“Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…”.
К.Д.Ушинский.
Мне, как преподавателю английского языка, очень часто приходится разрабатывать собственные учебные материалы. Современные компьютерные технологии позволяют выполнять эту работу более эффективно.
Формирование и развитие личности, способной и желающей участвовать в общении на иностранном языке, возможно, если созданы мотивы и условия, в которых учащиеся могут проявлять познавательную активность и испытывать желание реально пользоваться приобретёнными знаниями и сформированными речевыми умениями и навыками. Работа над проектом как раз и предполагает создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников развивает их воображение, фантазию, мышление. Использование компьютерных технологий делает процесс создания проекта ещё более увлекательным.
Я хочу поделиться опытом создания проекта “Школа мечты” по 7 блоку учебника О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой “Новый курс английского языка для российских школ” для 7 класса, который, как известно, предполагает создание проектных работ, носящих личностно-ориентированный характер и нацеленных на сбор страноведческой информации, посвящённой жизни своей родной страны. Авторы УМК предлагают описать одну из школьных традиций, но семиклассники решили пойти дальше и создать проект “Школа мечты”, пользуясь программой Microsoft Publisher.
В соответствии с методикой создания проекта, деятельность учащихся основывалась на групповом взаимодействии. Состав участников группы определялся такими критериями: уровень обученности, коммуникабельность, инициативность, работоспособность, интересы учащихся и т.д. Работа над проектом проводилась в несколько этапов, ей отводилось время на уроках, соответственно с темой занятия. Например, после чтения текстов о системе образования в Великобритании, ученики решали, какой должна быть система образования в “Школе мечты”; познакомившись с расписанием уроков в английских школах, договаривались, каким оно будет в их проекте.
Модель 1. Модель реализации проекта с использованием информационно-компьютерных технологий.
Этапы работы.
Начиная работу над проектом с использованием ИКТ, я, как учитель, решаю, каким будет проект. О методе проектов имеется достаточно много материала, но систематизировать тот или иной проект мне помогает классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной и др
Таблица 1.
Классификация проектов
1. По методу, доминирующему в проекте | |||
- исследовательские - творческие - приключенческие, игровые - информационные - практико-ориентированные |
|||
2. По характеру координирования проекта | |||
- с явной координацией | - со скрытой координацией | ||
3. По характеру контактов | |||
- внутренние (региональные) | - международные | ||
4. По количеству участников | |||
- личностные (индивидуальные) | - парные | - групповые | |
5. По продолжительности проведения | |||
- Краткосрочные | - средней продолжительности | - долгосрочные |
Затем я даю ученикам рекомендации по проведению проекта.
2. Очень важный момент – знакомство со шкалой оценок. Пятибалльную систему при создании проекта с использованием программы Microsoft Publisher применить очень трудно, поэтому я пользуюсь шкалой оценок, которую я получила, немного преобразовав бланк оценки устного выступления с иллюстративным материалом на основе презентации Power Point.
Таблица 2.
Бланк оценки устного выступления с
иллюстративным материалом, выполненном в
программе Microsoft Publisher.
А. Содержание
10 | Все материалы тщательно отредактированы и не содержат ошибок и опечаток. |
10 | Материал хорошо изучен и представлен в хорошо структурированном виде. |
5 | Все недочёты, отмеченные преподавателем и одноклассниками при предварительном показе, устранены. |
10 | Отбор материала, последовательность изложения демонстрируют глубокое понимание материала и навыки критического мышления. |
5 | В презентацию включен список использованной литературы, оформленный в соответствии с существующими требованиями. |
Б. Оформление
9 | Используются различные методы оформления |
8 | Общий вид материала привлекает аудиторию и соответствует теме. |
8 | Содержание служат иллюстративным материалом для устного выступления. |
8 | Содержание позволяет удерживать внимание аудитории. |
В. Устное выступление – представление материала
3 | Выступление не является просто чтением материала. |
3 | В выступлении дополняются и раскрываются ключевые моменты. |
3 | Выступающий поддерживает зрительный контакт с аудиторией; речь отличается богатством интонаций. |
3 | В конце выступления понимание изложенного материала аудиторией контролируется с помощью вопросов, устной викторины и т.п. |
3 | Время, отведенное на выступление, используется эффективно. |
Г. Устное выступление – технические аспекты
4 | Презентация сохранена в личной папке выступающего; имеется резервная копия. |
4 | Каждому слушателю были предоставлены раздаточные материалы в формате, предусматривающем свободное место для заметок. |
4 | Презентация сохранена также в общей папке группы. |
- Максимальное количество баллов = 100
- Содержание = 40
- Оформление = 33
- Устное выступление = 15
- Устное выступление – технические аспекты = 12
3. Ученики выбирают тему проекта из списка предложенных.
4. Составляется план работы, формируются творческие группы,
распределяются задания между членами группы проекта.
5. Учащиеся ищут ответы на вопросы проблемного характера в материалах учебника, отстаивают свои мотивы работы над будущим проектом.
Идёт работа по сбору дополнительной информации, например, семиклассникам пришлось поработать с другими учебниками английского языка, чтобы составить правила для учеников и учителей, которые отвечали бы их представлениям о “Школе мечты”, воспользоваться коллекциями картинок Microsoft, фотографий из Интернета для оформления проекта.
6. Анализ, классификация, обобщение собранной информации
7. Оформление проекта в программе Microsoft Publisher. Этот этап работы выполнялся в программе уже знакомой ученикам: они имели опыт оформления открыток, приглашений, визиток. Теперь предстояла более сложная работа – выпуск проекта в форме бюллетеня. Совместно было обсуждено содержание номера, размещение материала. В анонсе выпуска оно выглядело так:
- The schoolhouse…1
- The system of education…2
- The timetable…3
- Rules for pupils…3
- Rules for teachers…3
- Advertising…4
Каждая группа, подготовив своё задание, приступала к работе на компьютере. Главное на этом этапе работы – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, любому предложению, помогать, но не диктовать, не навязывать свою точку зрения.
8. Презентация проекта. Это очень ответственный этап работы – праздник для ребят. Ведь весь отобранный, оформленный материал надо так ярко и эмоционально представить, чтобы заинтересовать одноклассников, для которых каждый проект их товарищей – сюрприз. Использование компьютерных технологий имеет большие преимущества: каждый участник проекта получил заранее отпечатанный номер бюллетеня с проектом и смог хорошо подготовится к защите.
9. Подведение итогов работы. Очень важно на этом этапе работы дать возможность учащимся выразить своё мнение, обменяться впечатлениями. Каждый проект заслуживает одобрение и похвалу: в него вложен большой творческий труд детей. Не надо заострять внимание на ошибках, ведь основное внимание направлено на содержательную сторону высказывания. Ошибки можно отработать на последующих уроках в различных упражнениях.
В кабинете английского языка школы постоянно проходят выставки проектов. Они не оставляют никого равнодушными: ни учеников других классов, ни учителей. Проекты видят родители, друзья школьников. Их заинтересованность, одобрение, полезные замечания являются хорошим средством мотивации обучения.
Вниманию читателей предлагаю разнообразный учебный материал, выполненный в программе Microsoft Publisher. Возможности этой программы неограниченны. Пособия, выполненные в виде открыток, приглашений, визиток, бюллетеней, карточек со сгибом сверху, можно использовать на уроках, внеклассных мероприятия, в работе кружка иностранного языка.
Приложение 1
- Информационный бюллетень “The Bascacovo School Times” (Project “The School of Dream”)
Приложение 2
- Информационный бюллетень “The Bascacovo School Times” (Project “Christmas”)
Приложение 3
- Информационный бюллетень “The Bascacovo School Times” (Project “Halloween”)
Приложение 4
- Информационный бюллетень “The Bascacovo School Times” (Project “Thanksgiving Day”)
Приложение 5
- Визитка “English Queens”: “Elisabeth I”
Приложение 6
- Карточки со сгибом сверху “The ABC”