Викторина по природоведению для 5-го класса

Разделы: Внеклассная работа


Юный эрудит!

Приглашаем тебя в путешествие. Тебе предстоит ответить на великое множество вопросов, а поможет тебе в этом наш паровозик, который провезет тебя по всем станциям и поможет тебе не сбиться с пути.

Во время путешествия паровозик будет останавливаться на станциях, где тебе и предстоит отвечать на вопросы. Но не забудь, что остановка поезда длится всего пять минут, не опаздывай!

Если ты не смог ответить на все вопросы, отправляйся дальше. В конце путешествия у тебя останется немного времени, чтобы вернуться и закончить то, что не успел.

За каждый верно отвеченный вопрос ты будешь получать один балл. Счастливого пути!

Станция “Космос”.

Реши кроссворд.

  1. Яркий след в атмосфере от упавшего на Землю небольшого космического тела.
  2. Планета, получившая имя в честь бога морей.
  3. Название одного из спутников Марса.
  4. Определенные участки звездного неба, образованные многими звездами.
  5. Планета, имеющая самую короткую орбиту вокруг Солнца.
  6. Созвездие, которое Земля проходит первого сентября.
  7. Химический элемент, впервые обнаруженный на Солнце и названный в честь Солнца.
  8. Образования из различных частиц, камней, глыб, окружающие некоторые планеты-гиганты.
  9. Название звездной системы, в которую входит Солнце и еще сто миллиардов звезд.
  10. Найди слово по горизонтали и определи, с какими словами в астрономии оно употребляется и что обозначает?

Станция “Планета Земля”.

1. Нарисуйте и обозначьте части реки:

А – исток

Б – притоки

В – русло

Г – устье

2. Подпишите обозначения сторон горизонта:

А - север

Б - восток

В - юг

Г – запад

3. Задания в форме метаграмм. Из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово, например, река Тура – река Кура.

Я – сибирская река,
Широка и глубока.
Букву “е” на “у” смени –
Стану спутником Земли. _______ - _______
Конечно, метаграмма эта
Весьма проста и несложна.
Я с “у” - далекая планета,
А с “и” - я в Азии страна. _________ - __________

4. Вставьте пропущенные слова.

  • Воздушная оболочка Земли ________________.
  • Водная оболочка Земли __________________.
  • Регулярно повторяющиеся колебания океана или моря _________________________________.
  • Крупнейший океан __________________.
  • Крупнейшее озеро-море в мире _______________________.
  • Самый маленький материк _______________________.
  • Самый большой остров ________________________.
  • Самая длинная река в Европе _________________________.
  • Высочайшая гора в мире ____________________________.
  • Самый большой континент __________________________.

Станция “Мир живого”.

1. Среди представленных примеров, определите, какой тип отношений существует между этими парами живых организмов.

Отношения типа “хищник – жертва” обозначьте цифрой 1, отношения симбиоза цифрой 2, паразитизм цифрой 3.

  • Лев – антилопа
  • Орхидея – бражник
  • Плотва – дафнии
  • Волки – зайцы
  • Синицы – насекомые
  • Муравьи – тли
  • Ленточные черви – человек

2. Узнай по характерным признакам

  1. Жук с рогами________________
  2. Птица-танцор________________
  3. Птица-акробат________________
  4. Птица цвета утренней зари______________________________
  5. Водяной жук-разбойник________________________________

Истребитель тлей в наших краях ________________________

Станция “Экология”.

Выполните тестовые задания, выбрав один ответ из предложенных.

1. Экология – это наука:

  • Об особенностях живых организмов
  • Об охране природы
  • О связях живых систем с окружающей их средой
  • О выживании человечества в условиях экологического кризиса

2. Главная причина сокращения числа видов на Земле:

  • Озоновые “дыры”
  • Охота на животных и сбор растений людьми
  • Разрушение мест обитания в результате деятельности людей
  • Кислотные дожди

3. Наиболее строгий режим охраны и научная деятельность осуществляется:

  • В заповеднике
  • В заказнике
  • В заповедно-охотничьем хозяйстве
  • На экологической тропе

4. Как поступить с мусором после пикника за городом?

  • Закопать в укромном месте
  • Спрятать в кустарнике или густой траве
  • Выбросить у обочины дороги в канаву
  • Отвезти домой и выбросить в контейнер или мусоропровод

5. Озоновый слой защищает все живое:

  • От ураганов и смерчей
  • От перегрева Земли
  • От ультрафиолетовых лучей
  • От попадания на поверхность Земли метеоритов

6. При попадании нефти в реку она:

  • Сразу же опускается на дно
  • Растекается на поверхности тонкой пленкой
  • Испаряется с поверхности реки

Станция “Охрана природы”.

Как нужно поступить, чтобы не причинить вреда природе? Напиши краткий ответ.

1. На дорожке прыгает маленький птенец, который никак не может взлететь. Что делать? _____________________

__________________________________________________________________

2. Вы нашли гриб, но не знаете, настоящий это белый или ложный. Что делать? ______________________________

3. Шли по лесу, увидели тлеющие угольки костра. Что делать? ___________

_________________________________________________________________

4. Вы увидели, что на берегу озера мужчина моет машину. Ваши действия?

_________________________________________________________________

5. Составь правила поведения в лесу.

__________________________________________________________________

6. В предложенных ситуациях выдели и объясни неправильные действия детей.

  • Ребята поставили палатки и пошли в лес за лапником (ветками ели), чтобы приготовить место для ночлега.

_________________________________________________________________

  • Ребята гуляли со щенком в лесу. Вдруг они заметили, что его нет рядом. Они его звали, кричали, но так и не нашли.

__________________________________________________________________

  • На земле валялась бумага, полиэтиленовые пакеты, сломанные пластмассовые стаканчики и другой мусор. Ребята собрали все это и сожгли на костре. _____________________________________________

___________________________________________________________________

Станция “Экологическая безопасность и здоровье”.

1. Подчеркните один или несколько правильных ответов.

Какие факторы, характерные для городского образа жизни, влияют отрицательно на здоровье горожан:

  • Загрязнение окружающей среды
  • Повышенные нервные нагрузки
  • Малоподвижный образ жизни
  • Все вышеперечисленное вместе с электромагнитными полями и другими факторами

2. Почему нельзя тушить горящий керосин, заливая его водой?

  • Будет неприятный запах
  • Вода сгорит в керосине
  • Увеличится площадь соприкосновения керосина с воздухом
  • Огонь станет сильнее

3. В трубе парового отопления появилась течь, вода несколькими тонкими струйками вырывается через нее. Ты дома один. Что будешь делать?

  • Накрою течь платной тряпкой, а концы ее положу в таз и буду по мере наполнения из него выливать воду
  • Позову на помощь любых взрослых с улицы
  • Вызову аварийную группу водопроводчиков
  • Убегу из дома, так как можно пострадать от ожогов горячей водой

4. Можно ли при пожаре пользоваться лифтом?

  • Можно, если лифт работает
  • Можно, если на лестничной площадке и в шахте лифта нет дыма
  • Ни в коем случае нельзя
  • Можно, если очаг пожара выше этажом

5. Каким способом можно произвести первичную очистку воды от примесей?

  • с помощью фильтрования через песок
  • опустить в воду несколько кристалликов марганцовки
  • использовать фильтр из нескольких слоев ткани
  • поставить воду в ведре на несколько минут в тень

6. От дыма лесного пожара вы начинаете задыхаться, он слепит вас. Как следует поступить?

  • Продолжить движение, не обращая внимание на дым
  • Укрыться на высоком дереве
  • Ползти в безопасное место, прижимаясь к земле

7. Можно ли обрабатывать рану водой?

  • Можно
  • Можно, если воду прокипятить
  • Нельзя

8. Что нужно сделать в первую очередь при ожоге?

  • Охладить обожженное место под струей холодной воды
  • Смазать маслом, присыпать порошком
  • Проколоть образовавшийся пузырь

9. Внезапно разразилась сильная гроза. Ты видишь, что приближаются интенсивные вспышки молнии. Как ты поступишь?

  • Укроешься под навесом скалы
  • Найдешь не выделяющееся на местности укрытие и переждешь там грозу
  • Спрячешься под огромным деревом

В данной игре были использованы материалы из книги “Окружающий мир”, материалы для специалиста образовательного учреждения. Издательство “Каро”, 2004 г.