Сегодня система образования республики, и России в целом, переживает этап серьезных структурных и содержательных изменений, которые продиктованы быстроменяющимися объективными условиями мира, глобализаций общества, увеличением потока информации, расширением его источников и качества. Все это предъявляет особые требования к выпускнику образовательного учреждения, когда на первый план выходят определенные компетенции личности, и среди них – коммуникативная, основы которой необходимо закладывать уже на ступени дошкольного и начального обучения.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение комплекса развивающих и воспитывающих целей, обеспечивая освоение системы ЗУН и деятельностный подход к их применению, сохраняя и поддерживая здоровье и индивидуальность каждого ребенка. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта общения и взаимодействия, сотрудничества в разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Не случайно в стандарте общего образования особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Общиться или общаться по словарю Даля - “приобщаться, соединяться, быть заодно, быть соединяему, знаться, водиться, обращаться, дружиться, давать кому-то долю, участье”. Труднее сказать более полно и точно.
Общение детей строится в разных областях человеческого общежития: на бытовом уровне в семье; в неформальном коллективе сверстников; во взаимодействии со старшими и младшими; в ходе выполнения различных социальных ролей; в процессе деловое общение в коллективе классе, группы; в учебном диалоге; в области личных человеческих отношений - эмоциональное общение.
Но в любом случае речь идет о реализации потребности человека в получении обратной связи, в подтверждении своей значимости, в достижении собственных целей. Первые уроки общения ребенок получает с рождения. Научить общению можно только во взаимодействии. В ходе общения происходит:
- демонстрация общепринятых норм и правил общения
- обсуждение сиюминутных ситуаций, корректировка и рекомендации
- создание ситуаций, требующих разного по форме и уровню общения
Лучшим приемом обучения общению является личный пример родителей, учителей, сверстников, пример литературных героев, отражение современной действительности в СМИ и телевидении.
Общение, как средство достижения коллективного успеха, может и должно являться сильным педагогическим средством развития, воспитания и обучения, т. е. обучение должно строиться на основе активного общения, возникающего в ситуации необходимости решения общей задачи – овладение знаниями, умениями и навыками, которые позволят ребенку в дальнейшем реализоваться, простроить отношения с другими участниками совместной деятельности.
Одним из приемов работы в этом направлении можно считать создание определенных микрогрупп учащихся (бригад, звеньев, отрядов и т.д.), когда перед ними ставится задача совместной деятельности по достижению определенного совместного результата с обязательной оценкой личного вклада каждого в общее дело. Цель этой работы – научить детей взаимодействовать, показать возможности коллективного труда, формировать навыки учебного полилога, решать конкретные проблемы общения в деятельности. Так, бригады простраивают свои отношения в процессе дежурства, оформления газет, совместных сообщений, подготовки к классным часам, праздникам, соревнованиям. На уроках изучения нового материала и обобщения знаний одна из форм – работа в бригадах, решение разных учебных задач, распределение работ, простраивание взаимодействия. Активная форма итоговой аттестации, требующая применения коммуникативных навыков, - творческие отчеты в конце учебного года, обязательным условием которых является коллективность, создание возможности проявить себя и оценка деятельности каждого. За последние шесть лет работы мною созданы сценарии шести таких отчетов. С одним из них я хочу вас познакомить.
Творческий отчет по итогам обучения в третьем классе (3в, 2003 – 2004)
Цель: подведение итогов обучения за год; демонстрация основных знаний и умений, приобретенных в третьем классе; формирование навыка работы в группах; воспитания товарищества, ответственности за общий результат; привитие интереса к знаниям и интеллектуальной деятельности; развитие умения применять теоретические знания на практике; соблюдение традиции как средства формирования особого уклада и отношений коллектива; воспитание гордости за свою страну, чувство гражданина.
Оформление: флаги России и Якутии; карта России с границами республик в составе России, на них флаги, закрепленные тыльной стороной; выставка детских работ: доклады и рисунки, посвященные РФ и РС(Я), историческим местам, знаменитым людям.
Подготовка: на уроках труда и рисования готовятся флаги республик России, в литературе, Интернете дети находят даты основания городов Золотого Кольца, оформляют доклады и рисунки о городах, заповедниках, народах России; бригады заранее готовят название, девиз и эмблему своей команды; демонстрационные карточки с вариантами ответов для игры “О, счастливчик!”.
1 урок. I. Орг. момент.
Звучит гимн России. Дети исполняют гимн стоя.
II. Введение в работу.
Дети рассаживаются по местам (4 стола для работы бригад с пронумерованными листами для выполнения заданий).
Учитель: Сегодня мы проводим традиционный творческий отчет – подводим итоги учебы за год. И неслучайно мы начали его с гимна России. Первые два урока будут тесно связаны с нашей страной, ее историей, особенностями, знаниями о ней. А мы будем иметь возможность еще раз убедиться в том, что знания, получаемые в школе можно и нужно применять в повседневной жизни. А вместе с нами об этом вспомнят наши гости и строгое, но справедливое жюри (представление).
III. Правописание имен собственных (межпредметные связи, развитие наблюдательности и орфографической зоркости).
Учитель: Любое государство, как хороший хозяин, стремиться жить в мире и согласии со своими соседями. А для этого надо их сначала знать. На листе с №1 запишите, вспомнив из курса природоведения, какие страны граничат с Россией:
ЗАДАНИЕ 1.
СЕВЕРО-ЗАПАД: | (Норвегия, Финляндия) |
ЗАПАД: | (Литва, Латвия, Эстония, Польша, Белоруссия, Украина) |
ЮГО-ЗАПАД: | (Грузия, Азербайджан) |
ЮГ: | (Казахстан, Монголия, Китай, КНДР) |
ЮГО-ВОСТОК: | (Япония) |
ВОСТОК: | (США) |
Дети выполняют работу в отведенное время.
Учитель: Какие правила русского языка вам нужно было вспомнить, чтобы записать эти слова? Что их объединяет? Какой частью речи они являются? Докажите. Раз это существительные, значит с ними можно составить словосочетания по предложенным схемам (записаны на доске):
х | х | х |
сущ. + прил. | сущ. + гл. | сущ. + сущ. |
Составьте и запишите их на первом листе под словами: ЗАДАНИЕ 2.
Дети выполняют работу в отведенное время, отдают задания 1 и 2 в жюри.
IV. Морфология.
Учитель: А что же мы знаем о частях речи? На какие две большие группы они делятся? В чем их главное отличие? Поговорим о самостоятельных частях речи. У вас на столе листы с ЗАДАНИЕМ 3. Каждой бригаде досталась своя часть речи, вы должны восстановить схему, а затем рассказать по ней о своей части речи. Поэтому сразу, обсуждая, решите, кто будет у вас выступать
Дети выполняют работу по отведенному времени, по очереди выступают, отвечают на вопросы других команд и членов жюри.
V. Работа с текстом.
Учитель: Мы много уже узнали о нашей стране и республике, в которой живем из различных текстов. Перед вами еще несколько подобных текстов, у всех они разные. Вам необходимо прочитать их и найти примеры в соответствии с ЗАДАНИЕМ 4.
Найдите в тексте по одному примеру:
- сущ.
- прил.
- гл
.
Дети выполняют работу по отведенному времени, отдают задания в жюри.
Учитель: Пока члены жюри подводят итоги, мы вспомним первое задание. Какие орфографические правила встретились в написании названий? Как вы думаете, слов какой части речи больше всего в любом языке? Почему?
Подведение итогов. Слово жюри.
Учитель: Она действительно удивительна – наша Родина. Мы только начали узнавать и открывать ее для себя. И впереди нас ждут удивительные открытия. И некоторые из них совсем рядом – на следующем уроке.
Перемена. Урок 2.
I. Орг момент. Разминка.
- наименьшее трехзначное число разделить на 50, увеличить результат в 2 раза и приписать впереди полученного произведения наименьшее однозначное.(14)
- назовите месяц под номером 5. (май)
- сумму двух наименьших четырехзначных чисел увеличить на 4 единицы. (2004)
- Что получилось? (дата: 14.05.2004)
II. Устный счет.
Учитель: Широка страна моя родная, Много в ней лесов, полей и рек…
А еще в ней живут люди разных национальностей и в составе России много республик. Хотите узнать сколько их? Решите выражение в ЗАДАНИИ 1, подписав промежуточные результаты.
5600 : 28 + (30 х 6 – 7200 : 90) – 279 = …. (21)
Дети выполняют работу по отведенному времени, отдают задания в жюри.
III. Математическое лото. (на доске - карта России с республиками и краями, закрытые флажками с номером. На скрытой стороне флажка – флаг соответствующей республики, на карте – ее столица)
Учитель: Да, их действительно 21. Их названия спрятаны под флажками на карте России. Каждому номеру соответствует вопрос, ответив на который вы узнаете название республики и ее столицу.
ЗАДАНИЕ 2. Команды по очереди выбирают номер, отвечают, переворачивают флажок, читают название, один номер – “счастливый”: сладкий приз. Если команда не может ответить, отвечает следующая по очереди.
Назовите действие:
- Увеличить на …
- Найти сумму чисел …
- Найти разность чисел …
- Найти произведение чисел …
- Найти частное чисел…
- ПРИЗ
Верно ли утверждение - Произведение равно первый множитель плюс второй множитель.
- Произведение равно первый множитель умножить на второй множитель.
- 2 умножить на 2 будет 5.
- Делимое равно частное плюс делитель.
- Умножение – это сумма любых слагаемых.
- Умножение – это сумма одинаковых слагаемых.
- На нуль делить нельзя.
- Для того, чтобы произведение было равно первому множителю, надо, чтобы второй множитель был равен единице.
- Произведение чисел 2 и 3 равно 5.
- От перестановки множителей произведение изменяется.
- От перестановки слагаемых сумма не изменяется.
- Ты да я, да мы с тобой. Нас двое.
- Периметр прямоугольника равен произведению длины на ширину.
- Периметр – это сумма длин всех сторон прямоугольника.
- При умножении любого числа на нуль получаем то же число.
Жюри оценивает ответы.
IV. Работа с многозначными числами.
Учитель: Итак, все республики названы. А у вас на столе таблицы данных, их которых видны величины площадей и количество людей, проживающих в республиках. Чеченская республика и Республика Ингушетия совсем недавно разделились, их площади еще не определены.
Название республики | Площадь, кв. км | Население, человек |
Карелия | 172400 | 785000 |
Коми | 415900 | 1185000 |
Марий Эл | 23200 | 766000 |
Мордовия | 26200 | 956000 |
Чувашия | 18300 | 1361000 |
Калмыкия | 76100 | 319000 |
Татария | 68000 | 3760000 |
Адыгея | 76000 | 450000 |
Дагестан | 503000 | 2098000 |
Ингушетия | 300000 | |
Чеченская республика | 865000 | |
Кабардино-Балкария | 12500 | 790000 |
Карачаево-Черкесия | 14100 | 436000 |
Северная Осетия Алания | 80000 | 663000 |
Башкирия | 143600 | 4097000 |
Алтай | 92600 | 202000 |
Бурятия | 351300 | 1053000 |
Республика Тыва | 170500 | 309000 |
Хакасия | 61500 | 586000 |
Республика Саха | 3103200 | 1023000 |
Удмуртия | 42100 | 1639000 |
ЗАДАНИЕ 3: Обведите красным цветом самую большую площадь и самую большую численность, а самые маленькие – зеленым.
ЗАДАНИЕ 4. Работаем с колонкой площадей. Разбейте числа этого столбика на три группы. Запишите каждую с новой строки. Учитель: По какому признаку вы разбили числа на группы?
ЗАДАНИЕ 5. Найдите сумму первых шести пятизначных чисел.
ЗАДАНИЕ 6. Найдите разность наибольшего и наименьшего шестизначного числа.
Дети выполняют работу в отведенное время, отдают задания 3, 4, 5 и 6 в жюри.
ЗАДАНИЕ 7. Россия богата своей историей, культурой, традициями. Чем дальше событие от нашего времени, тем больше его историческая ценность. Я предлагаю вспомнить один из прошлых уроков ознакомления с окружающим миром – “Путешествие по Золотому кольцу России”. У вас на столе карты – схемы золотого кольца России с указанием № города, датой его основания и “полочкой” для названия. Я даю характеристику города, вы находите его на карте и записываете название.
№1 – город, названный в честь Сергия Радонежского (Сергиев Посад)
№2 – город, основанный, как и Москва, Юрием Долгоруким (Переславль-Залесский)
№3 – город, который знаменит белым Кремлем, церковным звоном и финифтью (Ростов)
№4 – город, обязанный своим названием геометрической фигуре, знаменит часовым заводом (Углич)
№5 – в этом городе был создан первый общедоступный русский театр (Ярославль)
№6 - город, улицы которого напоминают женский веер (Кострома)
№7 – город художников (Плес)
№8 – город – музей деревянной архитектуры (Суздаль)
№9 – город соборов и храмов (Владимир)
Найдите самый древний город? Самый “молодой”?
ЗАДАНИЕ 8. Запишите даты основания городов в порядке возрастания. В первом числе обозначьте единицы первого класса; во втором – десятки первого класса; в третьем – сотни первого класса; В четвертом – единицы второго класса. Последнее число запишите в виде суммы разрядных слагаемых.
Дети выполняют работу по отведенному времени, отдают задания 7 и 8 в жюри.
V. Нахождение площади и периметра.
Учитель: Мы знаем, что символом любого государства являются герб (видим его на доске: герб России и Якутии); гимн звучал вначале события; и флаг, который имеет точные, четко определенные размеры. Они указаны на листах с ЗАДАНИЕМ 9. А мы найдем площади и периметр государственного российского флага (130 см х 90см)
Дети выполняют работу по отведенному времени, отдают задание в жюри.
VI. Итог.
Учитель: Какое слово чаще других звучало у нас на уроках? Я думаю, что мы сумели показать, как много мы узнали и научились в третьем классе, а сегодня победили все, несмотря на результаты, потому что прожили радость совместного труда и общих знаний.
Подведение итогов. Слово жюри. Перемена.
Далее идут развлекательные игры и конкурсы, обмен впечатлениями.