Урок изобразительного искусства в 5-м классе "О чем говорят гербы?"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  1. Познакомить учащихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в них.
  2. Сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого сообщества, символизирующем отличие от других общностей.
  3. Воспитывать любовь к Родине, ее истории, культуре, чувство гражданина своей страны.
  4. Развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление.

Оборудование и материалы:

  1. Плакаты с изображением государственной символики (герб, флаг).
  2. Схемы-таблицы с изображением основных элементов классического герба.
  3. Компьютерная презентация, созданная PowerPoint.
  4. Раздаточный материал для учащихся, страницы с иллюстративным и текстовым материалом, выведенным через принтер из аннотированного списка ресурсов Интернет по теме урока.
  5. Музыкальный ряд: Гимн России.
  6. Художественные материалы.

План урока:

  1. Слайд-презентация о государственной символике, об истории появления гербов, об основных элементах гербов и их символическом значении.
  2. Постановка художественной задачи.
  3. Практическое выполнение задания.
  4. Подведение итогов, анализ и защита работ.

Ход урока

Презентация

Музыкальный ряд: звучит гимн (ученики встают)

Беседа.

Постановка проблемы: Герб – это немецкое слово. В переводе на русский язык оно означает “наследство”. Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца. как вы думаете, когда появились первые гербы?

Экскурсия в историю (используется презентация)

Яркое и красочное искусство геральдики развилось в мрачные времена упадка культуры и экономики, наступившего в Европе с гибелью Римской империи и утверждением христианской религии, когда возник феодализм и сложилась система наследственной аристократии. Несколько факторов способствовало появлению гербов. В первую очередь - феодализм и крестовые походы. Во время крестовых походов европейские феодалы, которые были хорошо всем известны у себя на родине, влились в огромное интернациональное войско и на общем фоне потеряли обычно ярко выраженную внешнюю индивидуальность, из-за чего и возымели потребность как-то выделять себя из массы таких же рыцарей, демонстрировать свою национальную, родовую и военную принадлежность. Завоевания крестоносцев всегда сопровождались ужасным разбоем и грабежом, поэтому было установлено правило, согласно которому рыцарь, первым ворвавшийся в любой дом взятого города, объявлялся собственником всего, что в нем находилось.

Рыцарским турнирам герб обязан не в меньшей степени, чем крестовым походам. Турниры появились до крестовых походов. Турниры надолго стали неотъемлемой частью западноевропейской жизни. К участию в них допускались только рыцари с безупречной репутацией.

ГЕРОЛЬДЫ

Герольды систематизировали знания о гербах, выработали общие принципы и правила их составления и распознавания и в конечном счёте создали науку "гербоведение" или "геральдику”.

Геральдическая азбука: деление щита (варианты)

(См. Приложение 1)

Символика цвета:

В геральдике используется семь цветов: два металла и пять эмалей.

Металла два: золото и серебро. Там, где золотую или серебряную краски применить нельзя, золото изображается жёлтым цветом, а серебро белым.

Главных геральдических финифтей (тинктур, эмалей) пять:

Червлёнь - (красный) графически изображается вертикальными линиями. Получался смешиванием сурика и киновари.

Лазурь - (голубой) графически изображается горизонтальными линиями. Получался смешиванием кобальта и ультрамарина.

Зелень - (зелёный) графически изображается диагональными линиями геральдически справа. Получался смешиванием хрома и растительной зелени.

Пурпур - (пурпурный) графически изображается диагональными линиями геральдически слева. Получался смешиванием кармина и розового лака. Пурпур, редко применяемый в геральдике цвет, изображался лиловым и лилово-красным, тёмно-синим и другими оттенками синего. Это связано с тем, что натуральную пурпурную краску добывали из двух разных видов раковин в Средиземном море. Один давал тёмный, фиолетовый оттенок, а другой, так называемый тирский пурпур - огненно-красный.

Чёрнь - (чёрный) графически изображается пересекающимися горизонтальными и вертикальными линиями. Наносился жжёной слоновой костью. Французское название этого цвета "sable" указывает на его происхождение от черного собольего меха, распространенного на Востоке и в эпоху Крестовых походов попавшего в Европу.

Символика изображений:

Лев – сила, мужество, великодушие;

Орел – власть, господство и вместе с тем великодушие и прозорливость;

Конь – храбрость льва, зоркость орла, сила и быстрота.

Собака – верность, преданность, повиновение;

Единорог – чистота, непорочность;

Феникс – бессмертие;

Змея – вечность;

Дуб – крепость, сила;

Солнце – свет, богатство, изобилие;

Посох – духовная власть.

Герб может иметь девиз – краткое изречение, отражающее суть и главную идею герба.

(варианты девизов даны в презентации)

Закрепление:

Герб научного общества учащихся “Поиск” Эскиз герба МО “Кужмарское сельское

МОУ “Кужмарская образовательная школа” поселение” (см. Приложение2)

Постановка художественной задачи: выполнить проект своего собственного герба или герба своей семьи.

Выполнение задания.

Подведение итогов. Выставка и защита работ “Мой личный герб” и “Герб моей семьи”.

Варианты работ учащихся (Приложение 3)

Аннотированный список ресурсов по теме (Приложение 4)