“Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на Земле как люди”
Бернард Шоу
Цели:
- образовательная: формирование целостного восприятия природы, знаний о взаимосвязи природы и общества, повторение знаний по географии курса 6 класса.
- воспитательная: пробудить чувство ответственности за природу, воспитание ценностных ориентаций, экологически грамотных мотивов и потребностей к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
- развивающая: развить познавательный интерес, коммуникативные умения в ходе групповой работы, умений логически мыслить, решать задачи творческого содержания.
Оборудование: дидактические карточки, физическая карта полушарий, мяч, магнитофон, кассеты с записью звуков природы, цветные карандаши, жетоны.
Оформление: плакаты с высказываниями известных людей, кроссворд, 2 веточки дерева, вырезанные из бумаги зелёные листья, 4 стакана воды с разными вкусовыми добавками, картины природы.
Время проведения: в рамках недели естественных наук
Ход мероприятия
Ведущий: “Здравствуйте, друзья! Здравствуй, природа! Здравствуйте, леса, реки, моря и горы! Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и знакомыми, но и с природой, то может быть, на Земле до сих пор жили давно исчезнувшие растения и животные, реки были чище, почва плодороднее.
Наша планета Земля огромна, и природа её разнообразна. Давайте лучше узнаем окружающий нас мир. А, узнав, его по-настоящему полюбим, а, полюбив, будем беречь”.
Конкурс “Здравствуй, природа!” посвящён экологии-науке, изучающей взаимоотношения человека с окружающей средой, но без географических знаний невозможно сохранить природные богатства.
В конкурсе принимают участие 2 команды 6 классов. За правильные ответы учащиеся будут получать жетоны-зелёные листочки, чья веточка покроется большим числом листочков, та команда и победила. Зрители также будут участвовать в конкурсах, организованных специально для них.
Представление команд:
1-я команда “Друзья природы”:
Давайте будем дружить друг с другом
Как птица с небом, как поле с плугом,
Как ветер с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь и птица
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям…
2-я команда “Земляне”:
Земляне!
Берегите Землю
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю
Берегите!
1. Конкурс “ Вы, слыхали о воде?”
Ведущий:
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться?
Смею вам я доложить -
Без воды нам не прожить.
Вода- это уникальное вещество природы, которое необходимо защищать от загрязнения.
Каждой команде надо отгадать 5 загадок
1-ой команде: 2-ой команде:
1) без крыльев летят
без ног бегут (облака)1) не конь, а бежит
не лес, а шумит (река)2) под землёю ходит,
на небо смотрит. (Родник)2) приходил, стучал по крыше,
уходил никто не слышал (дождь)3) что видно, когда
ничего не видно (туман)3) вечером наземь слетает,
ночь на земле пребывает,
утром опять улетает. (Роса)4) ни вода, ни суша,
на лодке не уплывёшь,
и ногами не пройдешь. (Болото)4) шуми, шуми с крутой вершины,
не умолкай поток седой,
соединяй протяжный вой,
с протяжным отзывом долины (водопад)5) прозрачен как
стекло, а не вставишь в окно (лёд)5) кругом вода, а с питьем беда (море)
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл (т. е. один зелёный листочек). Все зелёные листочки жюри вешает на веточки. У каждой команды своя веточка.
Конкурс для зрителей “Дегустация воды”
1. Определить вкус воды.
2. Чем она полезна человеку.
- медовая
- чесночная
- лимонная
- минеральная
2. Конкурс “Широта и долгота”
Ведущий: Внимание! внимание! В открытом океане терпит аварию нефтеналивное судно, срочно требуется помощь. Могут погибнуть птицы, рыбы, если вовремя не собрать нефтяную пленку. Передаю координаты…
Ребята вы, наверное, поняли, что без знания географических координат нельзя определить точное место положение корабля и спасти океан от загрязнения. Поэтому потренируемся нахождение географических координат.
Четыре человека из команды встают в линию у каждого табличка: Ю. Ш. , С. Ш. , В. Д. , З. Д.
Ведущий называет любой географический объект, участники конкурса вспоминают, где он находится, те которые представляют широту и долготу этого объекта должны присесть.
Например: Австралия - садятся Ю. Ш. , В. Д.
1-ой команде: 2-ой команде: 1. Мексиканский залив 1. Магелланов пролив. (С. Ш. З. Д) (Ю. Ш. З. Д) 2. Остров Мадагаскар 2. Полуостров Индостан (Ю. Ш. В. Д) (С. Ш. В. Д) 3. Вулкан Эребус 3. Вулкан Орисаба. (Ю. Ш. З. Д) (С. Ш. З. Д) 4. Уральские горы 4. Озеро Виктория (С. Ш. В. Д) (Ю. Ш. В. Д)
За каждый правильный ответ 2 балла
Конкурс для зрителей “Ловушка”
Ведущий: (держит в руках мяч)
Пусть не мячик у меня,
И не глобус, а Земля,
Её кручу, её верчу,
Остановиться я хочу.
Это суша иль вода -
Отгадайте-ка друзья!
Например: Лаптевых - вода, Везувий - земля. (Ведущий кидает мяч, ребята отвечают: вода или земля)
Котопахи, Амазонская, Эйр, Анды, Аравийское, Обь, Камчатка, Шри-Ланка, Муррей, Карибское и т. д.
3. Конкурс капитанов “Экологическая задача”
1-й команде:
Одна тонкая тетрадь весит 45 г. За год учащемуся 6 класса надо примерно 100 тетрадей. 60 кг макулатуры сохраняют 1 столетнее дерево. Сколько столетних деревьев сохранила бы наша школа (400 учеников в 5-11 классах). Если бы все исписанные тетради сдали в макулатуру.
2-й команде:
При вытекании воды из кранов в виде капель теряется до 60 л в сутки. А в виде струи толщиной в спичку теряется 500 л в сутки, Определите потери воды в школе, за неделю, 5 кранов неисправны (3 в виде капель, 2 в виде струи).
Капитаны команд решают задачи
За правильный ответ 3 балла
Поэтическая страничка - ученики 6 класса читают экологические стихи (музыкальный фон)
***
Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине
Черные, раскачивая пятна
На крутой, разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги,
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету
Широко шагает этот век
На Земле уж белых пятен нету
Черные сотрёшь ли человек?
***
Сорвал цветок и бросил тут же
Беспечно придавил ногой.
Стоишь и не о чём не тужишь
И машинально рвёшь другой.
Да как ты можешь? Как ты смеешь…
Он цвёл, сейчас…Он был живой…
Дышал. …Глядел на небо смело,
Тянулся к солнцу головой.
Он верил дружбе человечьей,
Не знал жестокости руки,
Тебе доверчиво на встречу
Свои приподнял лепестки.
И он тебе и всем, кто рядом,
Кто на него не бросил взгляд,
Подарит красоту и радость -
Всё-всё, чем полон и богат.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
***
Не зная в речке брода -
Нет смысла рисковать
Чтоб стать Царем природы -
Тут мало много знать
О, люди - человеки,
Мы в мире не одни,
Какие были реки! -
И что теперь они?
Да что ж мы - онемели?
Ну, сколько можно спать?
Те реки обмелели,
А мы ещё их вспять…
Коль так за дело браться -
На бога не вали -
Рискуем сами, братцы,
Остаться на мели.
И присно, и вовеки
Рассудок сохрани.
Пускай текут все реки –
Куда хотят они.
4. Конкурс “ Крестики-нолики”
Ведущий : Красота нашей Земли это не только то, что нас окружает. У нас есть ещё и подземные богатства. Горные породы и минералы - всё это человек берёт из недр Земли.
Если воду, воздух можно очистить, то месторождения полезных ископаемых восстановить не возможно. Полезные ископаемые нужно разумно добывать из земной коры. Но, прежде всего их надо хорошо знать.
В предложенных таблицах расставить 1-й команде крестики, 2-й команде нолики по вертикали или горизонтали или диагонали (отвечая на вопрос) так, чтобы они стояли в одну линию.
1-й команде:
1. Найдите магматические горные породы
мел колчедан боксит ракушечник гравий фосфорит базальт пемза обсидиан
2-й команде
1. Найдите осадочные горные породы
апатит гипс магнезит гнейс соль андезит пирит галька малахит
За каждый правильный ответ 2 балла.
Игра со зрителями “Отгадай кроссворд”
Ведущий: Международная экологическая организация “Гринпис” постоянно выступает за решение экологических проблем. Ведет борьбу за бережное отношение к подземным богатствам.
Он черный блестящий,
Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло.
Помогает, плавить сталь,
Делать краски и эмали (уголь)Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением (торф)Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобиться сразу. (глина)Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте что же это? (нефть)Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (песок)Он очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг,
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны. (гранит)Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе
Сам он удобрение. (известняк)
Подведение итогов, награждение команд и активных зрителей
Заключительное слово ведущего: Часто большое начинается с малого. Мне кажется, если человек привыкнет, бережно относится, и к сине-розовой медунице, и к ветке черёмухи, и маленькой букашке, и к беззащитному птенцу, то добрее будет обращаться с людьми, живущими рядом с ним.
***
…Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой.Ты – тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет.
И надо постараться,
Нам с этим не расстаться.