Вид: урок изучения нового материала.
Тип: урок на проблемной основе.
Форма проведения: Урок-практикум.
Время проведения: 3 урок в разделе “Местоимения”
Цели урока
1. Обучающие цели:
- познакомить с изменением по падежам местоимений 1-го, 2-го лица единственного и множественного числа;
- начать отработку раздельного написания местоимений с предлогами;
- совершенствовать орфографические навыки.
2. Развивающие цели:
- развивать интеллектуальные и практические умения детей;
- развивать умение работать с текстами;
- развивать умения выражать свои мысли в устной и письменной форме.
3. Воспитательные цели:
- воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки;
- воспитывать человека культуры, уважающего личность другого человека;
- воспитывать умение работать в группе, паре.
Оборудование: таблица разрезная для групп, карточки для проверки знаний, листы для самоанализа, листы для рефлексии.
Ход урока
I. Орг. момент.
- Здравствуйте! Садитесь поудобнее. Сегодня у нас необычный урок. Вести его буду я. Зовут меня Светлана Николаевна. Я думаю, что вы мне поможете провести его интересно, быстро, четко.
II. Минутка чистописания. Выход на тему.
А) запись даты
Б) работа с доской
На доске: Школа, мы, озеро, бежать, ты, прогулка, солнце, я, ракета, вы, играть.
- Прочитайте слова. На какие 3 группы можно разделить эти слова?
- Какие орфограммы встретились в этих словах?
- Сегодня мы напишем буквы, из которых состоят личные местоимения 1-го, 2-го лица. Выберите их из написанных на доске слов.
- Давайте составим цепочки для минутки чистописания. В нее войдет элемент – большая наклонная палочка с петелькой вверху и личное местоимение. Количество элементов должно соответствовать лицу местоимения:
- Определите по минутке чистописания тему урока.
III. Рефлексия.
- Перед вами “волшебные” линеечки. Отметьте на них, пожалуйста, где вы находитесь на начало урока.
Знаю всё Знаю, но не все Не знаю
IV. Актуализация знаний.
-Почему часть речи получила такое название: местоимения?
-Вместо какой части речи употребляется местоимения?
1. Работа в группах.
Восстановите сравнительную таблицу об имени существительном и местоимении.
Существительные. Местоимения. Кто? что? Кто? что? Называют предмет. Указывают на предмет, не называя его. Бывают 1, 2, 3-го лица. Имеют постоянный род. Изменяются по родам в 3 лице ед. числа. Изменяются по числам. Бывают единственного и множественного числа. Изменяется по падежам. Изменяются по падежам? С предлогами пишутся отдельно. С предлогами пишутся отдельно? (Проверка на доске)
- Что еще нам надо выяснить сегодня на уроке?
V. Постановка учебной задачи. Объявление темы.
VI. Новая тема. Выход из проблемы.
Изменение по падежам.
1 группа – я
2 группа – мы
3 группа – ты
4 группа – вы
(проверка на доске)
Вывод: местоимения изменяются по падежам.
Наблюдение над правописанием местоимений с предлогами.
На доске:
Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки. (ягоды)
- Прочитайте загадку. Отгадайте ее.
- Какие местоимения встретились в загадке?
- Докажите, что меня – это местоимение. Назовите его начальную форму.
- А что такое для?
- Как написано местоимение с предлогом?
Вывод: как пишутся местоимения с предлогами? (с. 53)
VII. Первичное закрепление.
- У вас на партах карточка. Давайте еще раз понаблюдаем, как изменяются местоимения 1, 2-го лица единственного и множественного числа с предлогами. Вам даны слова-действия и вопросы с предлогами. Запишите, изменяя местоимения.
1 группа.
Был (кто?) я
Спросил (у кого?)………
Подошел (к кому?)……. .
Спрятался (за кого?)……
Ходил (с кем?)………
Говорил (о ком?) …. .
2 группа.
Были (кто?) мы
Спросил (у кого?)………
Подошел (к кому?)……. .
Спрятался (за кого?)……
Ходил (с кем?)………
Говорил (о ком?) …. .
3 группа.
Был (кто?) ты
Спросил (у кого?)………
Подошел (к кому?)……. .
Спрятался (за кого?)……
Ходил (с кем?)………
Говорил (о ком?) …. .
4 группа.
Были (кто?) вы
Спросил (у кого?)………
Подошел (к кому?)……. .
Спрятался (за кого?)……
Ходил (с кем?)………
Говорил (о ком?) …. .
(проверка на доске)
Вывод: местоимения с предлогами пишутся отдельно. Местоимения – изменяемая часть речи, при этом у личных местоимений меняется не только окончание, но и вся основа.
VIII. Закрепление.
1. № 381 с. 53-54 (разбор и самостоятельное выполнение)
(проверка)
2. Выборочный диктант.
- Я читаю предложения. Вы должны услышать и записать местоимения.
Текст: Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала. Я ничего не понимал. Дедушка разъяснил мне загадку. Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка летает около человека и ловит их на лету.
- Почему кричала ласточка?
- За этим явлением понаблюдал и записал для нас его замечательный русский писатель, знаток и большой любитель природы К. Паустовский.
- Какие местоимения вы записали? (взаимопроверка)
3. Работа в парах.
- У вас на партах лежат листочки. В каждой строчке даны по 4 слова. Найдите “лишнее”, подчеркните.
Карточка:
Я, яма, ты, он.
Мы, вы, ты, они.
Тебя, тебе, табун, тобой.
К тебе, ко мне, к нам, к дому.
Окно, око, оно, Ока.
IX. Итог:
- Расскажите все, что вы знаете о местоимении.
1. Проверочная работа “Это я знаю и умею”
1 вариант.
А) Закончи предложения:
*местоимения – это слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только
_____________________________________________________________________________
* к 1-му лицу относятся местоимения________________
*ко 2-му лицу относятся местоимения__________________
* к 3-му лицу относятся местоимения______________________
* по родам изменяются только местоимения __________ лица ________________ числа
Б) Прочитай слова, подчеркни местоимения:
Они, один, мы, ты, но, як, у тебя, выли, окна, ток, со мной
2 вариант.
А) Закончи фразу:
Предлоги с местоимениями пишутся ____________________________________ .
Б) Соедини линиями в правильном порядке:
Ты, вы 1-е лицо Он, она, оно, они 2-е лицо Я, мы 3-е лицо
В)Раскрой скобки и впиши правильный вариант слитного или раздельного написания:
*Мы идём ( с я, ты, тобой)____________________________ в поход к лесному озеру. Сколько вокруг интересного! Птичка прыгает по траве со стебелька на стебелёк прямо (около мы, тебя, вы)________________________________ .
2. Самопроверка по листам. Выставление оценок.
X. Рефлексия.
Знаю все Знаний о местоимении стало больше Знаю, но не всё Не знаю
-Как вы думаете, есть ли еще местоимения. Кроме тех, с которыми мы познакомились на уроках?
На доске:
Как названье дать словам:
Я, ты, мы, и вам, и нам
Кто, и что, какой, и сколько,
Наш, и ваш, и мой, и твой,
Их, его, ее, и свой?
Это, без сомнения,
Всё…. Местоимения!
- В старших классах, кроме личных местоимений вы будете знакомиться и с другими.
XI. Д/З на выбор
- с. 54-55 № 383, правило – “3”.
- найти из книги для чтения несколько предложений с местоимениями и выписать предложения в тетрадь (3-4 предложения) – “4”
- составить тестовые задания по теме: “Местоимения” (3-4 задания) – “5”