Цели:
- обобщить знания учащихся об имени существительном как части речи;
- совершенствовать умение определять склонение и падеж существительных;
- развивать логическое мышление и творческую деятельность учащихся;
- развивать умение работать коллективно.
Оборудование: 10 снежинок с вопросами, конверты с заданиями от сказочных героев.
ХОД УРОКА
(За неделю до урока выбираются участники двух команд. Они придумывают название, эмблему и приветствие жюри и соперникам. Ребята, играющие сказочных героев получают стихи.)
- Сегодня у нас будет необычный урок-смотр знаний. Итак, команды и болельщики заняли свои места, мы начинаем:
Орешек знаний тверд, но все же
Мы не привыкли отступать
Нам расколоть его поможет
Наш КВН с девизом: “Хочу все знать!”
1. Представление и приветствие команд, представление членов жюри.
2. Конкурс “Снежинки с вопросами”.
(на доске прикреплены 10 снежинок с вопросами для участников команд, они по очереди снимают снежинки и читают задание на обратной стороне)
Подберите однокоренные имена существительные к словам: загадать, молчать, добрый, закладывать. |
Какое слово лишнее и почему: глуш(?), сторож(?), багаж(?), кирпич(?). |
Подберите синонимы к словам: буря, бой, темнота. |
Отгадайте шараду: С буквой К живу в
лесу. С буквой Ч овец пасу. |
Замените одним словом:
|
Поставьте существительное в нужном падеже: стоит возле (дом), нашел на (чердак), помогал (брат). |
Закончи и дополни: В русском языке (…) склонения. Чтобы определить склонение надо (…). К 1 склонению относятся слова (…), ко 2 склонению (…), к 3 склонению (…) |
Объясни фразеологизмы: Держать в ежовых рукавицах. Крутиться как белка в колесе. |
Отгадай зашифрованное слово: корень из слова кормить, суффикс из слова избушка, окончание от слова гора. |
Назови лишнее слово: пробег, бегун, беглянка, бегу. |
- Молодцы, очень хорошо ответили на все вопросы.
(жюри подводит итог первого конкурса).
3. Конкурс “Все мы знаем падежи”.
- Какой сегодня день? (первый день зимы).
- Правильно, сегодня начинается календарная зима и следующее задание связано именно с зимой! Сколько падежей в русском языке? (6).
- Составьте и запишите 6 предложений со словом “ЗИМА” так, чтобы оно стояло во всех падежах по очереди.
(коллективная работа на листочках в каждой команде, после завершения работы
сдаются членам жюри).
4. Конкурс “Задание от Незнайки”.
(выходит Незнайка с конвертом и читает стихотворение)
Написал вот тут диктант,
Мне он очень нравится.
Здесь ошибок нет совсем!
Что же вам не нравится?
- Ну-ка, Незнайка, покажи нам, что написал.
(достает из конверта тексты для команд и ребята исправляют ошибки)
В залатые осение дни гатовились к отлёту журовли. Пакружились ани над рикой, над радным балотом. Вот потинулись птицы вдальние страны. На вастоке покозалась ранняя зорька. Скора паднимется над речькой висёлое сонце. |
5. Физкультминутка.
6. Конкурс “Задание от Торопыжки”.
(выходит Торопыжка с конвертом)
К вам спешила очень я
И заданье принесла.
Наклейте быстренько слова,
Распределив в три столбика!
(ребята получают набор карточек со словами и наклеивают их в три столбика по склонениям).
КНИГА | ГЛУХАРЬ | ГЛУШЬ |
МАМА | ЛЕСНИК | МОЛОДЁЖЬ |
ПОДУШКА | ЛЕБЕДЬ | МЫШЬ |
ДОЧКА | ВЬЮНОК | СКАТЕРТЬ |
ЯБЛОНЯ | ЯБЛОКО | ДОЧЬ |
МЕЧТА | ПОЛЕ | ЖИЗНЬ |
РАКЕТА | ДЕРЕВО | ПЛОЩАДЬ |
ПТИЧКА | ПАЛЬТО | ЗЕЛЕНЬ |
ДЕДУШКА | МАЛЬЧИК | РОЖЬ |
ДЕРЕВНЯ | ВОРОБЕЙ | ДВЕРЬ |
7. “Задание от Знайки”.
(выходит Буратино с конвертом )
Ну, а пока для вас, ребята
Изобрел я кое-что!
Здесь думать очень долго надо –
Все слово просится не то!
КРЯ-КРЯ-КРЯ
Что такое КРЯ + ПАЛ?
Только в сказке отыскал!
Что такое КРЯ + МО?
Слово просится само!
Что такое КРЯ + ПАТ?
Быстро школьники решат!
Долго грыз я карандаш:
Что такое КРЯ + ПАЖ?
Что такое КРЯ + ПНИ?
Поразмысли и смекни!
Но решить трудней гораздо,
Что такое КРЯ + АЗДА?
Что такое КРЯ + ЛЮСТА?
До сих пор в ответе пусто!Хитрый ИКС Кто ответит, например,
Что такое ИКС + Р?
Думал я весь день вчера,
Что такое ИКС + РА?
Показал мне старший брат,
Что такое ИКС + РАТ.
Догадался я без брата,
Что такое ИКС + РАТА.
Не решила вся квартира,
Что такое ИКС + ИРА.
Долго мучил я соседа,
Что такое ИКС + РЕДА
ИКС + Н + РА + ТА
То с бензином, то пуста!
(Ответы: КРЯ-КРЯ-КРЯ: прялка, моряк, тряпка, пряжка, пряник, зарядка, кастрюля. Хитрый ИКС: риск, искра, старик, актриса, ириска, редиска, канистра.)
8. “Конкурс Пульки”.
Я охотник хоть куда, я стреляю метко!
К сожаленью попадаю в цель я очень редко…
Только вы, я думаю, попадете сразу,
Надо только дописать маленькие фразы.
(из конверта вынимает кроссворды для обеих команд)
По вертикали: | По горизонтали: |
1. Злой, как … | 1. Гол, как … |
3. Грязный, как … | 2. Упрям, как … |
4. Пятится, как … | 4. Нем, как … |
5. Болтлив, как … | 6. Надулся, как … |
7. Здоров, как … | 7. Уставился, как … на новые ворота. |
8. Голоден, как … | |
9. Труслив, как … | |
10. Как … с собакой. |
(по завершению выполнения заданий, кроссворды сдаются жюри и подводятся итоги)
9. Итог урока.
- Вот и закончился наш смотр знаний, а кто же оказался смелее, сильнее и находчивей мы сейчас и узнаем. Слово предоставляется жюри.
(жюри объявляет команду, которая набрала наибольшее количество очков).
- Спасибо всем за урок.