Цели урока:
- подготовить учащихся к написанию сочинения на указанную тему;
- продолжить работу по формированию умения составлять план высказывания;
- учить отбирать рабочий материал к пунктам плана;
- развивать творческие способности учащихся;
- воспитывать любовь к природе, способность восхищаться красотой
- окружающего мира.
Оборудование: “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова;
- “Этимологический словарь” В.Волиной;
- грамзапись “Рябина” С.Сурикова;
- изображения рябины в разные времена года;
- деревянная посуда с элементами росписи кистей рябины;
- салфетка, блуза, вышитые узорами с рябиновыми кистями;
- мяч.
Время проведения: 90 минут.
Ход урока
I . Орг.момент.
II. Целевая установка.
- Наш урок я начну стихотворением, из которого вы узнаете его тему.
“Оттенков множество в себе тая,
Звучание не больше, чем одежа.
У каждого из слов душа своя,
На душу говорящего похожа.”
- Какое название будут носить наш урок? (“Душа слова”)
- Какие задачи обычно стоят перед нами на уроках - знакомствах со словом?
(Рассмотреть слово по разным признакам, написать сочинение об этом слове или на эту тему.)
III. Представление слова.
-Чтобы узнать слово - гостью сегодняшнего урока, внимательно послушайте следующий текст.
В украинском языке есть слово орябина, в словатском - еребина, в древнерусском оно звучало, как ярябь. Все эти слова обозначают один предмет. А как мы называем его сейчас?
- Для тех, кто затрудняется назвать это слово, дана загадка, в ней говориться об этом предмете.
Кто уже готов высказать свое предположение, вам так же будет полезно отгадать загадку для самопроверки.
[ф с?инакос гар?ка а в марос слатка што за й?агатка ]
-Так о каком же слове пойдет наш сегодняшний разговор? (Рябина)
- Какое задание можно выполнить? (Подчеркнуть орфограммы слабых позиций, записать с пропуском орфограмм слабых позиций).
с–н–ко– г–рька, а – м–ро– сл–– – ка. – то за яг– – ка?
- Работая в группах, решите поставленные орфографические задачи.
(В- предлог, сенокос - сено, о - соединительная гласная с в сложном слове, сенокоса, горька - горький, в - предлог, мороз - запомнить, морозы, сладка - сладенький, что - запомнить, ягодка - запомнить, ягоды).
- “В сенокос горька, а в мороз сладка.” О какой особенности рябины вы узнали из этой загадки?
- Ребята, а вас не удивило, что в разных языках звучание слова похоже? Почему так происходит? (Народы живут рядом, взаимодействуют друг с другом, обмениваются знаниями, предметами быта и тд.)
- Какова история происхождения этого слова?
(Ученик читает статью в этимологическом словаре.) Расскажите, как вы поняли, откуда произошло такое название.
IV. Лексическое значение слова.
- Определите лексическое значение слова.
- Чтобы быть точным я предлагаю обратиться за помощью к словарю. Какому?
- Запишем, как определяет значение слова С.И.Ожегов.
Дерево с собранными в кисти горьковатыми оранжево-красными плодами, а так же сами плоды.
(Взаимопроверка с доской).
- Отличительным признаком этого дерева являются плоды. По научному они называются “яблочки”, а вот в народе за ними прочно укрепилось название, которое уже прозвучало на нашем уроке в тексте загадки. (Ягоды)
- Кто пробовал на вкус плоды рябины? Расскажите о ваших ощущениях.
После первого морозца плоды рябины необычайно вкусны. Из них можно сварить варенье, компот, использовать в качестве начинки для пирогов. Все эти кушанья не только вкусны, но и полезны, так как по количеству витаминов рябина соперничает с лимоном.
V. Фонетико-орфографический анализ.
Произнесите слово, четко выделяя каждый звук.
Запишите транскрипцию. ([ р? и б ?и н а] ). Такое произношение принято в нашей местности.
- Запишите слово, переводя звуковую запись в буквенную. Обращайте внимание на звуки в слабой позиции. Каким способом решали орфографические задачи? (Основным законом русского письма мы не смогли воспользоваться, проверочного слова не удалось подобрать, поэтому мы посмотрели в словарь. Слово пишется так: Рябина.
- Придумайте способ, который позволит вам запомнить написание этого слова, чтобы всякий раз не обращаться к словарю. (Дети предлагают нарисовать вместо буквы “Я” ягодку рябины).
VI. Словообразовательный анализ.
- Образуйте однокоренные слова, укажите способ словообразования.
(Работа в группах).
VII. Составление плана.
- Закройте глаза, произнесите слово рябина по-разному. Как лучше? (Напевно, тихо, ласково….).
- В какое время года вы представили себе рябинку? Какая она была у вас?
- Как можно начать сочинение?
Пункт 1. Описание.
- Только ли красотой привлекает нас это дерево? (Нет, оно еще оказывает большую помощь. Например, ягоды рябины отличный корм зимующим птицам. Есть даже такая птица, которая так и называется рябинник. Люди сажали около своих домов это дерево не только из-за красоты. Раньше верили, что рябина способна отгонять нечистую силу, поэтому они старались окружать себя рябинкой повсюду. Даже посуду расписывали узорами из кистей рябины, вышивали одежду. Вот посмотрите на нашу выставку. Теперь уже конечно никто не верит в эту примету, но продолжают использовать эти узоры. Уж очень они красивы.)
- Как продолжим сочинение?
Пункт 2. Использование.
Пункт 3. Живая кормушка.
VIII. Подбор материалов к каждому пункту плана.
1. Образ рябины можно встретить в произведениях писателей, поэтов. Послушайте стихотворение Сергея Есенина. (Ученик читает стихотворение “Отговорила роща…)
- Какой интересный образ нашел Есенин для описания рябинки?
(“Горит костер рябины красной…).
- Запишем эту находку в копилку опорных слов.
2. Немало песен сложено о рябине. Одну из них знают все женщины России.
(Слушание грамзаписи)
- Кто узнал мелодию? С кем сравнивает автор рябину?
- Представьте, что слово рябина - магнит. Какие слова оно может “притянуть” к себе?
Какая? Что делает? тонкая, стоит, кудрявая… дремлет….
3. Знают о рябинушке в народе и другое. Внимательному человеку подскажет она погоду на несколько месяцев вперед. Одна из примет записана на доске:
Бальшой уражай рибины к даждливай осини и марознай зиме.
Спишите без ошибок. (Проверка фронтально, называют правильное написание с доказательством).
- Подберите синонимы к слову большой. Попробуйте употребить их в записанном предложении. Когда лучше звучит? Не все слова сочетаются друг с другом одинаково удачно, даже если они близки по смыслу, поэтому надо быть очень внимательным к употреблению слов.
- А в этом году большой урожай рябины? Верна ли примета?
- Будет ли интересно читателям узнать об этом факте, связанном с рябиной?
- В какой пункт плана внесет эти сведения? Согласна, что лучше ввести новый пункт.
Пункт 4. Народные приметы.
X. Физминутка с мячом.
- Ствол у дуба толстый, а у рябины….
- Цветет дуб последним, а рябина…
- Земляника поспевает первой, а рябина…
- Тополь высокий, а рябина…
- Семенами ели лакомятся дятлы, клесты, а плодами рябины…
- Цветы у березки собраны в сережки, а у рябины в…
В каких пунктах плана нам могут пригодиться эти данные? Запишите.
XI. Работа с текстом.
На поляне стояла …………… рябина. Ее голая крона ………… к небу. Кисточки ягод были нарядны под ……………. снега. ……….. и ……………. рябинушка манит пичужек.
- Лексическое значение всех слов понятно?
- Какое задание можно выполнить? (списать, вставляя подходящие по смыслу слова, продолжить текст). Проверка: заслушать 3-4 варианта.
XII. Итог.
- Давайте посмотрим, какую копилку опорных слов мы с вами собрали.
(Просматривают содержание по плану).
- Теперь вы готовы к написанию сочинения о рябине?
При подготовке урока меня так увлекла работа с этим словом, что я не могла удержаться и уже написала сочинение.
Чудо-дерево
Любят в народе рябинку. Круглый год радует она глаз человека. Весной одна из первых покрывается тонкими зелеными кружевами. А уж в пору цветения тонкоствольная рябинушка - настоящая красавица. Целый день хлопочут над ней пчелы, собирая нектар. А запах за версту слышен! И осенью рябинка смогла не затеряться среди своих подруг. Накинула яркие бусы и вспыхнула красным огнем, словно от смущения.
С глубокой древности люди наделяли рябинушку волшебной силой. Считалось, что она способна защитить человека от всяких бед. Люди украшали дома ветками рябины, ее узорами расписывали посуду, вышивали одежду.
И в настоящей беде поможет рябинка человеку. По количеству витаминов соперничает она с заморским лимоном. Кто хоть раз пробовал пироги с рябиной или рябиновое варенье, никогда не забудет этого вкуса!
Рябина-живая кормушка для птиц. Немало пернатых лакомок копошатся в рябиновых кронах. всем хватает съестных ягод.
Знают о рябинке и другое. Подскажет она погоду за несколько месяцев вперед. К сильным стужам она щедро одаривает плодами лесных обитателей. Словно знает, что без ее помощи птицам трудно пережить холодную да голодную пору.
Выходит, что рябинка - настоящее чудо-дерево. Посадите возле дома рябинку, убедитесь в этом сами.
- Вот и план составили и опорные слова подобрали, но чего-то не хватает. (Названия.)
- Предложите. Запишите любое понравившееся.
- Вот и подошел к концу наш урок “Душа слова”. Сколько чудесных открытий сделали мы, работая с одним так хорошо знакомым нам словом. А сколько таких слов в русском языке. Недаром называют его - ВЕЛИКИМ. Каждое слово в нем – жемчужина. Только надо научиться пользоваться этой сокровищницей. Желаю вам новых открытий в изучении такого родного, но еще неизведанного русского языка.
А сейчас вас ждет небольшой сюрприз. Чай с рябиновым вареньем и пирогами.