Игра, являясь ведущим типом деятельности дошкольника, определяет основополагающее направление в коррекции речи ребенка. Большинство занятий дошкольниками строится в форме игр (дидактических, строительных, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций).
Рассмотрим:
- влияние игр-драматизаций на личность ребенка, на формирование правильной речи,
- методику руководства играми-драматизациями,
- репертуар в зависимости от возраста детей, периода обучения.
Существует несколько видов игр-драматизаций, которые по их роли в коррекции речи можно разделить в следующем порядке:
- Драматизация художественных произведений, когда ребенок берет на себя роль персонажа. При этом он входит в образ, чувствует себя раскованно свободно. Как правило, при этом у него исчезает страх, речь приобретает яркую интонационную окраску, развивается жесто-мимическая сторона речи, способность к подражанию. Все это позволило данному виду игр-драматизаций отвести ведущее место в коррекции речи.
- Театр с куклами би-ба-бо, настольный театр с плоскостными и объемными фигурами.
- Игры-драматизации с пальчиками.
В играх-драматизациях решаются следующие задачи:
1. Воспитательно-образовательные:
- обогащение знаниями, умениями, навыками;
- развитие интереса к литературе и театру;
- развитие психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления);
- развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициатива, воображение;
- формирование норм поведения;
- воспитание морально-волевых качеств личности.
2. Коррекционные:
- закрепление навыков правильной, речи;
- усвоение богатства родного языка;
- усвоение элементов речевого общения (жестов, мимики, интонации);
- активизация и пополнение словаря;
- совершенствование грамматического строя речи;
- развитие тонкой моторики рук.
Рассмотрим методику руководства играми-драматизациями. Здесь прослеживается тесная взаимосвязь работы специалистов детского сада.
Воспитатель читает детям художественное произведение, рассматривает с ними иллюстрации.
На логопедическом занятии дети пересказывают произведение по вопросам. При этом используется аппликационный материал и фланелеграф. Затем можно перейти к пересказу по цепочке. Параллельно ведется большая словарная работа по подбору определений, характеризующих персонажей и их действия. Завершить этот этап работы предлагается коллективным проигрыванием этюдов.
Далее воспитатели проводят цикл занятий, на которых дети в изобразительной деятельности и художественном труде отображают свои впечатления о прочитанном.
Музыкальный руководитель подбирает музыкальный репертуар и отрабатывает пантомиму.
На заключительном логопедическом занятии дети выбирают роли и "показывают спектакль" для подгруппы детей, обслуживающего персонала. При этом логопед берет на себя роль режиссера, он активно вмешивается в ход игры, предлагает ребенку выполнит свою роль более выразительно.
По желанию детей тот или иной спектакль может быть показан на праздничном утреннике, вечере-досуге. Здесь логопеду отводится роль зрителя.
Как уже отмечалось, репертуар игр-драматизаций зависит от возраста детей, тяжести ОНР и периода коррекции.
Коррекционный период в группе делится на четыре периода. В первом периоде (сентябрь - ноябрь) формируется ситуативная форма речи - однословные ответы, словосочетания.
Во втором периоде (декабрь - февраль) формируется и совершенствуется ситуативно-контекстная форма речи - от однословных ответов до развернутой фразы (3-5 слов).
В третьем периоде (март - апрель) формируется контекстно-ситуативная форма речи - составление коротких рассказов по опорным картинкам и без них, составление рассказов-описаний.
В четвертый период (май - июнь) формируется и совершенствуется контекстная форма речи - составление коротких рассказов, сказок на заданную тему, развитие диалогической формы речи различной степени сложности.
С учетом изложенных для каждого периода задач подбирается материал для игр-драматизаций. В первых двух периодах это преимущественно потешки, стихи-диалоги, короткие хорошо известные сказки. В третьем, четвертом периодах - это сказки, рассказы, рекомендуемые программой обучения и воспитания, а также сцены из жизни группы.
Тематический принцип подбора лексики для коррекционных занятий также влияет на выбор художественного произведения. Например, в сентябре в старшей и подготовительной группах при прохождении темы "Овощи" предлагается игра "Огород". А в третьем периоде при прохождении темы "Что такое хорошо, что такое плохо" рекомендуется драматизировать рассказы Ушинского "Сила не право", "Вместе тесно, врозь скучно".
Учитывая особенности психоречевого развития детей с речевой патологией, материалом для игр-драматизаций в группе (3-4 года) служат потешки, прибаутки, не требующие прямой речи, например:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые, зубки белые.
В средней группе предлагается драматизировать потешки более сложного содержания, где дети включаются в диалог с логопедом, например:
Гуси вы, гуси, красные лапки !
Где вы бывали, что вы видали?
Мы видали волка. Он унес гусенка.
Гуси вы, гуси, красные лапки!
Ищите вы волка, спасайте гусенка.
В третьем и четвертом периодах в средней группе драматизируются небольшие сказки: "Колобок", "Рукавичка", "Теремок", "Репка", "Лиса и заяц", "Лиса и дрозд", "Снегурочка и лиса", "Пузырь, соломинка и лапоть".
В старшем дошкольном возрасте в первой половине учебного года предлагается обращаться к постановке стихотворных произведений Маршака ("Сказка о глупом мышонке", "Сказка об умном мышонке", "Кто колечко найдет"), Капутикян ("Маша обедает", "Маша не плачет"). Затем перейти к произведениям Сутеева ("Кто сказал мяу", "Под грибом", "Цыпленок и утенок", "Яблоко"), Ушинского ("Бишка", "Сила не право") и русским народным сказкам: "Петушок и бобовое зернышко", "Жихарка", "Гуси - лебеди" и др.
Предложенный репертуар по возможности используется при постановке кукольных спектаклей и в пальчиковом театре.
ЛИТЕРАТУРА
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М., "Просвещение", 1991.
- Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. - М., "Просвещение", 1981.
- Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. - М., "Просвещение", 1983.
- Лапутина О.С. Развитие творчества в играх-драматизациях. В сб.: Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. - М., "Просвещение", 1986.
- Менджерицкая Д. В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. - М.: А.П.О., 1994.
- Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам. - М., "Просвещение", 1982.