Юный эрудит!
Приглашаем тебя в путешествие. Тебе предстоит ответить на великое множество вопросов, а поможет тебе в этом наш паровозик, который провезет тебя по всем станциям и поможет тебе не сбиться с пути.
Во время путешествия паровозик будет останавливаться на станциях, где тебе и предстоит отвечать на вопросы. Но не забудь, что остановка поезда длится всего пять минут, не опаздывай!
Если ты не смог ответить на все вопросы, отправляйся дальше. В конце путешествия у тебя останется немного времени, чтобы вернуться и закончить то, что не успел.
За каждый верно отвеченный вопрос ты будешь получать один балл. Счастливого пути!
Станция “Космос”.
Реши кроссворд.
- Яркий след в атмосфере от упавшего на Землю небольшого космического тела.
- Планета, получившая имя в честь бога морей.
- Название одного из спутников Марса.
- Определенные участки звездного неба, образованные многими звездами.
- Планета, имеющая самую короткую орбиту вокруг Солнца.
- Созвездие, которое Земля проходит первого сентября.
- Химический элемент, впервые обнаруженный на Солнце и названный в честь Солнца.
- Образования из различных частиц, камней, глыб, окружающие некоторые планеты-гиганты.
- Название звездной системы, в которую входит Солнце и еще сто миллиардов звезд.
- Найди слово по горизонтали и определи, с какими словами в астрономии оно употребляется и что обозначает?
Станция “Планета Земля”.
1. Нарисуйте и обозначьте части реки:
А – исток
Б – притоки
В – русло
Г – устье
2. Подпишите обозначения сторон горизонта:
А - север
Б - восток
В - юг
Г – запад
3. Задания в форме метаграмм. Из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово, например, река Тура – река Кура.
Я – сибирская река,
Широка и глубока.
Букву “е” на “у” смени –
Стану спутником Земли. _______ - _______
Конечно, метаграмма эта
Весьма проста и несложна.
Я с “у” - далекая планета,
А с “и” - я в Азии страна. _________ - __________
4. Вставьте пропущенные слова.
- Воздушная оболочка Земли ________________.
- Водная оболочка Земли __________________.
- Регулярно повторяющиеся колебания океана или моря _________________________________.
- Крупнейший океан __________________.
- Крупнейшее озеро-море в мире _______________________.
- Самый маленький материк _______________________.
- Самый большой остров ________________________.
- Самая длинная река в Европе _________________________.
- Высочайшая гора в мире ____________________________.
- Самый большой континент __________________________.
Станция “Мир живого”.
1. Среди представленных примеров, определите, какой тип отношений существует между этими парами живых организмов.
Отношения типа “хищник – жертва” обозначьте цифрой 1, отношения симбиоза цифрой 2, паразитизм цифрой 3.
- Лев – антилопа
- Орхидея – бражник
- Плотва – дафнии
- Волки – зайцы
- Синицы – насекомые
- Муравьи – тли
- Ленточные черви – человек
2. Узнай по характерным признакам
- Жук с рогами________________
- Птица-танцор________________
- Птица-акробат________________
- Птица цвета утренней зари______________________________
- Водяной жук-разбойник________________________________
Истребитель тлей в наших краях ________________________
Станция “Экология”.
Выполните тестовые задания, выбрав один ответ из предложенных.
1. Экология – это наука:
- Об особенностях живых организмов
- Об охране природы
- О связях живых систем с окружающей их средой
- О выживании человечества в условиях экологического кризиса
2. Главная причина сокращения числа видов на Земле:
- Озоновые “дыры”
- Охота на животных и сбор растений людьми
- Разрушение мест обитания в результате деятельности людей
- Кислотные дожди
3. Наиболее строгий режим охраны и научная деятельность осуществляется:
- В заповеднике
- В заказнике
- В заповедно-охотничьем хозяйстве
- На экологической тропе
4. Как поступить с мусором после пикника за городом?
- Закопать в укромном месте
- Спрятать в кустарнике или густой траве
- Выбросить у обочины дороги в канаву
- Отвезти домой и выбросить в контейнер или мусоропровод
5. Озоновый слой защищает все живое:
- От ураганов и смерчей
- От перегрева Земли
- От ультрафиолетовых лучей
- От попадания на поверхность Земли метеоритов
6. При попадании нефти в реку она:
- Сразу же опускается на дно
- Растекается на поверхности тонкой пленкой
- Испаряется с поверхности реки
Станция “Охрана природы”.
Как нужно поступить, чтобы не причинить вреда природе? Напиши краткий ответ.
1. На дорожке прыгает маленький птенец, который никак не может взлететь. Что делать? _____________________
__________________________________________________________________
2. Вы нашли гриб, но не знаете, настоящий это белый или ложный. Что делать? ______________________________
3. Шли по лесу, увидели тлеющие угольки костра. Что делать? ___________
_________________________________________________________________
4. Вы увидели, что на берегу озера мужчина моет машину. Ваши действия?
_________________________________________________________________
5. Составь правила поведения в лесу.
__________________________________________________________________
6. В предложенных ситуациях выдели и объясни неправильные действия детей.
- Ребята поставили палатки и пошли в лес за лапником (ветками ели), чтобы приготовить место для ночлега.
_________________________________________________________________
- Ребята гуляли со щенком в лесу. Вдруг они заметили, что его нет рядом. Они его звали, кричали, но так и не нашли.
__________________________________________________________________
- На земле валялась бумага, полиэтиленовые пакеты, сломанные пластмассовые стаканчики и другой мусор. Ребята собрали все это и сожгли на костре. _____________________________________________
___________________________________________________________________
Станция “Экологическая безопасность и здоровье”.
1. Подчеркните один или несколько правильных ответов.
Какие факторы, характерные для городского образа жизни, влияют отрицательно на здоровье горожан:
- Загрязнение окружающей среды
- Повышенные нервные нагрузки
- Малоподвижный образ жизни
- Все вышеперечисленное вместе с электромагнитными полями и другими факторами
2. Почему нельзя тушить горящий керосин, заливая его водой?
- Будет неприятный запах
- Вода сгорит в керосине
- Увеличится площадь соприкосновения керосина с воздухом
- Огонь станет сильнее
3. В трубе парового отопления появилась течь, вода несколькими тонкими струйками вырывается через нее. Ты дома один. Что будешь делать?
- Накрою течь платной тряпкой, а концы ее положу в таз и буду по мере наполнения из него выливать воду
- Позову на помощь любых взрослых с улицы
- Вызову аварийную группу водопроводчиков
- Убегу из дома, так как можно пострадать от ожогов горячей водой
4. Можно ли при пожаре пользоваться лифтом?
- Можно, если лифт работает
- Можно, если на лестничной площадке и в шахте лифта нет дыма
- Ни в коем случае нельзя
- Можно, если очаг пожара выше этажом
5. Каким способом можно произвести первичную очистку воды от примесей?
- с помощью фильтрования через песок
- опустить в воду несколько кристалликов марганцовки
- использовать фильтр из нескольких слоев ткани
- поставить воду в ведре на несколько минут в тень
6. От дыма лесного пожара вы начинаете задыхаться, он слепит вас. Как следует поступить?
- Продолжить движение, не обращая внимание на дым
- Укрыться на высоком дереве
- Ползти в безопасное место, прижимаясь к земле
7. Можно ли обрабатывать рану водой?
- Можно
- Можно, если воду прокипятить
- Нельзя
8. Что нужно сделать в первую очередь при ожоге?
- Охладить обожженное место под струей холодной воды
- Смазать маслом, присыпать порошком
- Проколоть образовавшийся пузырь
9. Внезапно разразилась сильная гроза. Ты видишь, что приближаются интенсивные вспышки молнии. Как ты поступишь?
- Укроешься под навесом скалы
- Найдешь не выделяющееся на местности укрытие и переждешь там грозу
- Спрячешься под огромным деревом
В данной игре были использованы материалы из книги “Окружающий мир”, материалы для специалиста образовательного учреждения. Издательство “Каро”, 2004 г.