Урок на тему "Нахождение дроби от числа и числа по значению его дроби"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • продолжить работу по формированию умения решать задачи двух основных типов
  • развивать и активизировать познавательный интерес к предмету
  • способствовать расширению кругозора, формированию умений выделять главное, переноса знаний в новую ситуацию

Формы организации урока: групповая, индивидуальная, парная, фронтальная

Способы и приемы обучения: самоконтроль, взаимоконтроль, занимательные задания, проблемные ситуации

Средства обучения: открытки, иллюстрации Спасской башни, циферблат со стрелками (картон), дидактический материал (тексты задач).

Учебник “Математика 6” авторы: Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов и др.

Структура урока:

  1. Проверка домашнего задания
  2. Организационный момент
  3. Устный счет
  4. Закрепление изученного материала
  5. Решение задач
  6. Итог урока

План урока

1. Проверка домашнего задания: Вопросы?; №670; №657

2. Организационный момент:

Сегодня мы будем решать задачи двух типов: на нахождение дроби от числа и нахождение числа по значению его дроби. Вспомним правила.

Ребята вместе с учителем проговаривают правила.

3. Устный счет:

Разминка. Считаем устно. Ответы записываем. Первые три человека получат оценки.

3/5 от 30 есть ___

4/7 от _____ есть 12

25% от 400 есть ____

8% от ____ есть 40

0.5 от 730 есть _____

Возьмите карандаши. Проверьте. Поставьте карандашом оценки.

4. Закрепление изученного материала

Учитель: Математика применяется везде. Не зря говорят, что “Математика – царица всех наук”. Я подобрала задачи, условия которых связаны с историческим памятником Москвы. Каким?

Бьют часы на _________ башне,

Провожая день вчерашний,

И звонят колокола…

О какой башне идет речь? (Спасской)

Показать картинку. На столе у детей открытки. Внимательно рассмотреть.

Учитель: Московский Кремль имеет много башен. Одна из самых красивых и величественных башен Кремля – Спасская. Она имеет парадные проездные ворота. Оказывается, в ней несколько этажей. Сколько?

Решив устно уравнение, вы узнаете это.

49- (0.2•х+19)•1/7=4б (ответ 10)

5. Решение задач (текст задач лежит у детей на столах)

Учитель: Три этажа башни заняты механизмом кремлевских курантов. Куранты расположены на 7,8,9 этажах башни, а венчает 10 этаж пятиконечная звезда.

Я предлагаю вам первую задачу, решив которую мы найдем диаметр кремлевских курантов:

Высота звезды на Спасской башне 3.6м, что составляет 60% диаметра циферблата часов. Найти диаметр циферблата часов?

1) 3.6:0.6=6(м) - диаметр циферблата часов.

Ответ:6 метров

Учитель: Циферблаты курантов выходят на 4 стороны башни. Цифры и стрелки позолочены. Бой часов происходит при помощи молотка, соединенного механизмом с колоколом. Первоначально часы заводились вручную, а с 1937 года их заводят с помощью трех электромоторов.

Решив вторую задачу, вы узнаете длины часовой и минутной стрелок кремлевских часов.

Длина часовой стрелки курантов составляет 10/11 длины минутной стрелки. Найдите общую длину этих стрелок, если минутная стрелка равна 3.3м?

1) 3.3*10/11=3(м) - длина часовой стрелки.

2) 3+3.3=6.3(м) – общая длина стрелок.

Ответ: 6.3 метра

Учитель: Как же так получилось, что диаметр циферблата часов 6 метров, а общая длина стрелок 6.3 метра? (ответ искать на открытках и на модели часов с циферблатом и стрелками)

Учитель: А теперь, мы сможем узнать высоту Спасской башни, если решим третью задачу:

Высота нижнего “четверика” (в плане имеет квадратную форму) вместе с арочным поясом составляет 9/20 всей высоты башни, высота “многоярусной части с часами” составляет 30% всей высоты, а высота “каменного шатра” равна 17.75м. Найдите высоту Спасской башни?

1)9/20+0.3=9/20+6/20=15/20=3/4 - высота нижней и средней частей.

2)1-3/4=1/4-всей башни приходится на верхнюю часть.

3)17.15:1/4=71(м) - высота всей башни.

Ответ: 71 метр

Учитель: А может кому-нибудь известно, сколько всего башен в Кремле?

Выполнив следующее задание, вы узнаете это.

Найдите число, 51% которого равен значению выражения

( 2- 1)•3+4: (ответ 20)

Итак, в Кремле 20 башен.

6. Итог урока:

- чем мы сегодня занимались на уроке

- что мы узнали или вспомнили о Спасской башне

Учитель: Если осталось время, то предлагаю отдохнуть и погреться на солнышке: №655(б).

Текст задач лежит у детей на столах

  1. Высота звезды на Спасской башне 3.6м, что составляет 60% диаметра циферблата часов. Найти диаметр циферблата часов?
  2. Длина часовой стрелки курантов составляет 10/11 длины минутной стрелки. Найдите общую длину этих стрелок, если минутная стрелка равна 3.3м?
  3. Высота нижнего “четверика” (в плане имеет квадратную форму) вместе с арочным поясом составляет 9/20 всей высоты башни, высота “многоярусной части с часами” составляет 30% всей высоты, а высота “каменного шатра” равна 17.75м. Найдите высоту Спасской башни?