Цели:
- познакомить учащихся с правами человека, научить применять полученные знания в жизни, в практике общения с другими людьми;
- закрепить знания нравственных норм;
- формировать уважительное отношение друг к другу.
Оборудование:
- карта России; карта Калининградской области;
- силуэты людей в национальных костюмах; (приложение 1);
- Конституция Р.Ф.;
- Декларация прав ребенка; статьи декларации № 1, 2, 3, 4, 5, 12, 17, 26, 27; (приложение 2);
- сюжетные картинки из книги А.Толстого “Золотой ключик.”; (приложение 3);
- карточки для словарной работы: дискриминация, ООН, рабство, посягательство, декларация, Конституция; знаки, отражающие основные статьи Декларации (приложение 4).
Ход урока
Класс разделен на 4-5 групп. У каждой группы набор статей из декларации, иллюстрации из сказки А.Толстого, силуэты национальных костюмов.
Вступительное слово учителя.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:
- Что люди могут делать и что нельзя?
- Что они обязаны и что не обязаны?
- На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров, и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках. В конце-концов людям удалось решить Главные вопросы и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.
Декларация – название документа, в котором говорится о правах человека.
- Какова тема сегодняшнего занятия?
Сегодня мы поговорим о правах человека. О ваших правах.
- Выберете в своей группе старшего, помощника для учителя и для вас.
(Ребята совещаются, приходят к единому мнению или не приходят)
- Расскажите, как выбирали лидера?
(Кто-то предложил себя сам, проголосовали, назначил учитель, по старшинству и т. д.)
- Что вы сейчас делали? (выбирали)
- Вы использовали право участвовать в управлении делами класса.
- Как вы думаете, где можно узнать о правах человека и его обязанностях?
(Показать Конституцию Р.Ф.)
Частично вы пользовались ст.32. (зачитать)
Конституция – основной закон государства.
- С какими статьями Конституции мы знакомились на уроках Окружающего мира?
(ст.70. Символика государства; ст.80.Глава государства; ст. 75. Денежная единица; ст. 68. Государственный язык; ст. 65.Многонациональная страна; и т.д.)
-У вас на столах рисунки людей в национальных костюмах. Расположите их на карте России.
- Какие права у людей проживающих на территории России?
(Общаться на родном языке, участвовать в выборах, получать образование, лечение и т. д.)
- Найдите на столах статью из Декларации о гражданах разных национальностей живущих в стране ( ст. 1, 2.) .
- Самое главное право у людей - это право на жизнь. Ст. 20.
- А теперь вспомним сказку “Красная шапочка”. Отрывок из сказки вы увидите, концовку продолжите.
- Чем все закончилось?
- Кто нарушил закон?
- Чьи права нарушил?
- Какие права?
- Чего не знал волк?
- Найдите подходящую статью (ст. 3)
Работа в группах по иллюстрации из сказки “Теремок”.
- Выскажите свое мнение по поводу поведения медведя. Определите, какое нарушение закона? Какая статья из декларации подходит к изображению? (ст. 12) Приведите пример других сказок относящихся к этой статье. (Три поросенка. Волк и семеро козлят. Лиса и заяц. Лиса и петух).
Групповая работа по сказке А.Толстого “Золотой ключик”. Обсуждение иллюстраций.
- Кто нарушал закон в сказке? Докажите статьями из Декларации. Какие права нарушены? (право на личную неприкосновенность, свободу и жизнь; жестокое и бесчеловечное обращение с куклами) Какими правами не воспользовался персонаж? (право на образование) ст.17, 3,4,5.
Итог по сказке:
- Схватив Шушару за хвост, Буратино нарушил ее право на…(личную неприкосновенность)
- Буратино продал свою азбуку и не воспользовался правом на…(бесплатное образование)
- Буратино хотел попасть в театр, у него было право… (наслаждаться искусством)
- Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять деньги и лишить Буратино…(принадлежащего ему имущества)
- Полицейские, ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право на…(неприкосновенность жилища)
Если в классе есть дети которые занимаются музыкой, учатся в художественной школе ,то можно послушать игру на музыкальном инструменте или рассмотреть рисунки.
- Каким правом пользуются дети? Каким правом пользовались мы? Ст.26(1), 27(1).
Итог урока.
Ответь сказочному герою, пользуясь статьями декларации прав человека:
Лиса Алиса: “ Буратино, отдай мне эти денежки!” Буратино… (Не имеешь права лишать меня имущества. ст.17)
Волк: “Колобок, колобок, я тебя съем!” Колобок …(Не имеешь права посягать на мою жизнь. ст. 3.)
Волк: “Козлятушки-ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка”. Козлята:…(Не имеешь право вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно. Ст. 12.)
Медведь: “Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить”. Маша:…(Не имеешь права посягать на мою свободу. Ст.4.)
Шерхан: “Человеческий детеныш мой, отдайте мне его”. Волчица:… (Не имеешь права лишать его жизни. Ст.3)
Постарайся отгадать, к какой статье относится каждый из знаков.
Есть ли знаки, которые вы не можете объяснить? Этим мы займемся на следующих уроках.