Девиз:
Посмотри внимательно в глаза животного.
И ты увидишь в них ум и большое желание
С тобой разговаривать и дружить!
Цели:
- развивать мышление и сообразительность, интерес к природе, животным; развивать творчество;
- воспитывать уважение друг к другу.
Оборудование:
- почётные грамоты; сигнальные карточки;
- карточки с вопросами и вариантами ответов; бумага, ручки.
Чтобы привлечь к игре всех детей, класс делится на две команды, которые соревнуются между собой, остальные – болельщики, также активно участвуют в игре.
Игра начинается.
Команды (хором)
Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Игра, девиз которой:
“Хочу всё о животных знать”.
Ведущий приветствует всех собравшихся на игре “Брейн-ринг” и представляет жюри.
Чтобы установит порядок выступления, капитаны команд приглашаются для жеребьёвки.
1 тур
Каждая игра начинается с разминки. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Итак, команды готовы? Счёт 0 : 0.
Вопросы 1-й команде
- Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)
- У кого каждый день растут зубы? (У бобра, зайца.)
- Кто спит вниз головой? (Летучая мышь.)
- Кровожадный хищник наших лесов? (Волк.)
Вопросы 2-й команде
- Какое животное обладает самым громким голосом? (Крокодил.)
- Слепыми или зрячими рождаются зайцы? (Зрячими.)
- Животное наших лесов похожее на кошку. (Рысь.)
- Когда ёж не колется? (Когда только родился.)
Разминка закончена. Выносят карточки, на которых даны три варианта ответа, дети должны выбрать один верный ответ. На обдумывание ответа – минута. Та команда, которая быстрее найдёт правильный ответ, поднимает сигнальную карточку.
Задание 1.
Филфорды. Дети должны отгадать загадки. Слова в филфордах могут читаться вверх, вниз, вправо, влево и даже под углом, но не пересекаться. Кто быстрее и больше найдёт отгадок.
А | Ю | Ж | К | О | К | О | Р | Т |
О | С | Ё | К | Ш | Я | Ч | О | М |
Л | О | Л | Р | К | А | С | Б | В |
К | Ш | В | О | Л | И | О | А | А |
О | А | Е | Р | Б | К | Б | А | Р |
З | Д | С | В | Л | Ю | Д | К | А |
А | Ь | А | И | Н | Ь | Я | А | Н |
- У порога плачет. Тихо в комнату войдёт – замурлычет, запоёт.
- Он шерстью своей одевает людей.
- Пятачком в земле копаюсь, в грязной луже я купаюсь.
- Я – лучший сторож дома и с детства всем знакома.
- Меня оседлают, и я бегу, но также и грузы возить я могу.
- “Ме” да “ме”, а сама себе на уме.
- На мне люди ездят и возят поклажу. В пустыне безводной могу идти даже.
- Назовёте вы легко, кто даёт нам молоко.
- Длинноухий и серый, пусть упрям – какое дело?
- Я похож на зайца очень, но не заяц, между прочим.
Задание 2.
1. Зачем зайцу большие уши?
А) чтобы лучше слышать;
Б) чтобы не перегреться;
В) для торможения на поворотах.
2. Какие животные помогают распространять семена?
А) мыши, собака, муравьи, бурундуки;
Б) медведи;
В) осы, жуки.
Каждая команда загадывает своим соперникам по две загадки, которые они готовили дома.
Пока жюри подводит итог 10-го тура, все смотрят музыкальный номер.
После просмотра музыкального номера жюри оглашает итоги 1-го тура.
2 тур
Начинается разминка.
Вопросы 1-й команде
- Какой у нас самый маленький зверь? (Землеройка – 3,5 см.)
- Где ухо у кузнечика? (На ноге.)
- Наука о животных? (Зоология.)
- Сколько ног у паука? (8)
Отгадай ребус “Загадки слов”
Вопросы 2-й команде
- Сколько ног у жука? (6)
- Чем стрекочет кузнечик? (Ногой о крыло.)
- Небольшой зверёк, родственник белки. (Летяга.)
- Самый чистоплотный зверёк? (Барсук.)
Отгадай ребус “Загадки слов”
Разминка закончена. Выносят карточки, на которых даны три варианта ответа, дети должны выбрать один верный ответ. На обдумывание вопроса – минута. Та команда, которая быстрее найдёт ответ, поднимает сигнальную карточку.
1. Зачем кузнечику сабля?
А) для “сражений”;
Б) для откладки яиц;
В) для красоты.
2. Умываются ли насекомые?
А) никогда;
Б) не всегда и не все;
В) многие и довольно часто.
Филфорды даются каждой команде. Кто быстрее и больше найдёт отгадок.
З | Е | З | А | ||||
С | М | Б | М | Я | Ц | ||
М | Л | Ы | Р | А | Л | К | А |
Е | О | Ш | Ь | Б | Е | Ь | Ю |
Д | Н | Ч | Е | Р | Ё | Ж | А |
В | Е | Д | Ь | Е | П | А | Х |
Ж | И | Т | И | Г | Р | ||
Р | А | Ф | М |
- Кто зимой, забыв тревоги, крепко спит в своей берлоге?
- Какая коняшка ходит в тельняшке?
- С длинной шеей стал он выше зверей.
- Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку.
- Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? - Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо!
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги. - Сердитый недотрога живёт в глуши лесной.
Иголок очень много, а ниток ни одной. - Живёт в норке, грызёт корки.
Короткие ножки, боится кошки. - Он огромен, полосат,
А вообще-то кошке брат. - Меня по хоботу, ушам
Легко узнать и малышам.
Каждая команда загадывает своим соперникам по две загадки, которые они приготовили дома.
Пока жюри подводит итоги 2-го тура, проводится игра с болельщиками.
Игра называется “Прилетели птицы”
Ведущий должен называть только птиц. Если он ошибается, болельщики хлопают в ладоши. Начинаем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи… (дети хлопают)
- Что неправильно? (Мухи.)
- А мухи – это кто? (Насекомые.)
- Вы правы. Ну что же продолжим:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны. (дети хлопают)
- Начинаем снова:
Прилетели птицы:
Голуби, куницы.
Если дети не обращают внимание на слово куниц, учитель объявляет счёт: “Один ноль в мою пользу. Куницы – вовсе не птицы”. Игра продолжается.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Страусы, чижи… (дети хлопают)
Если дети не реагируют на страусов, ещё одно штрафное очко. Ведь у страусов крылья почти полностью исчезли, и они летать не могут.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки… (дети хлопают)Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы – сплюшки,
Лебеди, скворцы…
Все ребята молодцы! (хором)
Жюри оглашает итоги 2-го тура.
3 тур
Вопросы 1-й и 2-й командам
1. Зачем страус голову прячет в песок?
А) от страха;
Б) освобождается от паразитов;
В) разыскивает пищу.
2. Зачем звери раны зализывают?
А) чтобы быстрее заживали;
Б) просто от боли;
В) с гигиенической целью
3. Какие птицы самые быстрокрылые?
А) соколы и ястребы;
Б) ласточки и стрижи;
В) утки и чайки.
4. “Загадочные животные”.
1-я команда расшифровывает названия животных первого столбика;
2-я команда расшифровывает названия животных второго столбика;
Льдоша (лошадь) Кабел (белка) Соль (лось) Девьдем (медведь) Вайруем (муравей) Баобчак (бабочка) Бокаса (собака) Шаугялк (лягушка)
5. Пословицы и поговорки. Командам раздаются карточки с пословицами или поговорками. Они должны их закончить.
Не за то волка бьют, что он сер, а за то… (что овцу съел).
Два медведя в одной берлоге…(не уживутся).
Не та собака пугает, что лает, а та… (что молчит да хвостом виляет).
Волка ноги… (кормят).
6. Каждая команда записывает названия зверей, птиц, насекомых, рыб, состоящие из трёх букв. За каждый правильный ответ – 1 очко.
Пока жюри подводит итог 3-го тура, проводится игра с болельщиками. Они отвечают на вопросы:
Самый быстрый зверь? (Гепард.)
Как называют гнездо белки? (Гайно.)
Кто бежит, выставляя вперёд задние ноги? (Заяц.)
Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние? (Одинаковые.)
Кто собирает яблоки спиной? (Ёж.)
Кого называют санитаром леса? (Волка.)
Детёныши, каких животных питаются молоком чужой матери? (Зайчата.)
Кого называют “лесным доктором”? (Дятел.)
Жюри оглашает итоги и награждает победителей. Победила дружба. Класс скандирует: “Соревнуясь вместе с вами, мы останемся друзьями”
В конце занятия можно спеть песни о животных.