“Я не представляю себе архитектуру без чертежа. Это так же немыслимо, как музыка без звука или литература без слов. Без чертежа не передать свои мысли, не рассказать как построить дом, не доказать возможности создания какого-нибудь сооружения ”.
Б. Иоффан, академик
Пояснительная записка
Чтобы построить дом, автомобиль или самолет, изготовить одежду, мебель, детскую игрушку, надо вначале спроектировать, нарисовать и вычертить изделие. Этим занимаются инженеры, архитекторы, дизайнеры и представители других профессий.
Все они говорят на едином, общем для них профессиональном языке – языке графики.
В жизни человека бывают моменты, когда нужно расположить мебель в квартире, спланировать дачный участок, определить характер и внешний вид дачного домика, изменить или поменять форму устаревшего домашнего дивана, детского уголка и т.д.
А в настоящее время каждый человек – дизайнер, конструктор, созидатель и грамотный пользователь той среды, в которой он живет.
Чем лучше учащиеся будут владеть графикой, знать возможности проектирования, производства и использования предметов этой среды, уметь грамотно и гармонично организовывать все в единую систему, тем лучше будут жить и он сам и его семья.
Потому, какую профессию он бы не выбрал в своем будущем, большую пользу принесут ему те базовые знания и умения, которые он получит в результате активного общения с технической и художественно-конструкторской информацией, содержащейся в этой программе.
Введение данной программы в школе призвано создать условия для формирования и развития у учащихся эстетического отношения к окружающему миру, показать им место и значение дизайна при проектировании и создании современных изделий, научить их понимать основные закономерности формообразований, ознакомить с проектной деятельностью.
Программа учитывает возрастные особенности учащихся, их познавательный интерес, одновременно предоставляя возможность работать на уровне повышенных требований, развивает учебную мотивацию, а так же знакомит со спецификой профессиональной деятельности архитектора, дизайнера, строителя.
Цели программы:
- Развивать технический кругозор, все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью учащихся;
- Способствовать развитию пространственных представлений, имеющих большое значение в производственной деятельности – обучить в процессе чтения чертежа воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;
- Активизировать потенциальные и творческие силы.
Задачи программы:
- Развитие творческих и конструкторских способностей учащихся;
- Развитие самостоятельности в решении творческих и изобретательских задач;
- Активизация художественного творчества в области дизайна и проектирования;
- Формирование профессионального самоопределения и ориентации учащихся;
- Допрофессиональная подготовка.
Перечень умений и знаний
Учащийся должен знать:
- Основные правила выполнения, обозначения и чтения видов, разрезов и сечений на чертежах;
- Особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей интерьера;
- Историю зарождения и развития дизайна;
- Принципы формообразования и композиции;
- Последовательность выполнения художественно-конструкторских проектов;
- Специфику профессиональной деятельности дизайнера;
- Художественно-оформительские работы.
Учащийся должен уметь:
- Читать и выполнять комплексные чертежи и наглядные изображения несложных объектов;
- Читать несложные архитектурно-строительные чертежи;
- Осуществлять преобразование форм и пространственного положения объектов и его частей;
- Выполнять необходимые виды, разрезы и сечения на чертежах;
- Составлять эскизы;
- Выражать средствами графики (плакат, таблица) свои идеи и намерения;
- Проводить самоконтроль выполнения работ;
- Выполнять дизайн-проекты бытовых интерьеров;
- Работать со справочным материалом.
Содержание программы
Программа рассчитана на 17 часов и состоит из трех блоков.
Первый блок.
Чертежи в архитектурном творчестве.
Анализ творческого наследия архитекторов, чертежи которых вошли в сокровищницу графического искусства.
Краткий исторический обзор зарождения строительного дела, знакомство с творчеством известных художников-графиков.
Чтение строительных чертежей.
Второй блок.
Знакомство с графическим дизайном.
История русского дизайна.
Дизайн, как современный способ системного мышления при создании новых проектов.
Художественное проектирование: учет человеческого фактора.
Место дизайна в искусстве.
Дизайнер - специалист широкой подготовки и эрудиции: художник, конструктор, психолог, технолог.
Реклама и дизайн.
Третий блок.
Интерьер – единство стиля.
Понятие о композиции в интерьере.
Организация зон жилья – помещений отдыха, столовой, кухни, спальни, детской комнаты и др.
Использование современных материалов в отделке дома.
Оформление интерьера предметами декоративно-прикладного искусства.
Роль освещения в помещении.
Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к уборке жилых помещений.
Технология дизайна и художественного творчества.
Алгоритм дизайна.
Конструкторско-технологическая документация дизайна.
Цветовые решения и композиции.
Роль комнатных растений.
Формы и методы
У учащихся необходимо развивать кругозор, умение анализировать, видеть форму и т.д.
Поэтому программой предусматривается использование следующих форм и методов:
- Объяснительно-иллюстративный.
Урок-лекция, беседа, рассказ, циклы из истории графики.
- Метод магнитной аппликации, работа по доске с ламинированным покрытием и мультифорами.
Учащиеся выполняют технический рисунок, который помогает понять самые сложные формы.
- Репродуктивный
Тестирование, работа по карточкам, где осуществляется дифференцированное обучение.
- Программированное обучение
Основным преимуществом этой формы является большая экономия учебного времени, что дает возможность на каждом уроке сочетать новый материал с практической работой по закреплению знаний.
Данное обучение осуществляется с помощью перфокарт, что нравится учащимся, так как с одной стороны – является хорошей умственной тренировкой, а с другой стороны – вносит разнообразие в учебный процесс.
- Игровые технологии
Активизируют учебный процесс (дидактические игры, развивающие игры, игры – соревнования, занимательные задачи по графике), представляют несомненную ценность в педагогическом отношении.
Игры типа “графическое лото”, “чертежное домино” и др., помогают лучше читать чертежи, разбираться в технике, проявлять сообразительность и смекалку.
- Творческие лаборатории
Помогает учащимся в познании и самовыражении своей личности, их дальнейшей профессиональной ориентации.
Тематический план
Название темы | час | Практическая работа |
Чертежи в архитектурном творчестве | ||
1. Анализ творческого наследия архитекторов, чертежи которых вошли в сокровищницу графического искусства | 1 | Краткий обзор этапов развития архитектуры. Просмотр буклетов, репродукций, альбомов. |
2. Фасады, планы, разрезы. Антураж. | 1 | План 1 кв. жилого дома |
Знакомство с графическим дизайном | ||
3. Виды дизайнов и сферы их применения в жизни и деятельности человека | 1 | План своей комнаты с расстановкой мебели. |
4. Виды графики и основные материалы графика-дизайнера. | 1 | Выполнение титульного листа к альбому работ по графическому дизайну (формат А3, акварель, тушь, кисть). |
5. Цветоведение и композиции графического дизайна. | 1 | Выполнение геометрического узора (замена линии путем натяжения нити). |
6. Реклама и дизайн | 2 | Построение перспективного изображения архитектурной детали – фрагмент стены с окном (акварель, тушь, кисть). |
Интерьер – единство стиля | ||
7. Понятие о композиции в интерьере. Планировка и оформление. Значение цвета в интерьере. | 1 | Алгоритм формирования композиции в интерьере. Стили современного интерьера. |
8. Моделируем пространство | 1 | Деление пространства на зоны |
9. Организация функционального зонирования. | 1 | Варианты адаптации жилой ячейки к изменению состава семьи. |
10. Использование современных материалов в отделке зданий и сооружений. | 1 | Варианты дизайнерских решений при изготовлении различных приспособлений, применяемых в домашнем хозяйстве. |
11. Роль освещения. Естественное и искусственное освещение. | 1 | План размещения рабочего места с учетом освещения в комнате. |
12. Алгоритм дизайна. | 2 | Выполнение эскиза и разработка проекта бытовых предметов (мебель, посуда, игрушки и т.д.) |
13. Цветочный фейерверк в интерьере. | 1 | Выполнение эскиза полочки для цветов и фигурной опоры (курочка ряба) |
14. Калейдоскоп полезных вещей. | 3 | Идеи для кухни, ванной, прихожей; флористика; металлодизайн; реконструкция мебели. |
Список используемой литературы
- Браиловская Л. Дизайн квартир и реставрация мебели. – Р–на-Д.; Феникс, 2003 г.
- Воротников И.А. Занимательное черчение. – М.: Просвещение 1990 г.
- Дембинский С.И. Уроки черчения в средней школе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1998 г.
- Климов Е.А., Чистякова С.Н. Выбор профессии 7-8 класс. – М.: Просвещение, 1988 г.
- Кузин А.А. Краткий очерк истории развития чертежа в России. М.: Просвещение, 1976 г.
- Кузьменко В.И. Методика преподавания черчения в школе. – М.: Просвещение, 1991 г.
- Лиза. Мой уютный дом. – 2003 – 2004 гг.
- Ройтман И.И. Методика преподавания черчения. – М.: Владос, 2003 г.
- Программа Технология 1 – 11 класс. – М.: Просвещение, 1996 г.
- Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение, 1983 г.
- Шимко В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование. – М.: Архитектура – С, 2004 г.
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979 г.
- Яновская И. Интерьер. Серия “Золотая коллекция”. – М.: Лабиринт – пресс, 2000 г.