Использование метода проектов с применением программы Microsoft Publisher в преподавании английского языка

Разделы: Иностранные языки


“Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…”.

К.Д.Ушинский.

Мне, как преподавателю английского языка, очень часто приходится разрабатывать собственные учебные материалы. Современные компьютерные технологии позволяют выполнять эту работу более эффективно.

Формирование и развитие личности, способной и желающей участвовать в общении на иностранном языке, возможно, если созданы мотивы и условия, в которых учащиеся могут проявлять познавательную активность и испытывать желание реально пользоваться приобретёнными знаниями и сформированными речевыми умениями и навыками. Работа над проектом как раз и предполагает создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников развивает их воображение, фантазию, мышление. Использование компьютерных технологий делает процесс создания проекта ещё более увлекательным.

Я хочу поделиться опытом создания проекта “Школа мечты” по 7 блоку учебника О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой “Новый курс английского языка для российских школ” для 7 класса, который, как известно, предполагает создание проектных работ, носящих личностно-ориентированный характер и нацеленных на сбор страноведческой информации, посвящённой жизни своей родной страны. Авторы УМК предлагают описать одну из школьных традиций, но семиклассники решили пойти дальше и создать проект “Школа мечты”, пользуясь программой Microsoft Publisher.

В соответствии с методикой создания проекта, деятельность учащихся основывалась на групповом взаимодействии. Состав участников группы определялся такими критериями: уровень обученности, коммуникабельность, инициативность, работоспособность, интересы учащихся и т.д. Работа над проектом проводилась в несколько этапов, ей отводилось время на уроках, соответственно с темой занятия. Например, после чтения текстов о системе образования в Великобритании, ученики решали, какой должна быть система образования в “Школе мечты”; познакомившись с расписанием уроков в английских школах, договаривались, каким оно будет в их проекте.

Модель 1. Модель реализации проекта с использованием информационно-компьютерных технологий.

Этапы работы.

Начиная работу над проектом с использованием ИКТ, я, как учитель, решаю, каким будет проект. О методе проектов имеется достаточно много материала, но систематизировать тот или иной проект мне помогает классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной и др

Таблица 1.
Классификация проектов

1. По методу, доминирующему в проекте
- исследовательские
- творческие
- приключенческие, игровые
- информационные
- практико-ориентированные
2. По характеру координирования проекта
- с явной координацией - со скрытой координацией
3. По характеру контактов
- внутренние (региональные) - международные
4. По количеству участников
- личностные (индивидуальные) - парные - групповые
5. По продолжительности проведения
- Краткосрочные - средней продолжительности - долгосрочные

Затем я даю ученикам рекомендации по проведению проекта.

2. Очень важный момент – знакомство со шкалой оценок. Пятибалльную систему при создании проекта с использованием программы Microsoft Publisher применить очень трудно, поэтому я пользуюсь шкалой оценок, которую я получила, немного преобразовав бланк оценки устного выступления с иллюстративным материалом на основе презентации Power Point.

Таблица 2.
Бланк оценки устного выступления с иллюстративным материалом, выполненном в программе Microsoft Publisher.

А. Содержание

 10  Все материалы тщательно отредактированы и не содержат ошибок и опечаток.
 10  Материал хорошо изучен и представлен в хорошо структурированном виде.
5  Все недочёты, отмеченные преподавателем и одноклассниками при предварительном показе, устранены.
10  Отбор материала, последовательность изложения демонстрируют глубокое понимание материала и навыки критического мышления.
5  В презентацию включен список использованной литературы, оформленный в соответствии с существующими требованиями.

Б. Оформление

9 Используются различные методы оформления
8  Общий вид материала привлекает аудиторию и соответствует теме.
8  Содержание служат иллюстративным материалом для устного выступления.
8 Содержание позволяет удерживать внимание аудитории.

В. Устное выступление – представление материала

 3  Выступление не является просто чтением материала.
3  В выступлении дополняются и раскрываются ключевые моменты.
3  Выступающий поддерживает зрительный контакт с аудиторией; речь отличается богатством интонаций.
3  В конце выступления понимание изложенного материала аудиторией контролируется с помощью вопросов, устной викторины и т.п.
3  Время, отведенное на выступление, используется эффективно.

Г. Устное выступление – технические аспекты

 4 Презентация сохранена в личной папке выступающего; имеется резервная копия.
4 Каждому слушателю были предоставлены раздаточные материалы в формате, предусматривающем свободное место для заметок.
4 Презентация сохранена также в общей папке группы.
  • Максимальное количество баллов = 100
  • Содержание = 40
  • Оформление = 33
  • Устное выступление = 15
  • Устное выступление – технические аспекты = 12

3. Ученики выбирают тему проекта из списка предложенных.

4. Составляется план работы, формируются творческие группы,

распределяются задания между членами группы проекта.

5. Учащиеся ищут ответы на вопросы проблемного характера в материалах учебника, отстаивают свои мотивы работы над будущим проектом.

Идёт работа по сбору дополнительной информации, например, семиклассникам пришлось поработать с другими учебниками английского языка, чтобы составить правила для учеников и учителей, которые отвечали бы их представлениям о “Школе мечты”, воспользоваться коллекциями картинок Microsoft, фотографий из Интернета для оформления проекта.

6. Анализ, классификация, обобщение собранной информации

7. Оформление проекта в программе Microsoft Publisher. Этот этап работы выполнялся в программе уже знакомой ученикам: они имели опыт оформления открыток, приглашений, визиток. Теперь предстояла более сложная работа – выпуск проекта в форме бюллетеня. Совместно было обсуждено содержание номера, размещение материала. В анонсе выпуска оно выглядело так:

  • The schoolhouse…1
  • The system of education…2
  • The timetable…3
  • Rules for pupils…3
  • Rules for teachers…3
  • Advertising…4

Каждая группа, подготовив своё задание, приступала к работе на компьютере. Главное на этом этапе работы – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, любому предложению, помогать, но не диктовать, не навязывать свою точку зрения.

8. Презентация проекта. Это очень ответственный этап работы – праздник для ребят. Ведь весь отобранный, оформленный материал надо так ярко и эмоционально представить, чтобы заинтересовать одноклассников, для которых каждый проект их товарищей – сюрприз. Использование компьютерных технологий имеет большие преимущества: каждый участник проекта получил заранее отпечатанный номер бюллетеня с проектом и смог хорошо подготовится к защите.

9. Подведение итогов работы. Очень важно на этом этапе работы дать возможность учащимся выразить своё мнение, обменяться впечатлениями. Каждый проект заслуживает одобрение и похвалу: в него вложен большой творческий труд детей. Не надо заострять внимание на ошибках, ведь основное внимание направлено на содержательную сторону высказывания. Ошибки можно отработать на последующих уроках в различных упражнениях.

В кабинете английского языка школы постоянно проходят выставки проектов. Они не оставляют никого равнодушными: ни учеников других классов, ни учителей. Проекты видят родители, друзья школьников. Их заинтересованность, одобрение, полезные замечания являются хорошим средством мотивации обучения.

Вниманию читателей предлагаю разнообразный учебный материал, выполненный в программе Microsoft Publisher. Возможности этой программы неограниченны. Пособия, выполненные в виде открыток, приглашений, визиток, бюллетеней, карточек со сгибом сверху, можно использовать на уроках, внеклассных мероприятия, в работе кружка иностранного языка.

Приложение 1

- Информационный бюллетень “The Bascacovo School Times” (Project “The School of Dream”)

Приложение 2

- Информационный бюллетень “The Bascacovo School Times” (Project “Christmas”)

- Card “Christmas”

- Sign “Christmas Party”

Приложение 3

- Информационный бюллетень “The Bascacovo School Times” (Project “Halloween”)

- Card “Halloween

- Sign “Halloween”

Приложение 4

- Информационный бюллетень “The Bascacovo School Times” (Project “Thanksgiving Day”)

Приложение 5

- Визитка “English Queens”: “Elisabeth I”

- Визитка “English Queens”: “Queen Victoria”

- Визитка “English Queens”: “Elisabeth II”

Приложение 6

- Карточки со сгибом сверху “The ABC”