Цели и задачи урока:
- учить находить признаки с одним и тем же названием у предметов и существ разных групп;
- развивать умения находить необычные значения признаков через игру;
- развивать умения придумывать новых сказочных героев;
- закреплять представления о связи между признаками и возможностями объекта;
- развивать умения работать в коллективе;
- развивать внимание, воображение, интерес к изучаемому предмету, через творческие виды и формы работы на уроке.
Оборудование:
- Кадры диафильма из сказки “Репка”;
- Экологическое панно с карточками;
- Игра “Найди продолжение”;
- Анаграмма;
- Пословица;
- Презентация из 13 кадров;
- Загадки описания. (Автор: Сазонова Л.Н)
- Таблица для проведения гимнастики.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам
- Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
- Подарите мне свои улыбки и с таким хорошим настроением мы начинаем урок информатики.
2. Актуализация знаний.
- Ежедневно на человека обрушивается огромный поток информации, объём которой постоянно увеличивается. Как же человеку сохранить в памяти необходимую и важную информацию?
(На экологическом панно сенсорной дидактики по Базарнову, расположены слова и фразы.)
- Друзья мои, напомните мне, пожалуйста, ту информацию, которую вы получили на предыдущем уроке информатики.
Мы учились перечислять все действия в том порядке, как они записаны в таблице и наоборот.
3. Проверка домашнего задания.
- Предлагаю разбиться на группы и по кадрам диафильма 1 группе составить алгоритм, а 2 группе алгоритм - наоборот.
( Группам раздаются карточки, на которых записаны начальные фразы алгоритма и алгоритма - наоборот. Учащиеся устанавливают последовательность.) Игра “Найди продолжение”
Молодцы!
4. Проблемный вопрос.
- Сегодня на уроке информатики мы продолжаем путешествие по “Стране сказок”. Но ведь туда как-то надо добраться. А поможет нам в этом воздушный шарик. Садитесь поудобнее, пристегните ремни безопасности и в путь.
- Посмотрите, как много различных сказочных героев нас встречают: Дюймовочка, Железный дровосек, Буратино, Чебурашка, Змей Горыныч….
- Но так ли обычны эти герои сказок как на предыдущем уроке?
Они необычны: фантазия автора, вымышленные герои.
- А в чём их необычность? Опишите предметы необычности данных героев.
Железный Дровосек - сделан из железа;
Буратино – из дерева;
Снегурочка – из снега;
У собаки из сказки “Огниво” - большие глаза;
У змея Горыныча – Три головы…
5. Сообщение темы и целей урока.
- Можно ли классифицировать данные описания по определённым признакам?
Необычный размер частей тела, количество частей, материал.
6. Открытие новых знаний.
- Новый материал.
- Необычный размер частей.
- Необычное количество частей.
7. Информационная игра.
- Сейчас вы перечислили много сказок. Но где вы познакомились с героями этих сказок?
В читальном зале библиотеки, на уроках литературы, на которых мы читали не только авторские или русские народные сказки, но и учились сочинять их сами.
- Согласитесь, друзья мои, что придумать необычного героя совсем не просто. Давайте представим себя в роли автора и, используя тот же способ, придумаем новых героев. Чтобы придумать нового сказочного героя авторы совмещали признаки двух или трёх известных героев, плюс – фантазия и те признаки, которые мы перечислили.
- Для начала разобьёмся на звенья. (по рядам)
- 1 звено - придумать героя с необычным значением материала;
- 2 звено - … необычным размером частей;
- 3 звено - … необычным количеством частей
( По завершению выполненной работы, учащимся предлагается работа в парах: обменяться составленными загадками-описаниями.)
- Руководствуясь пословицей: “Труд кормит, а лень портит”, я трудилась вместе с вами и предлагаю вам свои стихи.
- Внимательно прочитайте загадки - описания и нарисуйте сказочного героя.
- Что вам помогло нарисовать?
Описание в загадках, необычные значения предметов.
Вывод: Для составления образа сказочных героев мы использовали признаки известных героев.
8. Физминутка. Гимнастика для глаз.
- По истечению всевозможных видов работы организм человека устаёт и требует отдыха.
- Ваши глазки отдохнули, и я думаю, что вы готовы путешествовать дальше.
9. Информационная минутка. Актуализация темы.
- Ребята, как вы думаете, используются ли в современных профессиях необычные значения признаков, и в каких профессиях? Предлагаю ответить на этот вопрос, расшифровав анаграмму.
И | М | А | С | И | П |
З | О | Т | Е | З | ж |
О | Д | Е | Л_ | Ь_ | О |
Б | Т | А | Т | Е- | Р |
Р | Е | Ю | Г | Л | Ь |
(Изобретатель, писатель, модельер, художник и т. д.)
- Что использует в работе каждый из них?
Дополнительный материал, дополнительные источники информации, свою фантазию и различные необычные значения признаков.
- И как же эту информацию можно совместить и запомнить?
Для этого существует несколько способов: Н-р :записать, либо собрать в папку, но самый удачный способ – это компьютер, который и запомнит и классифицирует, а если надо – удалит информацию.
10. Работа с компьютером.
Самостоятельная работа.
- Учащимся предлагается игра-презентация, где дети по слайдам описывают необычные признаки и действия предметов.
Презентация шарик.
11. Итог урока.
Какие три основных описания вы использовали в работе?
Что интересного, необычного произошло на уроке?
Понравилось ли вам быть в роли авторов?
Появилось желание придумать нового необычного героя или предмет и написать о нём сказку?
12. Домашнее задание.
(Учитель показывает рисунок с сердцем.)
- Друзья мои, приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? Да, бьются наши сердца. Моё большое, а ваши маленькие, как ваши кулачки.
Иногда говорят человеку: “ У тебя доброе сердце”. Что значит “Доброе сердце”? Про каких людей так говорят?
Наши сердца как настоящие волшебники, даны нам для того, чтобы любить всем сердцем, всей душой. Когда вы спокойны - оно бьётся ровно, когда вы сердитесь – учащённо, и от этого становится п0охо на душе. Это сердце предупреждает: остановись, успокойся, не злись “Прости” - простит оно. У вас добрые сердца, дети? Нарисуйте дома своё доброе сердце, но с использованием необычных признаков.
Используемая литература:
- Н.М.Метенова “ Уроки вежливости”.
- А.В. Горячев “Информатика в играх и задачах”/
Информационные ресурсы:
- Презентация: CD диск.