Цели:
- развивать у учащихся способности к определению и построению точек по их координатам;
- развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, установление закономерности; вычислительные навыки, умения выполнять действия сложения и вычитания с дробными числами; умения решать составные уравнения; задачи на нахождение площади прямоугольника, квадрата, прямоугольного треугольника, четырёхугольника;
- развивать интерес к изучению предмета, умение работать самостоятельно с использованием инструкционной карты урока, развивать умения взаимоконтроля и самоконтроля через оценивание собственной деятельности и деятельности других детей на разных этапах урока;
- воспитывать у учащихся культуру труда.
Оборудование:
- инструкционная карта урока (12 шт.); учебник - Л.Г. Петерсон “Математика. 4 класс”. Часть 3. – М.: Издательство “Ювента”, 2004;
- таблица с условными обозначениями инструкционной карты (1 шт.); компьютер;
- Кузя - компьютерный герой; оценочная таблица (для самооценки каждого блока - 20 шт.);
- алгоритм определения координат точек (1 шт.);
- карточки с формулами: С= а . б, С=(а . б) : 2, С=а . а, С = а . а +(а . б) : 2.
Ход урока
1. Организационный момент (слайд – рисунок № 1).
- Сегодня к нам на урок пришёл всем вам знакомый компьютерный герой – Кузя. Он работает на компьютере, но с его машиной случилось несчастье – поселился электронный вирус. Поэтому Кузя просит нас ему помочь.
- А что для этого мы можем сделать? (решить все учебные задания на уроке)
- Итак, давайте прочитаем в инструкционной карте, как называется первый блок. Это “Контроль домашнего задания” - К д/з (обращение к инструкционной карте – приложение 1).
2. Проверка домашнего задания (слайд – рисунок № 2) – проверка
- Прочитаем алгоритм для этого блока по карте (обращение к инструкционной карте – приложение 1). Кузя предложил своё решение и хочет проверить ваше. Поставьте в своей оценочной таблице отметку за работу, обратив внимание на аккуратность и правильность выполнения – стр. 56, № 10 и стр. 60, № 12 (а, б).
3. Актуализация знаний.
1) установление закономерности в ряду дробных чисел
- Кузя направляет нас в следующий блок УЗ-1.
- Какую цель поставим здесь для себя, выполняя это задание? (обращение к инструкционной карте)
(на экране появляются два ряда чисел - слайд – рисунок № 3)
- Проверь свои ответы и оцени свою работу знаком “+” или “-”.
(слайд - рисунок № 4) – проверка
2) игра “Море ошибок” (слайд – рисунок № 5) – фронтальная работа
- Прочитайте в следующем задании цель и алгоритм (обращение к инструкционной карте – приложение 1).
-Найди ошибки в каждой рыбке и запиши правильно.
(слайд – рисунок № 6) – проверка
3) решение уравнений по уровням
- Под условным обозначением (обращение к инструкционной карте – приложение 1)УЗ-2 обозначено следующее задание, которое Кузя предлагает выполнить каждому из вас по своим возможностям.
- На доске цветными мелками записано задание.
- Что общего в этих записях? Как можно их назвать? (уравнения)
-Жёлтый цвет соответствует – отметке “3”, зелёный – “4”, красный – “5”.
-Подумайте, какое уравнение вы хотите выбрать?
Ж х . 8 = 96 З х . 6 + 380 = 800 К 320 – (Х . 4 + 120) : 5 = 40 . 6
4) взаимопроверка и взаимоконтроль
- Обменяйтесь своими тетрадями, и каждый пусть проверит друг у друга решение уравнений по эталону на экране.
(слайд – рисунок № 7) – проверка уравнений
4. Физпауза под музыку.
5. Повторение полученных знаний.
1) организация учебного процесса на этапе повторения (обращение к инструкционной карте – приложение 1):
- Прочитайте четверостишие, которое записано на доске.
Интересна и важна
Математика – страна,
Потому что всем, кто хочет
Дарит знание она.
- Дарит ли математика просто нам свои знания? (нет, самостоятельное открытие)
- Какие знания на прошлом уроке мы с вами открыли? (по теме “Координаты и их построение”)
2) повторение полученных знаний с использованием тестов по теме “Координаты и их построение” (тесты зачитывает учитель):
Тест 1. Сколько чисел входит в состав координаты?
а) 4;
б) 2.
Тест 2. Где отмечают координаты?
а) координаты отмечают на клетках тетради;
б) координаты отмечают на координатном луче.
Тест 3. Что образует координатный угол?
а) образуют два координатных луча: горизонтальный и вертикальный;
б) образуют две координатные прямые: горизонтальная и вертикальная.
Тест 4. Как называется горизонтальная сторона координатного угла?
а) ось ординат Оу;
б) ось абсцисс Ох?
в) ось координат.
Тест 5. Как называется вертикальная сторона координатного угла?
а) ось координат;
б) ось абсцисс Ох;
в) ось ординат Оу.
2) проверка и самооценка по тестам в оценочной таблице;
3) повторение алгоритма построения координат точки;
- Вспомните алгоритм построения координат точки.
(на доске карточки с пошаговым алгоритмом построения координат)
Найти на оси х точку а и мысленно провести прямую, параллельную оси у.
Найти на оси у точку б и мысленно провести прямую, параллельную оси х.
На пересечении поставить точку А (а,б).
2) построение фигур по предложенным координатам в № 6, стр. 59 учебника по рядам
- Кузя предлагает вам построить по координатам вершины прямоугольника, треугольника и четырёхугольника и приглашает троих учеников к доске (три ученика у доски работают на заранее приготовленных координатных углах).
(работа с инструкционной картой, чтение цели и алгоритма работы в этом блоке – ПК (построение координат)).
- Чем особенны эти фигуры?
- Постарайтесь правильно объяснить определение сторон каждой фигуры по предложенным Кузей решениям (слайд - рисунок № 8)
3) самостоятельная работа: нахождение площади построенных фигур
- Кузя нам напоминает, что “у математиков существует свой язык – это формулы” и говорит о том, что “математику нельзя изучить, наблюдая, как это делает сосед”.
- А это значит, что он приглашает вас поработать в следующем блоке самостоятельно. Вашими помощниками будут формулы (на доске).
(обращение к инструкционной карте – приложение 1 - алгоритм работы по блоку – СР).
С = а . а С = а . б С = (а . б) : 2 С = а . а + (а . б) : 2
4) проверка по эталону (слайд - рисунок № 9) – проверка
6. Рефлексия.
- Я думаю, что Кузе мы помогли, и он будет доволен нами тогда, когда услышит от вас оценку своей деятельности на уроке в целом. При этом каждый в своей оценочной таблице на строке “Итог” нарисуйте один кружок: красный или жёлтый или синий.
Я работал на уроке с
желанием, был уверен в себе. Мне было интересно. К |
Я работал на уроке с
желанием, но не очень уверенно, чувствовал
какое-то неудобство, волновался. Ж |
Я работал на уроке без
желания, боялся отвечать и выполнять работу. С |
(выслушать 2-3 учащихся)
7. Домашнее задание.
- Кузя вам говорит слова благодарности за вашу помощь и даёт вам домашнее задание стр. 60, № 10, 14) (слайд – рисунок № 10).