Путешествие в маленькую страну

Разделы: Внеклассная работа


После роспуска детских организаций, “пионерской” и “октябрятской”, школа стала испытывать потребность в организации школьников младших классов, в объединяющей идее внеклассной работы с детьми основанной на долговременной игре. В нашей школе место школьных дружин октябрят и пионеров заняла сказочная “Маленькая страна” с городами-классами – детское школьное объединение учащихся начальных классов.

Цель школьной организации “Маленькая страна”:

  • развить у детей коммуникативные качества личности, самостоятельность и ответственность;
  • формировать качества коллективизма, социальной активности, сплотить ребят;
  • развить творческие способности каждого;
  • привлечь родителей к участию в школьной жизни.

Программа школьной организации “Маленькая страна”:

Программа рассчитана на четыре года. Первые классы на празднике “Посвящение в жители Маленькой страны” представляют свои города. Каждый город-класс организует и проводит один из праздников в “Маленькой стране”. Каждый город имеет свой гимн, герб, девиз, разбит на улицы (ряды в классе). Между улицами внутри каждого города происходят соревнования по разным направлениям. Все результаты вывешиваются на соревновательных экранах (классных уголках). Каждый город периодически избирает своё правительство (Мэр (Голова), заместителей мэра (главы улиц), министерства (здравоохранения, образования и культуры, спорта)), так, чтобы охватить как можно большее количество школьников. Каждый должен получить опыт руководства коллективом, почувствовать ответственность за порученное дело, приобрести организаторские способности, чувство коллективизма, повысить свою сознательность.

“Цветочный город”.

В качестве примера представляю город-класс, руководителем которого являюсь.

Наш класс выбрал себе название “Цветочный город”. Жителями нашего города являются персонажи из книг Николая Носова про коротышек из “Цветочного города” (Знайка, Незнайка, доктор Пилюлькин, художник Тюбик и другие). По мотивам этих книг организуются праздники и внутриклассная жизнь.

Девиз “Цветочного города”:

Будем цвести, к солнцу стремиться, в радуге красок жить и учиться.

Права и обязанности “Цветочного города”:

Права жителей “Цветочного города”:

  1. Выбирать дело себе по душе;
  2. Участвовать в выборе, проведении и обсуждении школьных дел;
  3. Высказывать своё личное мнение;
  4. Использовать коллективное творческое дело для воплощения своих идей;
  5. Обращаться за помощью к взрослым, если в этом есть необходимость.

Обязанности жителей “Цветочного города”:

  1. Прилежно учиться, познавать окружающий мир;
  2. Воспитывать в себе трудолюбие, честность, ответственность;
  3. Уважать старших, учителей, родителей, с почтением относиться к пожилым людям;
  4. Помогать младшим, передавать им свои знания;
  5. Любить, чтить и уважать традиции родного коллектива, школы, города, страны, в которой ты живёшь.

Гимн “Цветочного города”.

(На мотив песни “Песня о волшебном цветке” из к/ф “Шёлковая кисточка”, муз. Чичкова Ю., сл. Пляцковского М.)

I куплет:

Есть такой городок малый-малый,
Весь в волшебных цветах словно сад,
Самый солнечный и величавый,
Будет каждый учиться там рад.

Припев:

В детских снах на заре алой-алой,
Из мечты вдруг всплывёт городок,
Самый сказочный и небывалый,
Словно волшебный цветок.

II куплет:

И со временем, хочется верить,
Как бы ни был далёк городок,
Нашу дружбу ничем не измерить:
Сохраним чистой дружбы глоток.

Припев:

В детских снах на заре алой-алой,
Из мечты вдруг всплывёт городок,
Самый сказочный и небывалый,
Словно волшебный цветок.

Герб города:

Рисунок1

 

Соревновательный экран (классный уголок):

Все достижения во внутриклассной жизни и степень участия во внутришкольной работе отмечаются на соревновательном экране. Каждая улица (ряд) видит текущие результаты, что стимулирует соревновательный процесс. Промежуточные итоги определяются в конце каждого триместра (четверти), а окончательный итог подводится в конце учебного года.

Рисунок2

Презентация Цветочного города. (Сценарий)

Действующие лица: Незнайка (весёлый хулиганистый выдумщик), Знайка (учёный, серьёзный, любит поучать), Стекляшкин (астроном, всегда спорит с Знайкой), Ромашка (подруга Незнайки, очаровательная, скромная), Мушка (подруга Ромашки, живая, имеет своё мнение) , Авоська и Небоська (всегда вместе, своего мнения не имеют), Пончик (друг Незнайки, любит поесть), Тюбик (местный художник), жители Цветочного города.

На сцену выбегает Незнайка. Кричит вслед себе.

Незнайка: Выгоним из города! Выгоним из города! Я сам уйду. Подумаешь, я и без вас обойдусь. Пищалки-трещалки, бантики–платочки, юбочки-носочки. Знаю я вас.

На сцене появляются Знайка, Ромашка, Авоська и Небоська, Стекляшкин и все остальные.

Знайка укоризненно обращается к Незнайке.

Знайка: Значит так: с точки зрения науки человек (коротышка) один прожить не может.

Авоська: Авось, один.

Небоська: Небось, не может.

Ромашка: Ну, Незнаечка , дорогой, не уходи. Мы тебя все любим. Тюбик даже тебя на гербе нашего города изобразил.

Незнайка: Не может быть! Тюбик, покажи.

Тюбик показывает герб города.

Незнайка: А что?! Похож.

Стекляшкин (ехидно): Кхе-кхе-кхе. Всё это антинаучная чушь. Нельзя его изображать на гербе!

Авоська: Авось, нельзя!

Небоська: Небось, на гербе!

Ромашка и Мушка (вместе): А почему вы не прислушиваетесь к мнению девочек?

Ромашка: Он самый добрый, он самый весёлый. Без него наш город не мыслим.

Авоська: Авось, без него.

Небоська: Небось, не мыслим.

Мушка (тоном не терпящем возражения): И мы от всей Ромашковой улицы заявляем, что Незнаечка достоин быть изображённым на гербе.

Пончик: И Земляничная улица за Незнайку! Он наш друг!

Знайка (обращается ко всем): Значит так: две улицы за то, чтобы Незнайка остался. А что скажут жители Колокольчиковой улицы?

Тюбик: Я думаю, как работник культуры, выражу общее мнение. Хоть Незнайка толком ничего не умеет, но он старается учиться и ищет себя в жизни.

Незнайка (растрогано с возбуждением): Братцы, да я …, да я за вас …, да я исправлюсь!

Стекляшкин: Это всё е-рун-да! Он даже нашего (коротышкиного) жизненного девиза не знает, и поэтому всякими глупостями занимается.

Мушка: А мы его научим! Ну-ка ребята (коротышки) все вместе, наш девиз:

Все вместе, кроме Знайки и Стекляшкина:

Будем цвести, к солнцу стремиться, в радуге красок жить и учиться.

Незнайка: Братцы! Я запомню. Возьмите меня обратно!

Знайка: Значит так: Прощаем Незнайку?

Стекляшкин стоит, демонстративно отвернувшись от всех лицом к залу, обняв себя руками.

Все вместе, кроме Знайки и Стекляшкина.: Прощаем!

Знайка: Ну, вот и договорились. Но учти Незнайка, наш город единственный такой на свете и необходимо в нём жить так, как в песне, которую сочинил Гусля.

Все поют песню (Гимн Цветочного города.).

Незнайка: Я всё понял!

Пончик: Вот и хорошо, а то режим питания нарушать нельзя.

Все уходят. Незнайка и Пончик уходят обнявшись. Стекляшкин провожает всех взглядом уходит последним. На сцене остаётся одна Ромашка. Ромашка срывает цветочек, вдыхает его аромат.

Ромашка обращается в зал (восхищённо с улыбкой): А всё-таки хорошо в нашем городе.

Ромашка уходит.

Рисунок3

 

Все мероприятия внутри каждого города и внутри “Маленькой страны” проводятся при активном участии родителей, которые помогают техническими средствами, творческими находками создать атмосферу праздника и психологического комфорта своим детям. Презентация города является начальной ступенью в лестнице развития творческих способностей и коллективизма учащихся. Мероприятия проводятся по развивающему принципу “от простого к сложному”. Концерты, спектакли школьной самодеятельности, спортивные соревнования (в классе, между городами, семейные), общешкольные праздники позволяют к концу четвёртого класса кроме общеобразовательного уровня достичь первоначальных целей программы школьного детского объединения “Маленькая страна”.