Цели урока:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса. Определить место физики, как науки.
- Научить различать физические явления и тела.
- Познакомить с методами изучения физики.
Воспитательные:
- Показать значение познания мира через мышление.
- Формировать моральные, волевые и эстетические качества личности.
Развивающие:
- Развивать внимание и любознательность.
- Развивать представление о применении человеком физических знаний в быту и технике.
Структура урока:
- Постановка учебной цели.
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
слайд 1
Мы приступаем к изучению нового школьного предмета, к овладению основ новой для вас науки - физики. Роль физики трудно переоценить, так как она необходима в любой области деятельности человека: проектировка и строительство зданий, создание радиоприемников, автомобилей, космических аппаратов. Без знаний физики мы были бы лишены многих полезных вещей.
2. Лекция учителя, сопровождаемая презентацией (Приложение1):
К технике мы привыкли, она стала нашим спутником. А ведь не так давно люди ездили в тарантасах, запряженных лошадьми, сидели при свете горящих лучин в длинные зимние вечера и только в сказках мечтали о различных волшебствах. В сказке А. С. Пушкина мудрец, подаривший царю Додону чудесного петушка, заверял его:
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,
То сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной, -
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется.
И вот мечта сбылась. Современные радиолокационные установки куда лучше петушка.
А в сказке Ершова “Конек-горбунок” говорится:
Огонек горит светлее,
Горбунок бежит скорее.
Вот уж он перед огнем.
Светит поле словно днем.
Чудный свет кругом струится,
Но не греет не дымится,
Диву дался тут Иван,
“Что, - сказал он, - за шайтан!
Шапок с пять найдется свету,
А тепла и дыма нету.
Эко чудо-огонек…”
Ивот чудо-огонек в виде ламп дневного света проник в наш быт.
слайд 2
Сказки становятся былью: гусли-самогуды воплотились в патефон, магнитофон, радиоприемник. Не ковры, а самолеты стали широко распространенным средством транспорта. Все это стало возможным не по велению волшебника, а на основе умелого применения достижений науки.
Одной из древнейших наук, которая позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку, дает возможность понять современную технику и развивать её дальше является физика. Физика - это наука о природе и тех изменениях, которые в ней происходят.
слайд 3
Изменения, которые происходят в природе, называют физическими явлениями.
слайды 4-10
Среди большого многообразия явлений в природе физические явления занимают особое место. К ним относятся (показ слайдов из презентации):
Механические, электрические, магнитные, оптические, тепловые, атомные.
Физика позволяет выводить общие законы на основании изучения простых явлений. Установив фундаментальные законы природы, человек использует их в процессе своей жизнедеятельности.
слайд 11
В этом и состоит основная задача физики:
Открыть законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе, найти связь и причины явлений
слайд 12
Задание “подумай”:
Вы знаете, как происходят многие явления, и легко закончите фразы.
- Если выпустить из рук тяжелый предмет, то…
- Если цветок не поливать, то…
- Если сверкнула молния, то…
слайд 13
Любые процессы, происходящие в природе, тесно связаны между собой. . физика, как наука, тесно связана с другими науками
слайды 14-16
Любая наука использует специальные слова – научные термины. И вам необходимо понять и усвоить основные физические термины.
Вокруг нас находятся различные предметы: столы, стулья, книги, карандаши. В физике всякий предмет называют физическим телом. На экране вы видите примеры физических тел. Все объекты и физические тела являются материей. Все, что нас окружает материально. Факт их существования не зависит от нашего сознания. Материя есть объективная реальность данная нам в ощущении. Материя в нашем мире существует виде вещества и поля. То, из чего состоят физические тела, называют веществом.
Гвоздь – физическое тело, железо – вещество.
Стол – физическое тело, дерево – вещество.
Капля воды– физическое тело, вода – вещество.
Другой вид материи – поле – существует не зависимо от нас. Поле не всегда можно обнаружить с помощью органов чувств человека, но оно легко обнаруживается по влиянию на какие-нибудь физические тела.
слайд 17
Подумайте, как можно изучать физику, откуда появляются у человека знания?
Ответы учеников: из наблюдений, экспериментов.
слайд 18
Действительно, многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого и начиналась физика. Философы и ученые Древней Греции – Аристотель, Герон, Архимед, Птолемей – в основном вели наблюдения.
слайд 19
Только в средние века такие ученые как: Галилео Галилей, Рене Декарт, Эванжелиста Торричелли, Блез Паскаль и другие стали ставить опыты – специальные эксперименты, проводимые с определенной целью.
3. Закрепление изученного:
слайд 20 - 22
Учащиеся выполняют тестовое задание, проецируемое на экран:
1. Физические явления – это изменения, которые
А) мы можем видеть
Б) происходят по желанию человека
В) происходят в природе
2. Что из перечисленного является физическим телом?
А) Тетрадь
Б) Воздух
В) Бумага
Г) Вода
3. Какое из слов обозначает вещество?
А) Капля воды
Б) Земля
В) Железо
Г) Айсберг
слайд 23
4. Домашнее задание:
§ 1 – 3, ответить на вопросы к параграфам
Написать сочинение “Зачем нужно изучать физику”