Цели:
- Развивать умение проверять написание слов с проверяемыми согласными в конце слова и подбирать к ним проверочные слова; уметь объяснять написание слов; определять в предложении главные члены; развивать речь учащихся, логическое мышление, память.
- Формировать навык грамотного написания слов с парными звонкими и глухими согласными;
- Воспитывать аккуратность, любовь к животным, устному народному творчеству.
Оборудование: учебник “Русский язык”, 2 класс автор Т.Р. Рамзаева), кодоскоп, грамзапись сказки К.И. Чуковского “Доктор Айболит”, макет книги, карточки с заданиями, кроссворд.
Тип урока: урок закрепление и совершенствования шаний, навыков и умений.
Ход урока
I. Организационно-психологический этап.
Цель: подготовить учащихся к работе на уроке.
Здравствуйте, посмотрите все ли приготовили к фоку. Тихо сел первый ряд, второй и третий.
Откройте тетради, запишите число.
Комментирует ученик
II. Минутка чистописания.
Начнем урок с минутки чистописания
Посмотрите внимательно на образец.
- Как вы думаете, соединения каких двух согласных букв будут следующими? Назовите их. Посмотрите, как я иду записывать и соединять между собой (показываю).
Напишите по образцу и продолжите до конца строки.
Рисунок 1
III. Сообщение темы, цели и задач урока.
Цель: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся. Показ книги.
п, р, н з, в, н, к
г, л, х
с, г, л, с, н
а, ы, е о, и, е
и
у, и, е,
о, а, ы, е
Соединив в строчки согласные с гласными, вы назовете тему нашего урока.
Прочитаем ее. Парные звонкие и глухие согласные.
Сегодня на уроке мы еще раз повторим написание слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слова и способы их проверки.
Каждая буква обозначает звук.
- Назовите парные звонкие и глухие согласные.
Б-п, в-ф, г-к, з-с, ж-ш, д-т.
Но ведь не всегда парные звонкие согласные в конце слова пишутся так как слышатся.
- Как же проверить парную звонкую и глухую согласную на конце слова. (Чтобы проверить парную звонкую и глухую согласную в конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный или сонорный или подобрать однокоренное слово)
IV. Словарный диктант - приготовились к словарному диктанту:
- крупное промышленное предприятие (завод)
- как называется обувь с высоким голенищем (сапоги)
- крупный населенный пункт (город)
- прием пищи в середине дня (обед)
- как называют граждан любой страны (народ)
А теперь отгадаем загадки:
Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко.
И работе круглый год,
Он сердечко отдает (Карандаш)
То я в клетку,
То в линейку,
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать
Что такое я (тетрадь)
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез.
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос. (Медведь).
Какой это мастер на стекла на нес,
И листья, и травы, и запахи роз! (Мороз)
Самопроверка по кодоскопу.
К слову “мороз” подберите однокоренные слова (морозный, заморозить). Выделите корень.
к
V. Письмо по памяти. “Зимой снег глубокий, п
Летом хлеб высокий”.
Как понимаете пословицу? Есть примета, чем больше снега на полях, тем больше она впитывает водичку, а значит растения будут расти быстрее и выше.
Какую букву вставите в слове снег(к)?
Докажите.
Какую букву вставите в слове хлеб(п)? Почему? Назовите проверочное слово.
Приготовьте ладошки, читаем орфографически, запоминаем, (чтение хором).
Запишите это предложение как запомнили. (Дети записывают).
Возьмите карандаш. Поменяйтесь тетрадями, проверти, (взаимопроверка)
А сейчас мы чуть-чуть отдохнем.
Сядьте красиво, закройте глазки и послушайте отрывок из сказки, (включаю пластинку, открываю картинку доктора Айболита и картинку с названиями животных).
Рисунок 2
Как называется эта сказка?
Кто ее автор?
Посмотрите на картинку.
Каких животных лечил доктор Айболит?
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Назовите только те слова, в которых согласные требуют проверки и подберите проверочные слова.
Медведь – Еж-
Лев-
Жираф –
Уж-
Двое учеников работают на индивидуальных досках.
Наступил первый зимний месяц (вывешиваю картинку с деформированным предложением).
Составьте из слов предложение. Вставьте пропущенную букву, запишите самостоятельно.
Белый | Пушистый | Сне... | Засыпал | Землю |
(на дощечке работает ученица............)
Прочитайте какое предложение вы составили (а как
написала ), проверьте. Выставляю доску на
проверку. Какую согласную вставили в слово снег?
Найдите главные члены предложения,
Физминутка:
Мелкие шажки - 1, 2, 3.
Легкие прыжки - 1, 2, 3.
Вот и вся зарядка - 1, 2, 3.
Мягкая посадка - 1, 2, 3.
Еще раз вспомним, как проверить парную звонкую и глухую согласную в конце слова.
VI. Работа с учебником.
Откройте страницу с.83, №175.
Прочитает задание
Выполняем самостоятельно, (проверка по экранам)
Первое слово “пирог” - какую согласную вставили, докажите - почему?
Тетрадь - тетради;
Дрожь - дрожит;
Морковь - нет моркови, морковочка.
Хлеб - хлеба;
Дуб - дубы;
Сапог - сапоги;
Огород - огороды, (положили дощечки). Вспомним как проверить парную звонкую и глухую согласную в конце слова.
Приготовились писать предложения под диктовку.
“Красив зимний наряд леса. Весь в снегу стоит дуб. На лапах елей лежит снег.”
Объясните как написали слово красив - ... назовите проверочное слово.
Наряд, дуб, снег.
Я знаю, вы любите отгадывать кроссворды и загадки (показ кроссворда на доске).
По горизонтали
1. В золотой клубочек спрятался дубочек. (желудь).
Какую согласную букву я должна написать?
Почему? Докажите.
2. Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки слетели все рубашки. (дуб).
Какую букву запишу в конце слова.
По вертикали
3. В огне не горит, и в воде не тонет. (лед).
Какой здесь согласный напишем?
4. Сидит дед, в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук).
Какую согласную букву я должна написать в конце слова, (нет лука, луковка).
Молодцы, ребятки! Вы все хорошо отгадали загадки и кроссворды, правильно подсказали мне написание согласных на конце слова.
А сейчас мы поработаем по карточкам.
Работа по вариантам.
Посмотрите первое задание.
(Вставьте пропущенные орфорграммы)
I вариант
Среди ре...ких берё... прячутся в траве кре...кие боровики. Розовеют мокрые сырое...ки. В ельнике растут сколь...кие грузди. На ни...ких пнях жмутся дру... к дру...ке опята.
Второе задание. Написать проверочное слово, а затем проверяемое.
(положите тетради с наклоном, проверти посадку, кто написал задание покажите посадкой.
2 вариант
Ёр… - ……., са… - ……., эта…. - ………, кро… - …….., проору..ь - ……, холо… - ……….., остро… - ……….
VII. Итог: Скажите, как проверить парный звонкий и глухой согласный на конце слова. Что больше всего вам понравилось на уроке, что оказалось трудным.
Молодцы, ребята! Вы хорошо сегодня работали на уроке. Спасибо вам за урок! Урок окончен