Ход занятия
I. Оргмомент. - Здравствуйте, дети, сегодня я с вами проведу занятие. Меня зовут Наталья Алексеевна.
II. Развитие фонематического слуха.
(Слова - паронимы)
- Послушайте внимательно.
Облетели последние листья, скоро наступит Сима.
На праздник позвали много гостей: Катю, Лену, Зиму.
- Я правильно сказала? (нет)
- Эти слова одинаково звучат или по-разному?
- Какие звуки я перепутала? (С* и З*)
- Смысл предложений изменился или нет?
- С какими звуками мы будем работать?
III. Дифференциация изолированных артикулем.
Чем похожи эти звуки? (Они согласные, мягкие)
Чем они отличаются? (Один звонкий, другой глухой)
Кинетический контроль (рука на горло)
Учитель дает символы звуков (Зеленые карточки с колокольчиками и без)
IV. Развитие фонематического слуха.
1. Дифференциация фонем на слух.
Инструкция: Я буду читать слова. Если услышите слова со звуком С*, то поднимите зеленую карточку без колокольчика, а если вы услышите слова со звуком З*, то поднимите зеленую карточку с колокольчиком.
Логопед читает слова: карусель, хозяйка, осень, сентябрь, земляника, музей, синий, осень, поселок, зебра, магазин, селезень, зимний.
2. Дифференциация фонем в собственной речи.
Инструкция: Я буду показывать вам карточки, а вы придумывайте слова. (Символы звуков).
Дети придумывают слова.
Инструкция: Какой звук перед Е (звук С*), какой звук перед И (звук З*).
Физминутка (пальчиковая гимнастика).
- Как живешь?
- Вот так (показать большие пальчики).
- Как плывешь?
- Вот так (имитация плавания).
- Как бежишь?
- Вот так (указательные и средние пальцы бегут).
- Вдаль глядишь?
- Вот так (приставить к глазам пальцы биноклем).
- Ждешь обед?
- Вот так (подпереть щеку кулаком).
- Машешь в след?
- Вот так (помахать руками).
- Утром спишь?
- Вот так (обе руки под щеку).
- А молчишь?
- Вот так (указательным пальцем прикоснуться к губам).
А теперь тихо сели на свои места.
Образование прилагательных от существительных. Отвечающих на вопрос какой?
Инструкция: Мы будем придумывать слова, которые отвечают на вопрос, КАКОЙ? А эти картинки нам помогут: осень, весна, апельсин, зима, земля. (День-какой? Сок-какой? Червяк-какой?) Картинки выкладываются в столбик. Чередуются слова со звуками С* и З*.
V. Дифференциация С и З на письме.
- Какими буквами мы обозначаем звуки С* и З*.
Инструкция: Вставьте пропущенные буквы и подчеркните гласные, которые идут после букв С и З.
Гу_еница пол_ет по _емле.
Цветут _иние ва_ильки.
_иницы прилетели _имовать.
На _емлю летят о_енние листья.
Какие гласные вы подчеркнули?
VI. Итог.
Кто вспомнит, с какими звуками мы сегодня работали?
Чем они похожи?
Чем они отличаются?
Какими буквами мы обозначаем эти звуки на письме?