Цели:
- Познакомить учащихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в них.
- Сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого сообщества, символизирующем отличие от других общностей.
- Воспитывать любовь к Родине, ее истории, культуре, чувство гражданина своей страны.
- Развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление.
Оборудование и материалы:
- Плакаты с изображением государственной символики (герб, флаг).
- Схемы-таблицы с изображением основных элементов классического герба.
- Компьютерная презентация, созданная PowerPoint.
- Раздаточный материал для учащихся, страницы с иллюстративным и текстовым материалом, выведенным через принтер из аннотированного списка ресурсов Интернет по теме урока.
- Музыкальный ряд: Гимн России.
- Художественные материалы.
План урока:
- Слайд-презентация о государственной символике, об истории появления гербов, об основных элементах гербов и их символическом значении.
- Постановка художественной задачи.
- Практическое выполнение задания.
- Подведение итогов, анализ и защита работ.
Ход урока
Музыкальный ряд: звучит гимн (ученики встают)
Беседа.
Постановка проблемы: Герб – это немецкое слово. В переводе на русский язык оно означает “наследство”. Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца. как вы думаете, когда появились первые гербы?
Экскурсия в историю (используется презентация)
Яркое и красочное искусство геральдики развилось в мрачные времена упадка культуры и экономики, наступившего в Европе с гибелью Римской империи и утверждением христианской религии, когда возник феодализм и сложилась система наследственной аристократии. Несколько факторов способствовало появлению гербов. В первую очередь - феодализм и крестовые походы. Во время крестовых походов европейские феодалы, которые были хорошо всем известны у себя на родине, влились в огромное интернациональное войско и на общем фоне потеряли обычно ярко выраженную внешнюю индивидуальность, из-за чего и возымели потребность как-то выделять себя из массы таких же рыцарей, демонстрировать свою национальную, родовую и военную принадлежность. Завоевания крестоносцев всегда сопровождались ужасным разбоем и грабежом, поэтому было установлено правило, согласно которому рыцарь, первым ворвавшийся в любой дом взятого города, объявлялся собственником всего, что в нем находилось.
Рыцарским турнирам герб обязан не в меньшей степени, чем крестовым походам. Турниры появились до крестовых походов. Турниры надолго стали неотъемлемой частью западноевропейской жизни. К участию в них допускались только рыцари с безупречной репутацией.
ГЕРОЛЬДЫ
Герольды систематизировали знания о гербах, выработали общие принципы и правила их составления и распознавания и в конечном счёте создали науку "гербоведение" или "геральдику”.
Геральдическая азбука: деление щита (варианты)
Символика цвета:
В геральдике используется семь цветов: два металла и пять эмалей.
Металла два: золото и серебро. Там, где золотую или серебряную краски применить нельзя, золото изображается жёлтым цветом, а серебро белым.
Главных геральдических финифтей (тинктур, эмалей) пять:
Червлёнь - (красный) графически изображается вертикальными линиями. Получался смешиванием сурика и киновари.
Лазурь - (голубой) графически изображается горизонтальными линиями. Получался смешиванием кобальта и ультрамарина.
Зелень - (зелёный) графически изображается диагональными линиями геральдически справа. Получался смешиванием хрома и растительной зелени.
Пурпур - (пурпурный) графически изображается диагональными линиями геральдически слева. Получался смешиванием кармина и розового лака. Пурпур, редко применяемый в геральдике цвет, изображался лиловым и лилово-красным, тёмно-синим и другими оттенками синего. Это связано с тем, что натуральную пурпурную краску добывали из двух разных видов раковин в Средиземном море. Один давал тёмный, фиолетовый оттенок, а другой, так называемый тирский пурпур - огненно-красный.
Чёрнь - (чёрный) графически изображается пересекающимися горизонтальными и вертикальными линиями. Наносился жжёной слоновой костью. Французское название этого цвета "sable" указывает на его происхождение от черного собольего меха, распространенного на Востоке и в эпоху Крестовых походов попавшего в Европу.
Символика изображений:
Лев – сила, мужество, великодушие;
Орел – власть, господство и вместе с тем великодушие и прозорливость;
Конь – храбрость льва, зоркость орла, сила и быстрота.
Собака – верность, преданность, повиновение;
Единорог – чистота, непорочность;
Феникс – бессмертие;
Змея – вечность;
Дуб – крепость, сила;
Солнце – свет, богатство, изобилие;
Посох – духовная власть.
Герб может иметь девиз – краткое изречение, отражающее суть и главную идею герба.
(варианты девизов даны в презентации)
Закрепление:
Герб научного общества учащихся “Поиск” Эскиз герба МО “Кужмарское сельское
МОУ “Кужмарская образовательная школа” поселение” (см. Приложение2)
Постановка художественной задачи: выполнить проект своего собственного герба или герба своей семьи.
Выполнение задания.
Подведение итогов. Выставка и защита работ “Мой личный герб” и “Герб моей семьи”.
Варианты работ учащихся (Приложение 3)
Аннотированный список ресурсов по теме (Приложение 4)