Учебные задачи:
- вводить в круг чтения новые авторские сказки;
- сравнивать сказки по темам, авторам; учить составлять схему-описание и схематический план, пересказывать по плану;
- сравнивать героев сказки и их поступки.
Учебные умения:
- правильно называть сказку (Сутеев “Палочка-выручалочка”);
- выявить авторскую точку зрения и выражать свою;
- пересказывать по картинному плану.
Учебный материал:
- мультимедийная презентация к уроку,
- сказка В. Сутеева “Палочка-выручалочка”,
- книги с народной и авторской сказками,
- выставка книг Сутеева.
Примечание: V - щелчок.
Ход урока
Орг. момент.
Актуализация знаний. Работа с книгами.
- Рассмотрите книги. Сравните их.
1 слайд.
- Рассмотрите модели книг. Сравните их.
- Что общего? V (сказки)
- Чем отличаются? V (литературная, народная)
- Как вы думаете, почему мы рассматриваем именно эти модели книг? (Вероятно, мы будем читать сказку.)
- Какая еще стоит перед нами задача? (Определить, какая это сказка.)
2 слайд (пустой).
V Чтение сказки учителем (до слов: “… и на этот раз мне помогла.”).
- Как вы думаете, всю ли сказку я прочитала?
- Какие чувства возникли у вас в процессе слушания?
- Придумайте название сказки.
- Можете ли вы определить, какая это сказка? Авторская или народная?
- Кто автор сказки?
3 слайд.
V (портрет) V (ф.и.о. автора) – Прочитайте имя автора. (Владимир Георгиевич Сутеев)
- Что вы знаете об авторе? (Несколько предложений о Сутееве.)
- Смоделируйте обложку книжки-малышки самостоятельно.
(Ученики моделируют обложку.)
V - Проверьте себя.
Дочитывание сказки детьми.
- Теперь узнаем окончание сказки. Откройте учебники на странице 117.
- Кто герои сказки?
- Давайте дадим им характеристику.
4 слайд. V - Какой еж? V (Характеристика ежа.)
5 слайд. V - Какой заяц? V (Характеристика зайца.)
Работа в тетрадях с выборочным чтением учителя.
- Откройте рабочие тетради на странице 48, задание 2.
- Что вы заметили? (Повторяется слово “палочка”.) V
- Какова ваша задача?
- Какие же функции выполняла палочка?
6 слайд. – А теперь определим последовательность функций, выполняемых палочкой.
- Какая функция палочки была первой?
Чтение учителем отрывков сказки.
V (выручалочка)
7 слайд. V (Иллюстрация ко второй части.) Чтение второй части.
V (скакалочка)
8 слайд. V (Иллюстрация к третьей части.) Чтение третьей части.
V (вытягалочка)
9 слайд. V (Иллюстрация к четвертой части.) Чтение четвертой части.
V (поднималочка)
10 слайд. V (Иллюстрация к пятой части.) Чтение пятой части.
V (ударялочка)
11 слайд. V (Иллюстрация к шестой части.) Чтение шестой части.
V (выручалочка)
- Что заметили в тетради? (Нарушена последовательность функций палочки.)
- Давайте, не нарушая, последовательности попробуем пересказать сказку.
Пересказ сказки с опорой на иллюстрации.
12 слайд. V V V V V V V
Рекомендации.
- Какая функция палочки вам больше понравилась?
- Придумайте дома сами какую-нибудь функцию палочки, нарисуйте иллюстрацию. Расскажите родителям о сказке, с которой мы работали, используя схему.
13 слайд. – Какие сказки В. Сутеева вы уже знаете?
Выставка книг В. Г. Сутеева.
V (модели обложек)
V (“Дядя Миша”), V (“Елка”), V (“Яблоко”).
14 слайд. – С каким жанром мы работали? V (сказки)
- Какие бывают сказки? (литературные, народные)
- Какие – по тематике? V (о животных), V (волшебные),
V (бытовые).
15 слайд. V - Какую главную мысль содержит сказка?
- Прочтите еще раз отрывок, найдите главные слова. Проверьте себя. V
- Оцените свою работу на уроке.
- Ежик доволен вашей работой и считает, что вы сегодня: V
МОЛОДЦЫ !
Использованная литература:
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 1 класс. Методическое пособие. - М., Вентана-Граф. - 2004.;
- Сутеев В.Г. Палочка-выручалочка. – М., 2005.