Грамматическая тема “Три основные формы глаголов” - одна из самых важных и сложных, необходимо также заметить, что усвоение обучающимися трех основных форм глаголов является обязательным этапом изучения немецкого языка. Без овладения данным грамматическим материалом невозможно дальнейшее изучение языка, т.к. это базис для построения системы времен глаголов, образования страдательного залога. Трудность усвоения данной темы учащимися заключается, в первую очередь, в большом объеме материала. Обучающимся необходимо запомнить правила образования форм слабых (правильных) глаголов и заучить ряд сильных (неправильных) глаголов в трех формах.
Предлагаемые в данной работе материалы позволяют закрепить и проверить знания обучающихся. Разнообразие форм работы помогает интенсифицировать процесс запоминания. Часть заданий носит игровой характер, что оказывает благоприятное влияние на эмоциональный климат на уроке, и, как следствие, у обучающихся повышается интерес к изучаемому предмету. Важно также отметить, что данные формы работы способствуют развитию внимания, формированию навыков само- и взаимоконтроля у учащихся.
Представленные в статье материалы дают учителю возможность использовать разработанные нами дидактические материалы на своих уроках, а также самостоятельно создавать игры, отвечающие потребностям конкретной группы обучающихся и лексико-грамматическому материалу УМК.
1. Парные карточки (приложение 1) помогают интенсифицировать процесс запоминания и закрепления трех основных форм глагола.
Режим работы: в парах, взаимоконтроль
Описание хода работы: комплект карточек рассчитан на двух учащихся. Обучающийся, получивший карточку №2, называет три основные формы глагола, второй обучающийся проверяет его по своей карточке, в случае необходимости, исправляет ошибки, затем их роли меняются.
2. „Bingo-Spiel“ (приложение 2).
Данное задание можно использовать не только как упражнение для отработки и активизации трех основных форм глагола, но и в качестве формы контроля усвоения лексического материала.
Режим работы: индивидуальный.
Описание хода работы: каждый учащийся получает карточку, учитель называет глагол в форме инфинитива на русском (если есть необходимость повторить значение глаголов) или немецком языке, обучающиеся зачеркивают в своей карточке соответствующие формы (Prteritum, Partizip II) названного глагола. Выигрывает тот обучающийся, кто первый полностью зачеркнет строчку/столбик (по вертикали, горизонтали или по диагонали).
3. “Wurfelspiel” (настольная игра с кубиком, приложение 3). Цель данной игры: отработка и закрепление трех основных форм глагола.
Оснащение: кубик для настольной игры, фишки, игра.
Режим работы: в группах (3-4 человека), взаимоконтроль.
Описание хода работы: учащиеся делятся на группы, каждая из которых получает комплект для игры (кубик, фишки, настольная игра). Обучающиеся по очереди кидают кубик, ставят свою фишку на выпавшее поле и называют (и\или записывают) три основные формы глагола, который указан в клетке, остальные обучающиеся данной группы слушают отвечающего и, при необходимости, исправляют ошибки. Учитель подходит к каждой группе учащихся и слушает (просматривает) ответы учеников. Выигрывает тот учащийся, кто первым и с наименьшим количеством ошибок достигнет последнего поля игры (клетка 36).