Методическая разработка урока информатики в 4-м классе с применением здоровьесберегающих технологий

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  • учить находить признаки с одним и тем же названием у предметов и существ разных групп;
  • развивать умения находить необычные значения признаков через игру;
  • развивать умения придумывать новых сказочных героев;
  • закреплять представления о связи между признаками и возможностями объекта;
  • развивать умения работать в коллективе;
  • развивать внимание, воображение, интерес к изучаемому предмету, через творческие виды и формы работы на уроке.

Оборудование:

  • Кадры диафильма из сказки “Репка”;
  • Экологическое панно с карточками;
  • Игра “Найди продолжение”;
  • Анаграмма;
  • Пословица;
  • Презентация из 13 кадров;
  • Загадки описания. (Автор: Сазонова Л.Н)
  • Таблица для проведения гимнастики.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам
- Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера.

- Подарите мне свои улыбки и с таким хорошим настроением мы начинаем урок информатики.

 2. Актуализация знаний.

- Ежедневно на человека обрушивается огромный поток информации, объём которой постоянно увеличивается. Как же человеку сохранить в памяти необходимую и важную информацию?

(На экологическом панно сенсорной дидактики по Базарнову, расположены слова и фразы.)

- Друзья мои, напомните мне, пожалуйста, ту информацию, которую вы получили на предыдущем уроке информатики.

Мы учились перечислять все действия в том порядке, как они записаны в таблице и наоборот.

3. Проверка домашнего задания.

- Предлагаю разбиться на группы и по кадрам диафильма 1 группе составить алгоритм, а 2 группе алгоритм - наоборот.

( Группам раздаются карточки, на которых записаны начальные фразы алгоритма и алгоритма - наоборот. Учащиеся устанавливают последовательность.) Игра “Найди продолжение”

Презентация шарик.

Молодцы!

4. Проблемный вопрос.

- Сегодня на уроке информатики мы продолжаем путешествие по “Стране сказок”. Но ведь туда как-то надо добраться. А поможет нам в этом воздушный шарик. Садитесь поудобнее, пристегните ремни безопасности и в путь.

Презентация шарик.

- Посмотрите, как много различных сказочных героев нас встречают: Дюймовочка, Железный дровосек, Буратино, Чебурашка, Змей Горыныч….

Презентация шарик.

- Но так ли обычны эти герои сказок как на предыдущем уроке?

Они необычны: фантазия автора, вымышленные герои.

- А в чём их необычность? Опишите предметы необычности данных героев.

Железный Дровосек - сделан из железа;

Буратино – из дерева;

Снегурочка – из снега;

У собаки из сказки “Огниво” - большие глаза;

У змея Горыныча – Три головы…

5. Сообщение темы и целей урока.

- Можно ли классифицировать данные описания по определённым признакам?

Необычный размер частей тела, количество частей, материал.

6. Открытие новых знаний.

Презентация шарик.

  • Новый материал.
  • Необычный размер частей.
  • Необычное количество частей.

7. Информационная игра.

- Сейчас вы перечислили много сказок. Но где вы познакомились с героями этих сказок?

В читальном зале библиотеки, на уроках литературы, на которых мы читали не только авторские или русские народные сказки, но и учились сочинять их сами.

- Согласитесь, друзья мои, что придумать необычного героя совсем не просто. Давайте представим себя в роли автора и, используя тот же способ, придумаем новых героев. Чтобы придумать нового сказочного героя авторы совмещали признаки двух или трёх известных героев, плюс – фантазия и те признаки, которые мы перечислили.

- Для начала разобьёмся на звенья. (по рядам)

  • 1 звено - придумать героя с необычным значением материала;
  • 2 звено - … необычным размером частей;
  • 3 звено - … необычным количеством частей

( По завершению выполненной работы, учащимся предлагается работа в парах: обменяться составленными загадками-описаниями.)

- Руководствуясь пословицей: “Труд кормит, а лень портит”, я трудилась вместе с вами и предлагаю вам свои стихи.

 - Внимательно прочитайте загадки - описания и нарисуйте сказочного героя.

- Что вам помогло нарисовать?

Описание в загадках, необычные значения предметов.

Вывод: Для составления образа сказочных героев мы использовали признаки известных героев.

8. Физминутка. Гимнастика для глаз.

- По истечению всевозможных видов работы организм человека устаёт и требует отдыха.

- Ваши глазки отдохнули, и я думаю, что вы готовы путешествовать дальше.

9. Информационная минутка. Актуализация темы.

- Ребята, как вы думаете, используются ли в современных профессиях необычные значения признаков, и в каких профессиях? Предлагаю ответить на этот вопрос, расшифровав анаграмму.

И М А С И П
З О Т Е З ж
О Д Е Л_ Ь_ О
Б Т А Т Е- Р
Р Е Ю Г Л Ь

(Изобретатель, писатель, модельер, художник и т. д.)

- Что использует в работе каждый из них?

Дополнительный материал, дополнительные источники информации, свою фантазию и различные необычные значения признаков.

- И как же эту информацию можно совместить и запомнить?

Для этого существует несколько способов: Н-р :записать, либо собрать в папку, но самый удачный способ – это компьютер, который и запомнит и классифицирует, а если надо – удалит информацию.

10. Работа с компьютером.

Самостоятельная работа.

- Учащимся предлагается игра-презентация, где дети по слайдам описывают необычные признаки и действия предметов.

Презентация шарик.

11. Итог урока.

 Какие три основных описания вы использовали в работе?

Что интересного, необычного произошло на уроке?

Понравилось ли вам быть в роли авторов?

Появилось желание придумать нового необычного героя или предмет и написать о нём сказку?

12. Домашнее задание.

(Учитель показывает рисунок с сердцем.)

- Друзья мои, приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? Да, бьются наши сердца. Моё большое, а ваши маленькие, как ваши кулачки.

Иногда говорят человеку: “ У тебя доброе сердце”. Что значит “Доброе сердце”? Про каких людей так говорят?

Наши сердца как настоящие волшебники, даны нам для того, чтобы любить всем сердцем, всей душой. Когда вы спокойны - оно бьётся ровно, когда вы сердитесь – учащённо, и от этого становится п0охо на душе. Это сердце предупреждает: остановись, успокойся, не злись “Прости” - простит оно. У вас добрые сердца, дети? Нарисуйте дома своё доброе сердце, но с использованием необычных признаков.

Используемая литература:

  1. Н.М.Метенова “ Уроки вежливости”.
  2. А.В. Горячев “Информатика в играх и задачах”/

Информационные ресурсы:

  1. Презентация: CD диск.