Для отслеживания качества работы педагоги нашего детского сада занимаются сбором катамнестических данных своих выпускников. Беседуя с учителями, общаясь с родителями, анализируя письменные работы обучающихся и состояние их устной речи, я отметила, что в ряде письменных работ выпускников логопедических групп присутствовали ошибки дисграфического характера( пропуск гласных, замена согласных по близкому графическому изображению, замена свистящих на шипящие, глухих на звонкие, звонких на глухие, обозначение мягкости согласных на письме, в написании собственных имен, в слиянии одного слова с другим, в раздельном написании предлогов, несформированность образа предложения и другие ошибки). Проанализировав полученные результаты, я сделала вывод: помимо работы над звукопроизношением, уточнением, обогащением, активизацией словарного запаса, совершенствованием грамматического строя речи и связной речи проводить системную работу по развитию речеслухового восприятия и пространственных ориентировок. Эта работа необходима, чтобы в дальнейшем исключить возможность попадания детей на школьный логопедический пункт с различными видами дисграфий и дислексий.
Во время обследования вновь прибывших детей выяснилось, что большинство из них имеют грубые нарушения фонетических процессов: не дифференцируют на слух различные группы звуков, не могут определить количество произнесенных звуков: ау, уа, уаи, не могут назвать 1, 2, 3 звуки в слове, заменяют один звук другим, более простым по артикуляции. Работать над развитием фонематического слуха на логопедических занятиях следует одновременно с исправлением недостатков звукопроизношения, т.е. с детьми, имеющими логопедические диагнозы: Ф.Ф.Н.Р.,
О.Н.Р., дизартрия, нарушения голоса. Без четкого восприятия фонем невозможно их правильное произношение. Фонематический слух должен развиваться с опережением формирования произношения, поэтому работу над развитием фонематического слуха осуществляют с первых этапов логопедической работы. Пропедевтическую работу рекомендую проводить воспитателями начиная с ясельной группы в форме занятий или фрагментов занятий.
Если фонематический слух может развиваться спонтанно, в процессе работы со взрослыми, то фонематическому восприятию необходимо обучать детей даже с нормальным речевым развитием. У детей с речевой патологией я развиваю фонематическое восприятие как средство подведения детей к звуковому анализу слова.
Пока работа идет только по выделению из состава слова начального гласного или согласного звуков, дети с заданием справляются почти без затруднений. Но как только требуют выполнить более трудное задание- выделить звук из конца или середины слова, малыш испытывает затруднения. Почему? Дети должны не только услышать, узнать звук в составе слова, но и провести сравнительную работу по определению позиции звука в слове по отношению к началу и концу слова. Ребенок должен осознать, что слово – это линейный ряд звуков, что возможны разные варианты позиций звуков в словах.
Начинать работу необходимо с формирования у детей схемы собственного тела, различения правой и левой руки, с развития пространственных ориентировок. (Эта работа проводиться одновременно с работой по формированию фонематического восприятия). Поэтому в начале учебного года в логопедических группах отрабатывается лексическая тема “Части тела человека”. Упражнения на различение правой и левой руки провожу как организационный момент на фронтальных занятиях, используя их в физминутках, пальчиковых играх. Воспитатели закрепляют различение левой и правой руки на зарядках, в подвижных играх, режимных моментах. Музыкальный работник и инструктор по физической культуре, конечно же, присоединяются к этой работе. Особенно дети любят танец “Лабода”, они встают в круг, двигаются по кругу, сопровождая ходьбу стихами
- Дружно танцуем мы,
Тра-та-та.
-Танец веселый наш
Это “Лабота”.
Руку правую вперед,
А потом ее назад,
А потом ее вперед
И немножко потрясем
(Слова “рука” заменяют “ногой”, “ухом” и т.д.Слово “левая” заменяют на слово “правая”).
В организационный момент включаю задания типа:
- Сядет тот, кто назовет предметы слева от себя (справа от себя).
Часто мы выполняем задания “цепочкой”, когда дети строятся в колонну. Это построение указывает на начало и конец ряда. Дети отвечают на вопросы:
- Кто стоит первый?
- Кто стоит последний?
- Где ты стоишь?
В процессе выполнения этого задания дети осознают физический ряд, как что-то, имеющее начало, конец, середину.
Вызываются три ребенка и по заданию логопеда встают в начале, в конце, в середине ряда, остальные отвечают на вопросы:
- Где стоит Паша?
- Где стоит Сережа?
- Где стоит Андрей?
Сложнее определить начало, конец шеренги. У детей должен быть сформирован навык отсчета слева на право. Обычно у детей с речевой патологией такой навык не сформирован. Воспитатели на занятиях по математике проводят целенаправленную работу по обучению перерасчету слева направо. В играх “Магазин одежды”, “Магазин обуви”, “Магазин игрушек”, когда ребята оформляют витрины магазинов, расставляют игрушки или одежду в начале, в конце ряда, в активный словарь детей вводятся слова: “в начале”, “в конце”, “в середине”. Развивать пространственные ориентировки можно в играх с предметными картинками: “Добавь картинку в ряд”, “Где была картинка?”. После проведения всех этих упражнений можно переходить к формированию понятия о том, что слово – это ряд звуков, также как и любой ряд, имеющий начало, конец и середину, с теми же правилами отсчета слева направо.
Хорошо закрепляет понятие “слово” игра “Составь слово”, когда слово составляется из “живых звуков”. В этой игре можно воочию “увидеть” звук при построении в шеренгу, определить начало, середину и конец звукового ряда. Конечно, не все дети сразу могут осознать понятие “слово”, определить позицию звука в слове, в этом случае нужно продолжить работу на индивидуальных занятиях.
Работа по развитию пространственного ориентирования, зрительно-моторных координаций, фонематического восприятия является необходимой и для обучения грамоте, и как важнейшее средство пропедевтики дисграфий.
На тему “Предупреждение дисграфий у детей с нарушениями речи” в нашем детском саду №177 проходил семинар, на котором воспитатели логопедических групп делились опытом работы, показывали занятие по обучению графических навыков, музыкальное развлечение, вечер нее занятие по закреплению правильного звукопроизношения, занятие по развитию речи. В качестве итога воспитателям был предложен экспресс-опрос (Приложение №1) и логопедический кроссворд (Приложение №2).
Литература:
- Н.Г.Алтухова. Научитесь слышать. Санкт-Петербург. 1999г.
- Е.О.Астафьева. Играем, читаем, пишем. Санкт-Петербург. 1999г.
- З.Е.Агранович. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. Санкт-Петербург. 2001г.
- М.Г.Бахарева. Логопедическая работа по развитию речеслухового восприятия. Новокузнецк.1993г.
- М.М.Головкова. Практические рекомендации по преодолению нарушений фонематического слуха у детей 5-6 лет. Ф.Ф.Н. Москва. 1994г.
- С.Е.Гаврилова. Как звучат слова. Ярославль. 1997г.
- М.И.Гилева. Звуковые секреты. Екатеринбург. 2000г.
- В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Москва. 1999г.
- Г.А.Ткаченко. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Санкт-Петербург. 1999г.
- В.Цвынтарный. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. Санкт-Петербург. 1999г.