Урок русского языка по теме "Сочетания чк, чн, щн"

Разделы: Начальная школа


Цели: формировать умение распознавать в словах сочетания чк, чн, щн и правильно их писать, развивать орфографическую зоркость, внимание, речь учащихся; воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: иллюстрация для творческой работы, карточки слов, дидактические карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке нам предстоит сделать маленькое открытие.

II. Повторение изученного.

1. Чистописание

- Назовите буквы чн ч щ к

- На какие группы и по какому признаку можно разделить эти буквы?

- Напишите буквы ч щ.

2. Словарная работа.

- Запишите слова, выделите орфограмму, поставьте знак ударения.

Диктовка

Свеча, чудо, кружились, пушинка, грущу, площадка.

(2 человека работают у доски)

- Назовите орфограммы.

- С одним из слов составьте предложение.

Закружились в воздухе лёгкие пушинки.

- Дайте характеристику данному предложению.

- Подчеркните грамматическую основу.

Комментирование у доски

III. Работа над новым материалом.

1. Объяснение нового материала.

- Отгадайте загадку.

Что такое перед нами?
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седёлка на носу?

- Какие слова помогли вам отгадать загадку?

- Объясните их значение.

Оглобли – в упряжи длинные жерди, укреплённые на передней оси повозки и соединяющиеся дугой.

Седёлка (седло) – сиденье для всадника.

- Выполните фонетический разбор этого слова.

Комментирование с места.

[а] – глан., безударн. – “о”

[ч'] – согл., мягк., глух., непарн. – “ч”

[к'] – согл., мягк., глух., парн. – “к”

[и] – гласн., ударн. – “и”

2 слога, 4зв., 4б., очки

- Подчеркните в слове буквы, обозначающие мягкий согласный звук.

- Как обозначена мягкость этих согласных на письме?

- Прочитайте слова.

Речка, хищный, мощный, печник.

- Назовите буквы, обозначающие всегда мягкий согласный звук.

- Попробуйте сформулировать правило.

- Молодцы. Сегодня будем тренироваться в написании слов с сочетаниями чк, чн, щн.

Запишите эти слова, сочетания чк, чн, щн подчеркните.

2. Упражнения на закрепление.

1) Замените каждое словосочетание одним словом, близким по значению.

Детская рука, маленькая дача, небольшая туча.

Измените слова так, чтобы они обозначали те же, но маленькие предметы.

Чулки, носки, дочь, цветы, грибы.

Составьте и запишите словосочетания, изменив слово в скобках так, чтобы в нём появилось сочетание чк или чн.

Быстрая (река), (сказка) герой, хитрая (лисица),

(удача) день.

Комментирование у доски

3. Самостоятельная работа

1 уровень.

- Списать слова, вставляя сочетания чк, чн. Самопроверка

I в. Моло…ный, но…ка, бело…ка. с доски

II в. То…ный, шуто…ка, стро…ка.

2 уровень.

- Подчёркнутые слова изменить так, чтобы в них появилось сочетание чк или чн.

I в. кормить белку

выпить молока

доброе сердце

II в. красивая свеча

нарисовать собаку

поймать щуку

Устная проверка

3 уровень.

- Исправить ошибки. Списать грамотно. I в. Яичьница, коньки, прозрачный, срочьный, овощьной.

II в. Ласточка, точька, дочька, речной, денькию

Исправление ошибок учеником на доске

Физминутка.

Дети выполняют упражнения под музыку. Песня “Вместе весело шагать”.

Какие слова с сочетаниями чк, чн вы услышали в тексте песни?

(Конечно, перепёлочка, ёлочка, дощечка, словечко.)

4. Творческая работа.

- Рассмотрите рисунок. Назовите предметы, в названии которых есть сочетания чк, чн, щн.

- Используя данные слова, составьте и запишите текст по этому рисунку.

Солнечный, девочка, скамеечка, речка, уточка, птичка,

Лисичка, тучка, бабочка.

Проверка.

IV. Закрепление изученного.

Работа с учебником. С.98 упр.168

Самостоятельная работа

V. Итог урока.

- С какой орфограммой вы познакомились на уроке?

VI. Домашнее задание. с.98 упр. 170