Как щемит сердце учителя, когда он слышит от своих учеников:
- “математика – сухая и скучная наука”,
- “математику учить тяжело, она очень сложная”,
- “мне математика не дается, учу только потому, что надо сдавать экзамены”,
- “это точная наука, в которой нет места творчеству”,
- “она не вызывает у меня эмоций, не то что литература …” и т.д.
Из различных источников мы узнаем о том, что математика – одна из древнейших наук, возникшая в связи с практическими потребностями людей: нужно было сосчитать количество убитых зверей, число собранных корений. По поводу древности науки – спора нет, а вот что касается предпосылок ее появления – можно и поспорить. Существует мнение, согласно которому, математика, как и любой другой вид искусства, возникла в связи с духовными потребностями человека, его стремлением к познанию, гармонии, красоте. Подтверждение этого мнения мы находим в словах великих философов, математиков, поэтов прошлых веков:
- Платон: “Геометрия есть познание всего сущего”;
- Аристотель: “Математика …выявляет порядок, симметрию и определенность, а это – важнейшие виды прекрасного”;
- Карл Вейерштрасс: “Математик, который не есть отчасти поэт, не будет никогда подлинным математиком”;
- А.С.Пушкин: “Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии”
Много веков прошло с тех пор… В настоящее время математика глубоко проникла во все сферы человеческой жизни. Она является не только языком науки и техники, но и прочно вошла в нашу повседневную жизнь и обиход. Без нее невозможно развитие промышленности и сельского хозяйства, здравоохранения и образования. Математика находится в тесной связи со всеми областями знаний: физикой и астрономией, литературой и изобразительным искусством, химией и биологией и другими современными науками. Каждому рабочему необходимы математические знания, например, токарь, обрабатывающий деталь, должен придерживаться конкретных размеров, часто ему необходима большая точность обработки детали, поэтому ему надо уметь читать чертеж. Таким образом, математика необходима в любой профессии, что является одной из причин того положения, которое она занимает в школьном образовании.
Кроме того, математическое образование вносит свой неоценимый вклад в формирование общей культуры подрастающего поколения, его мировоззрения и мировосприятие, способствует эстетическому воспитанию ребенка, пониманию им красоты и гармонии окружающего мира, развивает его воображение и пространственное представление, аналитическое и логическое мышление, побуждает к творчеству и развитию интеллектуальных способностей.
В связи со всем вышесказанным перед учителем встает одна из основных задач: повышение интереса учащихся к математике. А достичь этого можно, например,
- через занимательность и привлекательность задач,
- через видение внутренней красоты математики, ее изящности и неповторимости,
- через изучение страниц истории, связанных как с именами великих математиков и философов, так и с появлением новых терминов, положений, математических законов, теорем,
- через доступность и понятность изучаемого материала.
Тогда и только тогда у школьника появится желание изучать математику, а когда будет желание учиться – придет успех и в ее усвоении.
Над решением этой задачи я работала последние несколько лет. В моей методической копилке собрано много различного материала по данной теме. Один из них я хочу предложить вашему вниманию (Приложение 1).
Презентация “Числа правят миром” состоит из трех частей:
- “Математика и ее роль в жизни человека”, в которой показана связь математики с другими науками;
- “Из истории чисел”, в которой в достаточно сжатой форме показано развитие понятия числа, связанного с практическими нуждами человека;
- “Удивительный и неповторимый мир чисел”, которая “сама говорит за себя”.
Помимо этого презентация содержит портреты известных мыслителей, философов, ученых и их “золотые афоризмы”, сказанные в адрес математики.
Данная презентация велика по объему и ее полный показ требует достаточно много времени. Кроме того, тот объем информации, который она содержит, будет достаточно сложным для восприятия учащимися. При использовании этой презентации для показа учащимся, учитель сам может выбрать нужные ему фрагменты, а также при необходимости изменить порядок показа слайдов, руководствуясь своими учебными целями и задачами.
Также хотелось бы добавить, что создание данной презентации дало свои плоды: одни из моих учеников “загорелись” идеей написать что-нибудь подобное и стали для этого собирать материал о математике и математиках, другие – стали сочинять стихи, третие же - с увлечением стали отгадывать математические ребусы, головоломки, кроссворды, судоку, ну а четвертые …