Цели:
1. Уточнение знаний о второстепенном члене предложения – определении, его роли в предложении и речи.
2. Развитие орфографической зоркости учащихся, расширение словарного запаса учащихся.
3. Воспитание у учащихся умения видеть прекрасное в окружающем мире, чувства любви и бережного отношения к природе.
I. Орг. момент. Урок русского языка. Откройте тетради, запишите дату и вид работы.
II. Актуализация знаний.
Доска: солнце, весенний, аллея, осветило.--?
- Что объединяет все слова? (есть орфограмма) Какое лишнее?
- Запишите слова, выделите орфограммы, подберите, если возможно проверочные слова(комментирование)
- Чем различаются слова? (разные части речи)
- Докажите.
- Составьте из данных слов предложение, запишите. (Весеннее солнце осветило аллею.)
- Разберите предложение по членам предложения и частям речи (объяснение после выполнения)
- Давайте еще раз проанализируем это предложение (составляем пошагово схему на доске).
- 1 шаг. Каким членом предложения может быть глагол? (сказуемое, главный член предложения)
- 2 шаг. Каким членом предложения может быть существительное? (подлежащее-главный, дополнение – второстепенный член предложения)
- От чего зависит? (от падежа: Им.п..-подлежащее, косвенный падеж-дополнение)
- 3 шаг. Каким членом предложения может быть прилагательное? (второстепенный член предложения - определение)
III. Постановка целей и задач урока:
Сегодня на уроке мы уточним и расширим свои знания о второстепенном члене предложения - определении.
- Скажите, какие слова вам пришлось изменить при составлении предложения? (аллея, весенний)
- С каким членом предложения согласуется дополнение аллею: (со сказуемым)
- 4 шаг. [ставим стрелку на доске]
- Определите падеж существительного “аллею”(винительный падеж)
- От чего зависит падеж второстепенного члена предложения дополнения? (от сказуемого, сказуемое ставит его в нужный падеж).
- С каким членом предложения согласуется определение “весеннее”? (с подлежащим)
- 5 шаг [ставим стрелку]
- Определите число, род, падеж, имени прилагательного. От чего зависит? (от числа, рода, падежа, числа имени существительного, с которым оно связано).
- С каким еще членом предложения может согласоваться определение? (дополнение).
- Почему? (дополнение выражает существительное, а прилагательное согласуется с существительными)
- 6 шаг [ставим стрелку]
- Дополните предложение еще одним второстепенным членом предложения - определением, которое будет согласовываться с дополнением. (выслушиваем примеры учащихся).
- В каком роде, числе, падежу будет стоять имя прилагательное? (В.п. ж.р. ед.ч.)
- Почему?
IV. Работа с правилом.
Стр. 83. Прочитайте правило(самостоятельно, потом вслух)
- Что нового вы для себя узнали о второстепенном члене предложения - определении?
- Какой частью речи выражается? (добавляем)
7 шаг
- На какие вопросы отвечает?
8 шаг.
V. Применение полученных знаний.
- Дополни словосочетание именем прилагательным (доска).
следы (чьи?)
нора (чья?)
- Составь и запиши с 1 словосочетанием предложение (проверка предложения)
- Начерти схему своего предложения.
- Попробуй составить и записать предложение по данной схеме.
(составление, запись)
VI Д/з.
Дома вы выполните упр. 444. (откройте прочитайте)
- Что нужно будет сделать? Вопросы?
VII Наблюдение за ролью определения в предложении и в речи.
Доска.
Лебедь.
Плывет лебедь с глазами, с носом и лапами, с шеею. Птица плывет между камышей по поверхности воды.
- Прочитайте текст. Что можете сказать о тексте? (можно: - Точно ли описан лебедь?)
- А сейчас откройте учебник на стр. 88. Прочитайте, каким увидел лебедя и как описал его русский писатель Аксаков?
- Как вы считаете, какой текст передает более точное описание лебедя?
- Почему? (используется определения, образные сравнения)
- Назови их.
- Каким вы себе представляете лебедя?
- Действительно ребята, лебедь-это очень красивая, грациозная и гордая птица. Но, к сожалению, сейчас жизнь этих прекрасных птиц находится под угрозой. В связи с распространением вируса птичьего гриппа, люди необдуманно стали убивать всех птиц подряд. И может скоро наступить такой день, когда на нашей Земле не останется ни одной величавой птицы.
- Ребята, как вы считаете, нужно поступать людям и нам в том числе, чтобы мы смогли и дальше любоваться этими птицами вживую, а не на картинке (ответы детей)
- Выберите из текста предложение, которое наиболее точно подходит к описанию рисунка (читают)
- Спишите его. Подчеркните второстепенные члены предложения - определения.
VIII .Подведение итогов урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Что понравилось?
- На какие вопросы отвечает второстепенный член предложения- определение?
- Какой частью речи выражается?
- С какими членами предложения согласуется?
- Какую роль играет в предложении? в речи?