Цели:
- показать связь времён года с изменением угла солнечных лучей и продолжительности дня
- закрепление знаний о временах года
- формирование умения работать в группах
- развивать наблюдательность
Оборудование:
- 4 листа с контурами и надписями: “Зима”, “Весна”, “Лето”, “Осень”
- 4 круга – солнышки
- листы для каждого ученика
- магниты
- полоски – лучи
- квадратики 4 цветов
- настольная лампа
- 2 листа чёрного цвета
- цветные карандаши, ручка
Ход урока
1. Проверка домашнего задания
- Почему происходит смена дня и ночи?
- Как отличить утро от вечера?
- Когда бывает теплее днём или ночью?
- Для чего нужен режим дня?
2. Отгадайте загадку:
Четыре ковра рукодельницы ткут.
Один за другим их на землю кладут.
Белый, зелёный, пёстрый и жёлтый.
Ответ здесь мудрёный его не нашёл ты?
(Времена года)
- Какие времена года вы знаете? (На доске написано: зима, весна, лето и осень)
- В загадке, какого цвета ткут ковры рукодельницы?
3. Объединение в группы.
Каждый ученик берёт квадратик и садится за тот стол, где его цвет квадрата совпадает с цветом таблички на столе.
4. Работа над созданием ассоциативного ряда.
Групповой этап работы
- Возьмите листочек, подпишите его. 1 группа напишет на листочке слово “Весна”, 2 – “Осень”, 3 – “Лето” и 4 – “Зима”.
- Напишите, какие слова вспоминаются, когда вы произносите написанное слово. (Дети пишут слова)
- По часовой стрелке передаём листочки. Прочитайте, что написал ваш товарищ, и какими словами вы можете дополнить этот список, напишите. Так работаем, пока ваш листочек не вернётся к вам.
5. Этап социализации
Какие слова вы написали?
Каждая группа называет слова, связанные с временами года. 1 группа “Зима”, 2 – “Весна”, 3 – “Лето”, 4 группа “Осень”.
(Учитель пишет слова на доске)
6. Раскрашивание картинок в группах
Вспомним, в чём различие времён года. Вам помогут цветные карандаши и рисунки на столах. Раскрасьте рисунок в соответствии с вашим временем года. Работаем все вместе на одном рисунке. Распределите роли.
7. Этап социализации. Работа у доски
Повесьте свои рисунки и расскажите, чем ваше время года отличается от других? (Дети рассказывают)
Подумайте, и обсудите в группах, какое солнышко вам надо взять, и как его расположить над рисунком, с учётом вашего времени года. (На доске 4 “Солнышка”: красного, оранжевого, синего и розового цветов)
Объясните, почему вы выбрали этот вариант?
8. Работа в парах
- Представьте, что полоски, лежащие у вас на столах, – это лучи солнца. Попробуйте их расположить на рисунках, используя магниты. (Ребята выходят по два человека к доске и магнитом прикрепляют полоски к рисунку своей группы)
- Как вы думаете, какие лучи сильнее нагревают Землю: прямые или косые?
- Будет ли это зависеть от продолжительности дня?
9. Опыт
- Проверим наши предположения. Проведём опыт. Под лампу положим 2 листа, и будем нагревать под прямыми лучами и косыми.
- Как действуют прямые и косые лучи тепловые лучи от лампы?
- Чем дольше мы будем нагревать листы, тем они сильнее нагреются, как вы думаете?
- Так в какое время года земля будет нагреваться сильнее. Почему?
Прямые лучи нагревают поверхность сильнее, чем косые.
(На доске открывается запись)
10. Работа в учебнике страница 38 № 5.
11. Вывод
Солнце нагревает землю. От неё в свою очередь нагревается воздух. Летом лучи прямые, земля нагревается сильнее, и воздух становится тёплым. Зимой солнечные лучи более косые. Земля нагревается слабее, и воздух становится холодным.
12. Рефлексия.
- Что нового вы узнали о временах года?
- Как времена года зависят от изменения угла падения солнечных лучей?
- С какими трудностями столкнулись на занятии?
- Что было легко выполнять?
13. Домашнее задание.
Литература:
Вахрушев А.А. Окружающий мир. Учебник для 2 класса “Наша планета Земля”. В 4-х частях. Часть 1.