А.С. Макаренко, придавая огромное значение эстетическому воспитанию, неоднократно отмечал, что дети должны быть активными участниками создания красивого в жизни, потому что, изменяя действительность по законам красоты, человек преображается сам.
Эстетическое воспитание начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонность и интерес к эстетически значимым предметам и явлениям (фото 1).
На примере работы детского творческого объединения “Деревянная мозаика” хочу показать как осуществляется процесс воспитания подростков.
В основу программы “Деревянная мозаика” заложена идея приоритетности эстетического воспитания детей через приобщение их к традиционной народной культуре. Вводя детей и подростков в мир искусства, на занятиях создаются условия для обогащения их внутреннего мира, формирования их духовных и нравственных качеств. Например, в учебно-тематический план первого года обучения включены следующие темы:
- Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Древние корни народного искусства. Ремёсла и промыслы народов Среднего Урала в Х1Х-ХХ веках.
- Экскурсии в областной краеведческий музей. Знакомство с предметами ремесленно-промысловой деятельности народов Среднего Урала.
- Посещение выставок уральских мастеров в Уральском центре народных промыслов и ремёсел.
- Встречи с уральскими мастерами в Муниципальном центре народного творчества и художественных ремёсел “Гамаюн”.
- Праздничная культура и культура быта.
- Национальные праздники и обряды народов Среднего Урала (“Святки”, “Масленица”, “Пасха”, “Троица”, “Сабантуй” и т.д.).
Традиции праздников, обряды, игры, праздничные подарки. Этика дарения подарков. Культура быта (фото 2). Деревянная утварь и посуда народов Урала.
В ходе практической работы ребята принимают участие в праздничных мероприятиях, проводимых в Доме детского творчества, посещают творческие программы в Уральском центре народных промыслов и ремёсел, посвященных национальным праздникам народов Урала. Также они организуют выставки фотографий праздничных подарков, изготовленных руками ребят.
Следующим этапом является изучение истории художественной обработки древесины:
- Наличие древних традиций деревянного зодчества в архитектурной резьбе старинных домов г. Екатеринбурга.
- Знакомство с коллекциями:
Нижнесинячихинского музея-заповедника деревянного зодчества и народного искусства;
Нижнетагильского музея-заповедника горнозаводского дела Среднего Урала;
Коптеловского музея истории земледелия и быта крестьян и т.д.
В систему воспитательных дел в объединении “Деревянная мозаика” организованно вплетаются средства, стимулирующие эстетические чувства. В этом важнейшую роль выполняет интерьер кабинета для занятий. Рабочий кабинет - это дом, в котором ребята проводят часть своего времени, и сделать его родным, близким и красивым — задача вполне посильная.
Стены нашего кабинета украшены домовой резьбой. Резьба придает помещению особый, чисто русский колорит, благодаря чему общая композиция приобретает совершенно неотразимый вид. Помимо красоты, сам кабинет получает экспрессивное настроение национального духа, традиции и защищенности.
Домовая резьба имеет свой художественный язык, несложный, но богатый. Дети начинают видеть мир другими глазами, а главное - величие и красоту Древней Руси.
Если при одном взгляде при оформлении кабинета, душа радуется, - значит цель орнаментального украшения достигнута и, как следствие, позволило в глазах ребят повысить авторитет культуры и вернуть нравственные идеалы.
Глядя на покрытый элементами домовой резьбы кабинет, дети радуются не только тому, что видят красоту, “симпатичность” уходит на второй план, уступая место чувству гордости за свой кабинет.
Желание самостоятельно украсить свой кабинет, придать ему особенный неповторимый облик, позволило и детям, и педагогу выбирать украшения по своему вкусу. Например: оформление классной доски - в виде фасада резной избы.
Красота оформленного кабинета - одно из самых сильных средств в воспитании ребенка (фото 3).
Красота – это вершина, с которой можно увидеть то, что без понимания и чувствования прекрасного, без восторга и одухотворенности никогда не увидишь.
Красота – это яркий свет, озаряющий мир, при этом свете открывается истина, правда и добро.
Красота – это гимнастика души, она выпрямляет дух, совесть, наши чувства и убеждения. В понимании и чувствовании красоты – могучий источник воспитания.
Решая конкретные задачи эстетического воспитания, можно способствовать решению других задач духовно-нравственного развития личности, то есть на практике может осуществляться комплексный подход к воспитанию детей и подростков.
В своей работе, как педагог дополнительного образования, я стараюсь направлять внимание детей на высшие ценности, ставя перед собой задачу – сформировать предпочтительное отношение к ним.
Высшая ценность – духовное и материальное наследие народа, исповедующего идеалы, выраженные в категориях ДОБРА, ИСТИНЫ, КРАСОТЫ.
Существует мудрая мысль: “Древо человеческого бытия вырастает из тонкого, гибкого ростка детства. И от того, как за ним ухаживать, зависит будущая стать его и стройность”.