Цели:
1. Закрепить знания о сложении и вычитании в пределах 10, умение решать простые задачи на сложение и вычитание; закрепить знания о геометрических фигурах.
2. Работать над развитием познавательных способностей учащихся; над формированием математических понятий; навыков самостоятельности.
3. Воспитывать культуру поведения на уроке; интерес к предмету, доброту и милосердие.
Оборудование:
1. Иллюстрация снеговика.
2. Геометрические фигуры.
З. Наборное полотно, карточки с цифрами.
4. Схема задачи.
5. Иллюстрация кормушки со снегирями.
6. Схема ломаной линии.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель: Начинаем урок математики.
Вопрос: Вы готовы к уроку?
2. Основная часть
Задачи в стихах. (На наборном полотне карточки с цифрами)
Задание: Будьте внимательны. Прослушать задачу, решить, на парте положить карточку с ответом (у детей кассы, учитель на наборном полотне)
а)
7 малюсеньких котят,
Что дают им, всё едят.
А один сметаны просит.
Сколько же котяток? (8)
б)
Вот 8 зайчат
По дорожке идут.
За ними вдогонку
Двое бегут.
Так сколько ж всего
По дорожке лесной
Торопится в школу
Зайчишек зимой? (10)
в)
Все ли здесь цыплятки – детки
Надо сосчитать наседке:
6 - на грядках, 3 - во ржи.
Сколько их всего, скажи? (9)
г)
5 ворон на крышу сели,
2 ещё к ним прилетели.
Покажите быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? (7)
Работа с рядом чисел
- Все ли цифры стоят по порядку? Разложите по порядку. Ряд чисел 7, 8, 9, 10 (у детей кассы, один работает у доски)
Задание:
- Прочитать получившийся ряд чисел. (хором)
- Самое маленькое число? Самое большое?
- Какое число стоит перед 10? Следует за 7? Между 8 и 10?
- Вспомнить, что значит" увеличить на... ", "уменьшить на...".
Задание:
· Увеличить число 7 на 1, 8 на 2.
· Уменьшить число 9 на 2, 10 на 1.
Учитель: Молодцы! Вы хорошо начали работу на уроке. Я открою для вас секрет.
- К нам на урок должен прийти необыкновенный гость. Но он появится лишь в том случае, если вы дружно и правильно справитесь со следующей работой.
Вопрос: Вам интересно узнать, кто будет нашим гостем?
- А вы готовы справиться со следующим заданием?
- Тогда вперёд!
Работа с геометрическим материалом
На доске:
Вопрос: Что вы видите на доске?
Задание: Разделить их на 2 группы. Как это можно сделать? (По цвету, по форме)
Вопрос:
- Сколько здесь фигур? Какие?
- Сколько четырехугольников? Каким он стоит по счёту?
- Сколько треугольников? на каком месте он расположен?
- Сколько кругов? Все ли они одинаковые по размеру? Каким по счету стоит самый маленький круг?
Задание: Ещё раз внимательно посмотрите на фигуры.
Из конверта достаньте такие же и положите их в том порядке, в котором они находятся на доске.
(На столах конверты с геометрическими фигурами)
Проверка: Проверьте себя.
Задание: из этих фигур соберите тот предмет, о котором пойдёт речь в загадке.
Загадка:
Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза - угольки.
Руки - сучки.
Холодный, большой,
Кто я такой? (Снеговик)
Учитель: Получился математический снеговик, а на урок к нам придёт снеговик сказочный. (дети собирают снеговика из фигур на партах)
Задание: Чей ряд быстрее приготовится к встрече гостя и наведёт порядок на столе?
Учитель: А вот и наш гость пожаловал.
Нравится он вам?
Занимательный момент. Появление снеговика
Учитель: Снеговик принёс интересные математические задания, но все они связаны с зимой, с холодом. Догадались почему?
Снеговик - зимний житель, в тепле он боится растаять, поэтому он решил подстраховаться и принёс " холодные" задания. Не боитесь замёрзнуть?
Тогда вперёд.
На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые.
- Что за цветы такие ? Я таких не встречала, а вы?
Задание: в тетрадях нарисовать выполнить графический диктант “ Снежинки)}.
Возьмите синий карандаш (две клетки вниз, 2 клетки слева направо, делим пополам, а теперь с левого верхнего угла ведем в правый нижний, с левого нижнего в правый верхний) До конца строки.
Работа с математическими выражениями
На доске:
Снежинки-выражения:
5 + 2 =
8 + 1 =
8 - 3 =
9 + 1 =
Учитель: Посмотрите, а вот и снег пошёл. Да не простой, а математический.
Вопрос: Что несут с собой снежинки? (Математические выражения)
Есть ли среди них лишнее выражение
Задание: Прочитать по-разному и вычислить результат.
Физ. минутка
Учитель: Вы справились с заданием, но снег продолжает падать. Лёгкие, пушистыe снежинки кружатся в воздухе и тихо опускаются на землю.
Давайте покажем как они это делают.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли,
И от стужи сберегли.
Налетел ветерок
И умчался весь снежок
- Ой, снежинки намели целый сугроб! (на доске нарисован сугроб, на сугробе схема)
Повторение частей задачи6
Сугроб со схемой:
Учитель: Посмотрите, какой сугроб намело.
Вопрос:
- Что за обозначения на нём?
- Что означает буква У.? Что такое условие задачи?
- Что обозначает буква В? Что такое вопрос в задаче?
- В виде чего мы записываем решение задачи? (в виде математического выражения)
- Что обозначает буква О? Правильно, это ответ!
Учитель: Проверим готовность к работе:
- Руки? Дети: "На месте!"
- Ноги? Дети: "На месте!"
- Локти? Дети: "У края!"
- Спина? Дети: "Прямая!”
Игра. Математические снежинки
Решение задач на сложение и вычитание.
Учитель: Снеговик снова предлагает вам поиграть в снежки, только в математические. На снежках - задача.
Задание: Внимательно её прослушать, найти среди выражений её решение и записать в тетрадь. Варианты решения на доске.
Если вы с заданием справились правильно, значит, снеговик промахнулся, ну, а если неверно, ... (значит, снежок угодил прямо в вас).
Вопрос: Вы готовы?
Задача №1: На горке 8 ребят. Один скатился вниз. Сколько ребят осталось на горке?
На доске запись: 8-1, 8 + 1
Вопрос: Какое из выражений является решением этой задачи?
- Почему эту задачу нужно решать вычитанием?
- Так сколько осталось ребят на горке?
Задание № 2: На катке каталось 5 мальчиков и 2 девочки.
Вопрос: Почему это не задача?
Поставьте вопрос.
Найдите среди выражений решение, запишите.
Что означает 5? 2? (5+2=7)
Почему решаем сложением?
Так сколько ребят каталось на катке?
Составление задачи по рисунку.
Чернокрылый, красногрудый.
И зимой найдёт приют,
Не боится он простуды
С первым снегом тут как тут.
(Рисунок: кормушка со снегирями).
Учитель: Пока мы с вами играли, на кормушку к снеговику прилетели его друзья. Вы их узнали?
Задание: Составить задачу по рисунку, чтобы в её условии были слова, "стало на ... больше".
Задание: Повторить условие, вопрос. Каким действием будем решать задачу? Почему?
Что значит выражение "на 2 больше"?
Записать решение задачи в тетрадь (с комментированием).
(Дети записывают в тетрадях, 1 ученик комментирует и “ведёт класс” .Учитель - у доски).
Физ. пауза.
Учитель: Снеговик приготовил для птиц угощение, но не может подойти к кормушке, на его пути сугроб. Давайте поможем ему протоптать дорожку.
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руки, тронет нос.
Значит надо не зевать,
Бегать прыгать и играть.
Мы подпрыгнем столько раз,
Сколько снегирей у нас.
Дружно хлопнем столько раз,
Сколько веточек у нас.
На носочки выше встанем,
И до облачка достанем!
Самостоятельная работа
(На проверку случаев сложения и вычитания)
Учитель: Ребята, мне кажется, со снеговиком что - то происходит. Он начал таять. Не помогли ему его "холодные" задания, тепло от вашей дружной работы оказалось сильнее.
Но есть средство, которое может спасти снеговика. Вот эти льдинки. Если их расколдовать, а это сможете сделать только вы, снеговик не растает.
-Вы готовы помочь снеговику?
Задание: записать в тетрадь примеры и решить их. (У каждого своё задание)
3. Заключительная часть
Учитель: Это Снеговик ставит вам "5"в знак благодарности за его спасение и за дружную хорошую работу на уроке. Я тоже говорю вам спасибо за урок и разрешаю взять после урока ту снежинку, которая вам больше нравится.
Спасибо за работу!