Урок русского языка в 3-м классе по системе Л.В. Занкова "Второстепенный член предложения — определение"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Уточнение знаний о второстепенном члене предложения – определении, его роли в предложении и речи.

2. Развитие орфографической зоркости учащихся, расширение словарного запаса учащихся.

3. Воспитание у учащихся умения видеть прекрасное в окружающем мире, чувства любви и бережного отношения к природе.

I. Орг. момент. Урок русского языка. Откройте тетради, запишите дату и вид работы.

II. Актуализация знаний.

Доска: солнце, весенний, аллея, осветило.--?

- Что объединяет все слова? (есть орфограмма) Какое лишнее?

- Запишите слова, выделите орфограммы, подберите, если возможно проверочные слова(комментирование)

- Чем различаются слова? (разные части речи)

- Докажите.

- Составьте из данных слов предложение, запишите. (Весеннее солнце осветило аллею.)

- Разберите предложение по членам предложения и частям речи (объяснение после выполнения)

- Давайте еще раз проанализируем это предложение (составляем пошагово схему на доске).

- 1 шаг. Каким членом предложения может быть глагол? (сказуемое, главный член предложения)

- 2 шаг. Каким членом предложения может быть существительное? (подлежащее-главный, дополнение – второстепенный член предложения)

- От чего зависит? (от падежа: Им.п..-подлежащее, косвенный падеж-дополнение)

- 3 шаг. Каким членом предложения может быть прилагательное? (второстепенный член предложения - определение)

III. Постановка целей и задач урока:

Сегодня на уроке мы уточним и расширим свои знания о второстепенном члене предложения - определении.

- Скажите, какие слова вам пришлось изменить при составлении предложения? (аллея, весенний)

- С каким членом предложения согласуется дополнение аллею: (со сказуемым)

- 4 шаг. [ставим стрелку на доске]

- Определите падеж существительного “аллею”(винительный падеж)

- От чего зависит падеж второстепенного члена предложения дополнения? (от сказуемого, сказуемое ставит его в нужный падеж).

- С каким членом предложения согласуется определение “весеннее”? (с подлежащим)

- 5 шаг [ставим стрелку]

- Определите число, род, падеж, имени прилагательного. От чего зависит? (от числа, рода, падежа, числа имени существительного, с которым оно связано).

- С каким еще членом предложения может согласоваться определение? (дополнение).

- Почему? (дополнение выражает существительное, а прилагательное согласуется с существительными)

- 6 шаг [ставим стрелку]

- Дополните предложение еще одним второстепенным членом предложения - определением, которое будет согласовываться с дополнением. (выслушиваем примеры учащихся).

- В каком роде, числе, падежу будет стоять имя прилагательное? (В.п. ж.р. ед.ч.)

- Почему?

IV. Работа с правилом.

Стр. 83. Прочитайте правило(самостоятельно, потом вслух)

- Что нового вы для себя узнали о второстепенном члене предложения - определении?

- Какой частью речи выражается? (добавляем)

7 шаг

- На какие вопросы отвечает?

8 шаг.

V. Применение полученных знаний.

- Дополни словосочетание именем прилагательным (доска).

следы (чьи?)

нора (чья?)

- Составь и запиши с 1 словосочетанием предложение (проверка предложения)

- Начерти схему своего предложения.

- Попробуй составить и записать предложение по данной схеме.

 

(составление, запись)

VI Д/з.

Дома вы выполните упр. 444. (откройте прочитайте)

- Что нужно будет сделать? Вопросы?

VII Наблюдение за ролью определения в предложении и в речи.

Доска.

Лебедь.

Плывет лебедь с глазами, с носом и лапами, с шеею. Птица плывет между камышей по поверхности воды.

- Прочитайте текст. Что можете сказать о тексте? (можно: - Точно ли описан лебедь?)

- А сейчас откройте учебник на стр. 88. Прочитайте, каким увидел лебедя и как описал его русский писатель Аксаков?

- Как вы считаете, какой текст передает более точное описание лебедя?

- Почему? (используется определения, образные сравнения)

- Назови их.

- Каким вы себе представляете лебедя?

- Действительно ребята, лебедь-это очень красивая, грациозная и гордая птица. Но, к сожалению, сейчас жизнь этих прекрасных птиц находится под угрозой. В связи с распространением вируса птичьего гриппа, люди необдуманно стали убивать всех птиц подряд. И может скоро наступить такой день, когда на нашей Земле не останется ни одной величавой птицы.

- Ребята, как вы считаете, нужно поступать людям и нам в том числе, чтобы мы смогли и дальше любоваться этими птицами вживую, а не на картинке (ответы детей)

- Выберите из текста предложение, которое наиболее точно подходит к описанию рисунка (читают)

- Спишите его. Подчеркните второстепенные члены предложения - определения.

VIII .Подведение итогов урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Что понравилось?

- На какие вопросы отвечает второстепенный член предложения- определение?

- Какой частью речи выражается?

- С какими членами предложения согласуется?

- Какую роль играет в предложении? в речи?