Цели урока:
- продолжить работу по формированию умения решать задачи двух основных типов
- развивать и активизировать познавательный интерес к предмету
- способствовать расширению кругозора, формированию умений выделять главное, переноса знаний в новую ситуацию
Формы организации урока: групповая, индивидуальная, парная, фронтальная
Способы и приемы обучения: самоконтроль, взаимоконтроль, занимательные задания, проблемные ситуации
Средства обучения: открытки, иллюстрации Спасской башни, циферблат со стрелками (картон), дидактический материал (тексты задач).
Учебник “Математика 6” авторы: Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов и др.
Структура урока:
- Проверка домашнего задания
- Организационный момент
- Устный счет
- Закрепление изученного материала
- Решение задач
- Итог урока
План урока
1. Проверка домашнего задания: Вопросы?; №670; №657
2. Организационный момент:
Сегодня мы будем решать задачи двух типов: на нахождение дроби от числа и нахождение числа по значению его дроби. Вспомним правила.
Ребята вместе с учителем проговаривают правила.
3. Устный счет:
Разминка. Считаем устно. Ответы записываем. Первые три человека получат оценки.
3/5 от 30 есть ___
4/7 от _____ есть 12
25% от 400 есть ____
8% от ____ есть 40
0.5 от 730 есть _____
Возьмите карандаши. Проверьте. Поставьте карандашом оценки.
4. Закрепление изученного материала
Учитель: Математика применяется везде. Не зря говорят, что “Математика – царица всех наук”. Я подобрала задачи, условия которых связаны с историческим памятником Москвы. Каким?
Бьют часы на _________ башне,
Провожая день вчерашний,
И звонят колокола…
О какой башне идет речь? (Спасской)
Показать картинку. На столе у детей открытки. Внимательно рассмотреть.
Учитель: Московский Кремль имеет много башен. Одна из самых красивых и величественных башен Кремля – Спасская. Она имеет парадные проездные ворота. Оказывается, в ней несколько этажей. Сколько?
Решив устно уравнение, вы узнаете это.
49- (0.2•х+19)•1/7=4б (ответ 10)
5. Решение задач (текст задач лежит у детей на столах)
Учитель: Три этажа башни заняты механизмом кремлевских курантов. Куранты расположены на 7,8,9 этажах башни, а венчает 10 этаж пятиконечная звезда.
Я предлагаю вам первую задачу, решив которую мы найдем диаметр кремлевских курантов:
Высота звезды на Спасской башне 3.6м, что составляет 60% диаметра циферблата часов. Найти диаметр циферблата часов?
1) 3.6:0.6=6(м) - диаметр циферблата часов.
Ответ:6 метров
Учитель: Циферблаты курантов выходят на 4 стороны башни. Цифры и стрелки позолочены. Бой часов происходит при помощи молотка, соединенного механизмом с колоколом. Первоначально часы заводились вручную, а с 1937 года их заводят с помощью трех электромоторов.
Решив вторую задачу, вы узнаете длины часовой и минутной стрелок кремлевских часов.
Длина часовой стрелки курантов составляет 10/11 длины минутной стрелки. Найдите общую длину этих стрелок, если минутная стрелка равна 3.3м?
1) 3.3*10/11=3(м) - длина часовой стрелки.
2) 3+3.3=6.3(м) – общая длина стрелок.
Ответ: 6.3 метра
Учитель: Как же так получилось, что диаметр циферблата часов 6 метров, а общая длина стрелок 6.3 метра? (ответ искать на открытках и на модели часов с циферблатом и стрелками)
Учитель: А теперь, мы сможем узнать высоту Спасской башни, если решим третью задачу:
Высота нижнего “четверика” (в плане имеет квадратную форму) вместе с арочным поясом составляет 9/20 всей высоты башни, высота “многоярусной части с часами” составляет 30% всей высоты, а высота “каменного шатра” равна 17.75м. Найдите высоту Спасской башни?
1)9/20+0.3=9/20+6/20=15/20=3/4 - высота нижней и средней частей.
2)1-3/4=1/4-всей башни приходится на верхнюю часть.
3)17.15:1/4=71(м) - высота всей башни.
Ответ: 71 метр
Учитель: А может кому-нибудь известно, сколько всего башен в Кремле?
Выполнив следующее задание, вы узнаете это.
Найдите число, 51% которого равен значению выражения
( 2- 1)•3+4: (ответ 20)
Итак, в Кремле 20 башен.
6. Итог урока:
- чем мы сегодня занимались на уроке
- что мы узнали или вспомнили о Спасской башне
Учитель: Если осталось время, то предлагаю отдохнуть и погреться на солнышке: №655(б).
Текст задач лежит у детей на столах
- Высота звезды на Спасской башне 3.6м, что составляет 60% диаметра циферблата часов. Найти диаметр циферблата часов?
- Длина часовой стрелки курантов составляет 10/11 длины минутной стрелки. Найдите общую длину этих стрелок, если минутная стрелка равна 3.3м?
- Высота нижнего “четверика” (в плане имеет квадратную форму) вместе с арочным поясом составляет 9/20 всей высоты башни, высота “многоярусной части с часами” составляет 30% всей высоты, а высота “каменного шатра” равна 17.75м. Найдите высоту Спасской башни?