Урок по окружающему миру во 2-м классе "Грибы — особое царство живой природы"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • сформировать представление о грибах, как особом царстве живой природы;
  • раскрыть особенности строения шляпочных грибов;
  • познакомить с разнообразием грибов;
  • познакомить со съедобными и несъедобными грибами;
  • рассказать о правилах сбора грибов;
  • воспитать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • схема строение гриба;
  • иллюстрации: лесная поляна, хвойный лес, лиственный лес, смешанный лес;
  • раздаточный материал: шаблоны съедобных и несъедобных грибов, плесневелый кусочек хлеба; камень, дрожжи, веточка дерева, плоды шиповника;
  • тест.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы совершим путешествие в осенний лес Калининградской области.

2. Постановка задачи урока.

Эпиграфом, то есть задачей нашего урока я выбрала строки из произведения В. Бианки: “Весь огромный мир, полон неизведанных тайн. Я их буду открывать, всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире”.

- Что считает известный натуралист самым интересным и увлекательным занятием в мире?

Поднимите руки, кто любит разгадывать тайны природы.

Одна из загадок природы находится у вас на партах.

- Перечислите те тела природы, которые лежат у вас на парте. (Камень, дрожжи, плесневелая корочка хлеба, грибы, веточка дерева, плоды шиповника) .

Посоветуйтесь в парах и назовите лишнее тело природы. (Камень) . Почему?

На какие группы можно разделить тела живой природы? (Грибы, растения) .

Какие тела отнесете к растениям?

Какие тела отнесете к грибам?

3. Изучение новой темы:

Что общего у представителей грибов и растений?

Раз так много общего, значит грибы мы можем отнести к растениям? Докажите.

Сравните свой вывод с выводом в учебнике. Что выяснили?

Хорошо, но тогда грибы нам придется соотнести к животным? Докажите.

Действительно, грибы составляют в природе отдельное Царство природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.

Сегодня на уроке мы попытаемся разобраться только с одним представителем Царства грибов, а вот с каким, вы мне назовете сами.

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек.
Шляпка есть – нет головы.

(Гриб) .

Какой гриб? (Шляпочный)

Почему так решили?

Какие шляпочные грибы вы знаете?

Игра “Найди грибок”

Мы вспомнили ряд шляпочных грибов, а теперь отправимся в лес. В классе спрятались грибы, которые растут в Калининградской области, вы должны собрать только те грибы, названия которых вы знаете. (По классу расклеены шаблоны грибов) .

4. Проверка домашнего задания.

Пока вы будете отыскивать грибы в “нашем лесу”, два ученика будут работать у доски, они должны из набора картинок собрать гриб и цветок, подписать их органы.

(В это время остальные дети по очереди отыскивают грибы и называют их) .

Итог игры: дети выбирают знатока грибов.

А теперь посмотрим на доску и вспомним из каких органов состоит гриб и цветок.

(На доске составлены схемы цветка и гриба) .

Углубленное представление о шляпочных грибах.

Чем отличаются по строению эти тела природы?

Есть ли в классе дети, которые знают, как называется подземная часть гриба, похожая на паутинку? (Мицелий, или грибница) . А вот та часть гриба, которая поднимается над поверхностью земли и попадает к нам в корзинки, называется плодовым телом. (Дополняем схему на доске) .

Работа в группах.

Возьмите в руки собранные грибы и объединитесь в группы по 4 человека.

Все ли шляпочные грибы одинаковы по внешнему виду?

Подскажите, как называются грибы у которых под шляпкой спрятались пластинки?

(Пластинчатые) .

Поднимите руки, в чьей группе есть пластинчатые грибы? Назовите их.

Как называются грибы, у которых под шляпкой вместо пластинок трубочки? (Трубчатые) .

У кого на парте есть трубчатые грибы? Назовите их.

К какой природе вы отнесете эти тела природы?

Что свойственно всем живым телам?

Вспомните, как размножаются растения? (Дети приводят примеры) .

Посоветуйтесь четверками и скажите, а как размножаются грибы? (Спорами) .

Проверьте свои предположения по учебнику. Подтвердились ли ваши ответы?

Покажите на схеме, где у гриба находятся споры.

Возьмите в руки шампиньоны и рассмотрите нижнюю сторону шляпки.

Где будут расположены споры у пластинчатых грибов? А у трубчатых?

В массе споры можно увидеть и простым глазом. Хорошо они видны у зрелых грибов. Вот этот темный окрас под шляпкой шампиньонов есть споры. (Показ учителем) .

А сейчас я открою окно и, очевидно, какие-то споры покинут свое материнское тело. А мы покинет на минуточку свои парты и выполним зарядку.

5. Физическая пауза.

(Дети двигаются по классу и отыскивая грибы все наклоняются, поворачивая свое тело к грибнику, который нашел гриб) .

Коля шел, шел, шел.. (подосиновик) нашел,

Аня шла, шла, шла.. (подберезовик) нашла,

Маша шла, шла, шла.. (мухомор) нашла...

6. Проблемная задача. Работа в парах.

Выявление взаимосвязи гриба и дерева. (У детей на партах подготовленный текст) .

Прочитайте текст. Попробуйте обосновать свой ответ в парах.

Собирая грибы, я свернула в ельник. И здесь увидела соседа, копошившегося под елочкой. Рядом с ним стояла корзина с нарезанными вдоль грибами – подберезовиками, подосиновиками.

Сею грибы, - объяснил мне сосед, деревянной лопаточкой поднимая лесную подстилку и укладывая туда несколько кусков грибов. Года через два приходите сюда грибы собирать, их здесь много будет... - посоветовал на прощание мне сосед..

Подумайте, вырастут ли в ельнике подберезовики, подосиновики?

Давайте напомним сеятелю, где и в каких лесах растут грибы.

(На доске три иллюстрации: хвойный лес, лиственный лес, смешанный лес) .

На партах у вас лежат шаблоны грибов, давайте разместим их под иллюстрациями.

Почему ваши мнения расходились?

Вывод:

Оказывается, деревья и грибы между собой дружат, одни грибы дружат с каким-то одним деревом, другие, как, например, белый гриб – дружат с елью, дубом, сосной и даже березой.

Кому нужна эта дружба? Выходит, что грибы в лесу нужны только растениям?

Для чего нужны грибы живой природе?

Все ли перечисленные грибы пригодны для человека? Назовите их.

7. Кроссворд.

Не все грибы – наши друзья, в лесу можно встретить грибы, которые надо знать,как выглядят. На доске составлен кроссворд, в который вошли названия очень опасных грибов. (На каждый пункт правильно разгаданного кроссворда вывешивается картинка с этим грибом) .

Из-под травки прошлогодней
Вылезают на свободу
Неразлучные сестрички -
Их с собою не бери,
Лучше мимо ты пройди. (Лисичка ложная) .

Я похож на белый гриб,
Почему прошел грибник? (Желчный гриб) .

Ножка белая, прямая,
Шляпка красная такая,
А на шляпке, на верхушке
Беленькие конопушки. (Мухомор) .

Есть старуха вредная,
На ней шляпка бледная,
А нога в ботинке,
На чулке, пестринки,
Вокруг ворота – пораспорото,
Кто к ней прикоснется,
Тот не проснется. (Бледная поганка) .

Одним из самых ядовитых грибов является бледная поганка. Гриб этот очень опасен, так как съев его, человек может почувствовать себя плохо только через несколько часов или даже дней.

Какие основные правила сбора грибов вы знаете?

Но надо помнить, что даже съедобными грибами человек может отравиться. Как вы думаете, когда и почему?

Итог урока. Тест.

Теперь, я думаю, ваш багаж знаний пополнился. У вас на партах находится листочек, переверните его. Я буду зачитывать вопросы, а вы из предложенных вариантов выберите верный и поставьте знак “+”.

1. Как нужно собирать грибы?

а) срезать ножом;
б) сбивать палкой;
в) вытянуть из земли

2. Что должен сделать грибник, если усомнился в сорванном грибе?

а) попробовать на вкус;
б) срезать и положить в корзину;
в) не брать гриб

3. Какие грибы можно найти в апреле?

а) опят;
б) лисичек;
в) строчки

4. Какие грибы не бывают червивыми?

а) маслята;
б) лисички;
в) подберезовик

Какой вариант выбрали? Кто не согласен? Докажите.

В гостях какого Царства нам посчастливилось побывать сегодня на уроке?

Домашнее задание.

Дома вы подготовите дополнительную информацию о том, что бы вы хотели узнать на уроке, но, к сожалению, не узнали сегодня.