Цели:
- активизировать знания по предмету,
- развивать творческое, абстрактное мышление, пространственное воображение,
- отрабатывать умение определять проекции детали,
- выполнять технические рисунки,
- формировать познавательный интерес,
- воспитывать внимание.
План:
- Введение. Организационный момент.
- Представление команд, жюри.
- 7 туров игры + игра со зрителями.
- Подведение итогов.
В игре участвуют две команды по 5 - 6 человек (один из них капитан), учитель в роли ведущего, члены жюри (лучшие из учеников), подводящие итоги после каждого тура.
За каждый правильный ответ жюри начисляет один балл. Если команда не знает ответа, то может обратиться за помощью к своим болельщикам. Верные ответы болельщиков приносят команде по 1 баллу. Побеждает команда, набравшая больше баллов.
Представление членов жюри.
Представление капитанами команд (название, девиз, эмблема).
1 тур “Блиц-турнир”
Вопросы задаются одновременно обеим командам. Право ответа получает быстрее среагировавшая команда.
- Какие изображения называются графическими?
- Что такое проецирование?
- Что такое вид детали?
- В какой стране в 1970 г. был утвержден декрет о реформе мер, в результате которой за основную единицу измерения длины был принят метр – одна десятимиллионная часть четверти меридиана (т.е. расстояние от полюса до экватора). (во Франции)
- Название какого инструмента, необходимого при выполнении чертежа, образовано от слияния двух тюркских слов, переводимых как: черный и камень? (карандаш)
- Почему проекции называются прямоугольными?
- Какой инструмент несравнимо старше своих собратьев по графическим работам, так как был найден на территории Франции в галльском кургане 1 века н.э. В пепле, засыпавшем Помпею девятнадцать веков назад, археологи также обнаружили множество этих инструментов. На протяжении многих веков этот инструмент был незаменимым и верным помощником архитекторов и строителей. (циркуль)
- Какие способы проецирования вы знаете, и чем они друг от друга отличаются?
- В какой стране во II веке н.э. впервые стали делать бумагу, используя для ее изготовления стебли бамбука и луб шелковичного дерева. (Китай)
2 тур “Устами младенца. Рассуждалки”
Предлагаем обеим командам рассуждения некого “младенца”, а вы должы дать названия этих тел. Право ответа получает быстрее среагировавшая команда.
Рассуждалка № 1: у теннисного шарика такая же форма (сфера)
Рассуждалка № 2: одно из чудес света имеет такую же форму. (пирамида)
Рассуждалка № 3: “это” можно получить, вращая прямоугольный треугольник вокруг оси; оно похоже на колпак. (конус)
Рассуждалка № 4: “это” есть у всех детей и некоторых спортсменов, я “этим” люблю играть. (мяч, имеет форму шара)
Рассуждалка № 5: “это” похоже на спичечный коробок. (параллелепипед)
Рассуждалка № 6: “это” похоже на бублик. (тор)
Рассуждалка № 7: “это” можно получить, если вращать прямоугольник вокруг оси; оно похоже на бидончик. (цилиндр)
3 тур “Конкурс капитанов”
На вопросы ведущего отвечают капитаны команд. Тот, кто на вопрос отвечает первым и правильно, приносит команде 1 балл.
1. “Зоркий сокол”. Каждому капитану на глаз, как можно точнее нужно определить размеры: крышки стола; окна; двери; классной доски; стенда; высоты подоконника.
Кто из капитанов определит размеры наиболее точно.
2. Эти предметы очень хорошо вам знакомы, но на чертеже выглядят непривычно. Какие это предметы?
Если ответ дан капитаном с первой попытки (рисунок 1, 4, 7), то команда получает 1 балл, со второй попытки (рисунок 2, 5, 8) – 0,5 балла. Ответы к заданию на рисунках 3, 6, 9.
2.1.
рисунок 1 |
рисунок 2 |
рисунок 3 |
2.2.
рисунок 4 |
рисунок 5 |
рисунок 4 |
2.3.
рисунок 7 |
рисунок 8 |
рисунок 9 |
Назовите количество геометрических тел, входящих в группу? Что это за геометрические тела? По имеющемуся чертежу составьте группу, используя комплект геометрических тел.
(рисунок 10)
4 тур “Черный ящик”
Выполнение этого задания потребует от вас большой внимательности.
Для каждой команды приготовлен свой “черный ящик”, внутри которого находятся наборы (для каждой команды различные) моделей геометрических тел: призмы, пирамиды, шар, конус и т.д. Всего в ящике 8 моделей.
К доске приглашается по два представителя от каждой команды, им предлагается открыть свой ящик и осмотреть набор моделей не более минуты. После осмотра ящик вновь будет закрыт. Вы должны написать на доске названия и выполнить технический рисунок группы тел. На составление списка и выполнение изображений отводится 5 минут.
Игра со зрителями №1 “Найди продолжение пословицы”
В качестве домашнего задания вам было предложено подготовить пословицы, связанные по смыслу с темой нашей игры. Ведущий будет зачитывать начало пословицы, а вам необходимо будет правильно ее продолжить.
- Делать аккуратно, добротно.
У халатности три брата: авось, небось … (да как-нибудь.)
Лучше сидеть сложа руки, чем делать … (спустя рукава.)
Большая работа требует … (большой заботы.)
- Иметь навык.
Побеждают не числом, а уменьем… (и умом.)
Не то молодец, кто нашел себе дело, а тот молодец, … (кто исполняет умело.)
Умелый тоже ошибается, да … (скоро поправляется.)
У кого сноровка, тот и … (работает ловко.)
Человек без умения – … (недоразумение.)
- Ценить мастера.
Кто ладно строит, тот… (дорого стоит.)
Мастером нельзя родиться, мастерству… (надо учиться.)
Мастерские руки – от… (доброй науки.)
Передовиком каждый может стать, кто… (науку в дело приложит.)
Работай руками и головой… (- будешь передовой.)
5 тур “Разрезалки”
Для решения этой графической головоломки нужно обладать сочетанием логики и хорошей геометрической интуиции, не лишней будет и удача.
На рисунке слева - фигура, составленная из горизонтальных, вертикальных и диагональных отрезков. (рисунок11)
Задание состоит в том, чтобы разрезать ее одним разрезом на две равные (по размерам и форме) части. Как правило, это можно сделать единственным образом. Вам осталось только догадаться, как. (Ответ к заданию на рисунке 12)
рисунок 11 | рисунок 12 |
6 тур “Загадочное животное”
Следующее задание будет по-настоящему творческим. Каждой команде выдается словесное описание образа диковинного животного, используя наборы геометрических тел, создайте его модель.
“В зоопарк привезли новое животное. Вот как оно выглядит: туловище - цилиндр, на вершине которого голова в виде правильной треугольной призмы: на ее гранях - два шарообразных глаза. У него также два конических рога, уши - полуовальные пластины, ноги - высокие параллелепипеды, уши – треугольные пирамиды”.
Игра со зрителями № 2
Зрителям предлагается расположить геометрические фигуры, составляющие треугольник (рисунок 13) таким образом, чтобы фигура стала целостной (без пустого места) (рисунок 14).
рисунок 13 | рисунок 14 |
7 тур “Финальный”
Выполните моделирование формы по техническому рисунку с недостающими на нем линиями. Закончите технический рисунок. (рисунок 15)
рисунок 15
Жюри подводит итоги и объявляет победителя. Председатель жюри отмечает самых активных и эрудированных участников команд и болельщиков. Награждение команд.