровительной деятельности человека является изучение истории олимпийского движения.

В 1996 году Олимпийский комитет РФ организовал всероссийский конкурс, посвящённый 100-летию олимпийского движения. Мы активно включились в этот конкурс, так как уже имели традиционную систему пропаганды олимпийского движения.

Инициатором участия Ягринской гимназии в конкурсе стала заслуженный учитель Российской Федерации Пономаренко В.Е.

По итогам конкурса, посвящённого 100-летию Олимпийских игр, Ягринская гимназия заняла 1 место по городу Северодвинску, 1 место по Архангельской области, стала Лауреатом Всероссийского конкурса, награждена дипломом Олимпийского комитета Российской Федерации.

Практически ежегодно проводим следующие формы физкультурно-оздоровительной, воспитательной работы с учащимися:

1. Теоретические, познавательные мероприятия:

- беседы;

- лекции;

- брейн-ринги;

- викторины.

2. Практические, традиционные формы:

- Малые олимпийские игры - апрель;

- Малые Беломорские игры – февраль-март;

- Новогодний турнир по волейболу;

- участие в городской спартакиаде школьников в 3-х возрастных группах.

3. Наглядная агитация:

- оформлены стенды об истории Олимпийских игр;

- обновляются фоторепортажи о победителях Олимпиад, в том числе о наших школьных Малых олимпийских играх и их победителях.

4. Ассамблея искусств и спорта (конец апреля) подводит итоги учебного года в области дополнительного образования и спорта:

- показательные выступления;

- награждение лучших спортсменов Ягринской гимназии, лучших учащихся, занимающихся в кружках и секциях гимназии.

Предлагаю ознакомиться со сценарием классного часа, целью которого является популяризация олимпийского движения. Решаем при этом следующие задачи:

- познакомить школьников с историей олимпийского движения;

- заинтересовать детей в необходимости регулярных занятий физкультурными упражнениями.

Спортивный зал украшен символами Олимпийских игр - макет олимпийского огня, олимпийский флаг, плакаты: “Главное - не победить, главное – участвовать!”, “Быстрее, выше, сильнее!” (фото 1). На стенах висят оформленные фотостенды школьных спортивных соревнований.

img1.jpg (18728 bytes)

 Фото 1. Символы Олимпиады: олимпийский флаг, факел

Заходя в зал, дети получают карточки, на одних изображена эмблема факела, на других 5 колец. Рассаживаются на скамейки по периметру спортивного зала.

Учитель:

“Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Мы сегодня собрались здесь, чтобы совершить путешествие в страну “Олимпию”. Ведь совсем скоро, в 2014 году, дадут старт 22 Зимние Олимпийские игры в г. Сочи Краснодарского края Российской Федерации. Вся спортивная армия планеты Земля будет участвовать в празднике силы, мужества, гармонии и молодости. И мы горды тем, что России оказана великая честь провести это знаменательное спортивное мероприятие”.

1 ведущий (в костюме богини Геры – жены Зевса, фото 5):

img2.jpg (15150 bytes)

Фото 5. Бог Зевс, богиня Фемида, богиня Гера с Олимпа смотрят за состязанием.

“Олимпиада мир несёт,
Сегодня спорт сближает всех людей,
“Быстрее, выше, дальше с каждым годом
И с каждой новой встречей всё дружней”.

2 ведущий (в костюме бегуна):

“Разве нас Олимпиада
Не касается совсем,
Разве знать о ней не надо
В 10 лет и даже в 7?”

3 ведущий (в костюме Фемиды – богини правосудия):

“В старину, в античном мире,
25 веков назад,
Города не жили в мире –
- Шёл войной на брата брат”.

4 ведущий (в костюме бога Зевса):

“И мудрейшие решили:
“Ссоры вечные страшны,
Можно в смелости и силе
Состязаться без войны.
Пусть в Олимпию прибудет
Кто отважен и силён.
Для сражений мирных будет
“Полем боя” - стадион”.

1 ведущий:

“Так мудрейшие решили,
И с трибун народ смотрел:
“Бегуны, не хороши ли?!
К цели мчат как туча стрел!
А борцы, не молодцы ли?!
Погляди какая стать!
Руки крепкие сцепили –
Лишь победе их разнять!”

2 ведущий: (показывает плакат с изображением колесниц)

“Боевые колесницы
Завершают мирный спор.
“Славьтесь, славьтесь, олимпийцы!”
- Возглашает дружный хор”.

Учитель:

“Впервые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э., в честь бога Зевса. К соревнованиям допускались свободные греческие граждане. Они сдавали весьма строгий экзамен комиссии элладоников. После чего будущие олимпийцы ещё целый месяц готовились к состязаниям.

Программа древних игр была в основном легкоатлетической:

- бег на разные дистанции от 200 м до 5 км;

- прыжки в длину;

- метание копья;

- метание диска;

- гонки на колесницах”.

3 ведущий:

“Женщины не допускались к играм даже в качестве зрителей, а на трибунах могла присутствовать только одна женщина – жрица, богиня Земли и плодородия. Своеобразные же женские Олимпийские игры проводились в другое время, на празднике в честь богини Геры, жены бога Зевса.”

4 ведущий:

“На протяжении всей Олимпиады было объявлено “священное перемирие”. Нельзя было оружие даже брать в руки. Это был действительно праздник для всех”.

Учитель:

“Награждение победителей проходило в день закрытия Игр. Что же получал в награду олимпийский чемпион?”

1 ведущий:

“Был простой венок зелёный
Из оливковых ветвей
Драгоценней, чем короны
Всех воинственных царей.
Потому, что не воитель
Получал венок такой,
А достойный победитель
И действительно герой.
Не хотел он сеять горе,
Побеждённому грозя,
Для него, в спортивном споре,
Все соперники – друзья!”

Вручение лаврового венка двукратным чемпионам города в кроссе на дистанции 2 км Заборской Светлане – 6 класс и Куприй Евгению – 9 класс.

Учитель:

“На каждой Олимпиаде проводился, в дополнение к атлетическим состязаниям, конкурс искусств. В дальнейшем, в 84-х Играх, он стал уже официальной частью программы.

В нашей гимназии, на открытии Малых олимпийских игр, ежегодно выступают победительницы танцевальных конкурсов.”

Показательный номер: танец “Сиртаки”, в исполнении

танцевального ансамбля Ягринской гимназии.

2 ведущий (показывает табличку “394 н. э.”):

“В 394 году нашей эры римский император Феодосий запретил Олимпийские игры, как языческое празднество. И только лишь через полторы тысячи лет выдающийся  французский педагог Пьер де Кубертен обратился к спортсменам всего мира с предложением возродить Олимпийские игры”.

3 ведущий (показывает табличку “1896 г.”):

“И вот в апреле 1896 года Афины вновь принимают участников 1 Олимпийских игр современности. Из-за отсутствия финансовых средств, спортсмены России не смогли принять участие в этих Играх, хотя готовились к ним”.

4 ведущий:

“Принимали участие в 1 Олимпиаде только мужчины в следующих видах:

  1. классическая борьба;
  2. велоспорт;
  3. гимнастика;
  4. лёгкая атлетика;
  5. плавание;
  6. стрельба;
  7. теннис;
  8. тяжёлая атлетика;
  9. фехтование”.

Линейная эстафета с палочкой. В командах по 10 человек. Победителям вручаются символические лавровые венки.

Учитель:

“Ребята, внимательно посмотрите, как украшен наш зал. Здесь присутствуют главные символы олимпиад. И сейчас мы познакомимся с ними”.

1 ведущий:

“Олимпийская эмблема – это переплетение 5 колец.

На планете, в нашем мире, 5 жилых материков,

Ну, а 5 материков, как доверенных послов,

Шлют спортивные отряды

На призыв Олимпиады!”

Поочереди выходят девочки-гимнастки и выносят обручи соответственно эмблеме (фото 2).

img3.jpg (18869 bytes)

Фото 2. Символы Олимпиады: 5 разноцветных колец

Выходит гимнастка с голубым обручем:

“Из Европы дружбы тропы
К Олимпиаде все спешат
А какой же цвет Европы?
Голубой Европы цвет!”

2 гимнастка:

“Знают все, что чёрный цвет -
Знойной Африки привет!”

3 гимнастка:

“И Америке быть не гоже
Без собственных примет.
У неё кольцо есть тоже
Красный цвет – вот вам ответ!”

4 гимнастка:

“Солнце из-за океана
Поднимается в зенит.
На востоке рано-рано
Солнце окна золотит,
Потому что жёлтый цвет -
- Это Азии привет!”

5 гимнастка:

“Цвет травы – зелёный цвет,
От Австралии привет!”

Звучит музыка, девочки танцуют с обручами. Через 2-3 минуты из обручей сцепляют эмблему Олимпиады и произносят хором “Быстрее, выше, сильнее!”.

Учитель:

“Хорошо всех стран посланцам
Собираться, спорт любя.
И никто здесь иностранцем
Не почувствует себя!”

2 ведущий:

“А теперь обратимся к олимпийскому флагу – белому полотнищу, на котором изображены 5 переплетённых колец. Впервые он был поднят в 1914 году” (показывает табличку).

3 ведущий. (Показывает макет олимпийского огня и держит макет факела в руках):

“Олимпийский факел зажигается от лучей солнца в Афинах и лучшие спортсмены мира доставляют его непрерывно, днём и ночью, в столицу очередной Олимпиады. В день открытия Олимпиады факел наклоняют над специальной чашей и вспыхивает олимпийский огонь”.

4 ведущий:

“Над высокими домами
Выше ночи, выше дня,
Расправляет крылья пламя
Олимпийского огня!
Священный огонь олимпийский
Гори над планетой века!
Не надо огня Хиросимы,
Не надо в мире огня!
А факел, в Афинах зажжённый,
Пусть дружбу народов крепит.
Так смена со сменой о спорте,
О славных делах говорит”.

Учитель:

“В 1894 году принята олимпийская клятва. Наиболее выдающийся спортсмен страны – организатора очередной Олимпиады произносит клятву.

Текст клятвы читает капитан сборной команды по баскетболу Малахов Эрик, участник областных финальных игр по баскетболу среди общеобразовательных школ”.

Малахов Эрик:

“От имени всех спортсменов я обещаю, что мы будем участвовать в этих Олимпийских играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся. В истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд”.

Учитель:

“Олимпийскую клятву произносят также и судьи”.

(Приглашаются сборные команды гимназии – победительницы районных и городских соревнований. Вручаются грамоты.)

“Время мчится, словно птица,
И, наверно, в добрый час
В гордой форме олимпийца
Выйдет кто-нибудь из вас.
И совсем обычным тоном
Скажут сверстники о нём:
“С олимпийским чемпионом
Мы в одном дворе живём”!

Капитан команды чемпионок города 2007 года по волейболу Гребенникова Юлия:

“Зовёт, зовёт Олимпиада,
Но нам порою говорят,
Что подрасти немного надо,
Что обойдутся без ребят.
К большим победам путь неблизкий
И нас влечёт спортивный бой.
Каков он возраст олимпийца?
Да это возраст твой и мой!
Ждём тебя, Олимпиада в Сочи!”

Показательный танец гимнасток (фото 4).

img4.jpg (20555 bytes)

Фото 4. Показательный танец

Учитель:

“Две недели атлеты соревнуются, но у них находится время и на общение. Давайте и мы сейчас немного поиграем”.

Зал делится на две команды. Первая имеет эмблемы факела, вторая – эмблемы 5 колец. На каждое состязание выходят по 1 человеку от каждой команды.

1 состязание. “Попади в свой след”.

Стоя на полу, обвести мелом ступни ног. Выполнить прыжок с поворотом на 360 градусов, стараясь попасть в след.

2 состязание. “Бокс”.

Встать на линию лицом друг к другу, в шаге друг от друга. Левую ногу выставить вперёд, правую ступню поставить так, чтобы носок касался пятки левой ноги. Левую руку убрать за спину. Правой ладонью хлопаем по ладони соперника, стараясь сбить его с линии.

3 состязание. “Силачи”.

Стоя спиной друг к другу, пропустить канат через плечо. Кто кого перетянет.

В метре от каждого поставить по кегле. Побеждает тот, кто возьмёт кеглю в руки.

4 состязание. “Лягушки”.

Перепрыгнуть линию, держась руками за носки обуви (или через верёвочку).

5 состязание. “Ловкачи”.

Зажать палку между коленями. По сигналу пробежать 10-20 метров.

6 состязание. “Жонглёры”.

Поставить метровую палку на ладонь и, балансируя палочкой, пройти 10-20 метров.

7 состязание. “Кузнечик”.

Встать на колени. Прыжком, со взмахом рук вперёд и вверх, встать на ноги.

8 состязание. “Пленник”.

Лечь на живот. Руки в замок за спину. Найти способ встать, затратив на это не более трёх секунд.

Награждение участников шуточных поединков призами (фото 3 и 6).

Фото 3. Индийские дети, учащиеся в Ягринской гимназии, - участники спортивных мероприятий. Директор МОУ “Ягринская гимназия” Б.Г.Космачев, учителя физической культуры Пономаренко В.Е. и Шестакова Н.П.

img7.jpg (54546 bytes)

Фото 6. Награждение победителей

Учитель:

Мы размялись, а теперь проведём гимнастику для ума. Задаём по очереди вопросы команде “Факел” и команде “Олимпиец”.

№ п/п Вопросы команде “Факел” Вопросы команде “Олимпиец”
1 В каком году проходили первые Олимпийские игры древности?

(776 г. до н.э.)

В каком году проходили первые Олимпийские игры современности? (1896 г.)
2 Центральным событием Олимпийских игр был какой бег?

(Марафонский)

Чему равна марафонская дистанция?

(42 км 195 м)

3 Между какими государствами шло сражение возле села Марафон в 490 г. до н.э.?

(Греция и Персия)

Кто одержал победу в этом бою?

(Греки)

4 Как звали персидского царя, который выступил против Афин?

(Дарий)

Как звали солдата, бежавшего от Марафона до Афин с вестью о победе: “Радуйтесь, мы победили!”?

(Фидипид)

5 Когда состоялись первые Зимние олимпийские игры?

(1924г.)

В каком городе и государстве состоялись первые Зимние олимпийские игры?

(Г. Шамони, Франция)

6 Назовите олимпийский девиз?

(“Быстрее, выше, сильнее!”)

Назовите крылатую фразу, выразившую суть и смысл олимпийских игр?

(“Главное – не победить, главное – участвовать!”)

7 Чему равен один стадий?

(192,27 м)

Что такое пентатлон?

(Пятиборье)

8 В какой игре пользуются самым лёгким мячом?

(Настольный теннис)

Какое звание спортсмену присваивается навечно?

(Звание олимпийского чемпиона)

9 Кто из известных античных учёных победил на олимпийских играх в кулачном бою?

(Пифагор)

Что держал в руках атлет древних игр при прыжках в длину?

(Гантели)

10 С чего начинается утренняя зарядка?

(Ходьба, лёгкий бег)

Назовите основные средства закаливания?

(Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!)

За каждый правильный ответ выдаётся жетон. Команда, набравшая наибольшее количество жетонов, признаётся победителем спортивной викторины (фото 7 и 8).

Фото 7. Награждение победителей викторины. Слева направо:

Шестакова Н.П., учитель физической культуры; Ивуть Саша, Макаров Дима, Подколзин Толя, Чернов Дима, ученики 7В класса.

Фото 8. Награждение победителя Малых олимпийских игр 2006г.

Подколзин Толя, 7В класс. Награждение проводит Голубева Л.В., классный руководитель 7А класса.

Учитель:

“Итак, дорогие ребята, совсем скоро придёт в нашу страну красочный, долгожданный спортивный праздник – Олимпиада 2014 года в г. Сочи.

Приходи к нам, праздник яркий,
Хватит радости на всех!
Это ж лучшие подарки -
Песни, шутки, звонкий смех.
Много нового усвоив,
Будет вся ребячья рать
И равняться на героев,
И пример с героев брать.

До новых встреч, дорогие друзья, на наших традиционных “Малых олимпийских играх”!

Использованная литература:

При разработке сценария использована книжка – картинка Евгения Ильича Ильина “Солнечный факел”, 2-е издание, Москва, “Физкультура и спорт”, 1979г.