Цели:
1) знакомство с климатическими особенностями, растительным и животным миром зоны арктических пустынь и зоны тундры; подготовка к изучению темы: “Зона лесов”;
2) воспитывать личную ответственность за выполнение работы, толерантность;
3) развивать умение планировать свою деятельность;
- развивать внимательность, фантазию, воображение;
- развивать умение самостоятельно приобретать новые знания, работать самостоятельно с дополнительной литературой;
- расширять кругозор.
Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, физическая карта, видеофильмы.
Учитель
Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать Вас на презентации двух туристических агентств “Северное сияние” и “На семи ветрах”.
Представляю Вам директора турфирмы “Северное сияние” Храмова Андрея.
Ученик 1 (директор турфирмы)
Я - директор турфирмы “Северное сияние” Храмов Андрей.
Я рад, что Вы посетили наше агентство. Мы предлагаем Вам совершить эксклюзивную поездку в Арктику.
(Показывает на карте зону арктических пустынь. Демонстрация видеофрагмента о ледоколе.)
У нас есть всё необходимое для замечательного отдыха. Многие отели гордятся своими пятью звёздами, а мы предлагаем Вам пожить в более чем 1000 звёздном отеле! Уровень сервиса настолько высок, что сосчитать количество звёзд просто невозможно, и все эти звёзды располагаются прямо над вашими головами.
(Демонстрация видеофрагмента о ледяном дворце)
Мы бережём электроэнергию. Нам не нужны холодильники. Продукты у нас не портятся никогда!
Для любителей позагорать сообщаем, что солнце не заходит 134 дня в году. Я думаю, что этих дней вполне хватит, чтобы получить загар. У нас есть превосходные пляжи. Вот постоянный посетитель – морж.
Ученик 2 рассказывает о морже.
Ученик 1 (директор турфирмы)
Вы можете посоревноваться в умении плавать с гренландским тюленем или покататься с горок на лыжах и санках с нерпой.
Ученик 3 рассказывает о тюлене.
Ученик 1 (директор турфирмы)
Или просто посидеть у фонтана с китом.
Ученик 4 рассказывает о китах.
Ученик 1 (директор турфирмы)
А можно отправиться на рыбную ловлю с белым медведем.
Ученики 5 и 6 рассказывают о рыбах и белом медведе.
Ученик 1 (директор турфирмы)
Любителям диетического питания предлагаем посетить плантации водорослей – источников йода.
А ещё у нас самый большой в мире телевизор.
Но, к сожалению, он показывает только один фильм “Северное сияние”.
(Демонстрация видеофрагмента о северном сиянии)
Ученик 7 рассказывает о северном сиянии.
Ученик 1 (директор турфирмы)
Но к вашему приезду мы его отремонтируем. У нас есть замечательный мастер – нарвал.
Ученик 8 рассказывает о нарвале.
Ученик 9 рассказывает о кайре.
Ученик 1 (директор турфирмы)
Много знаменитостей побывало у нас. В 1926 году Руаль Амундсен на дирижабле пролетел над северным полюсом. В его честь названа котловина в Северном-Ледовитом океане и улица, на которой стоит наша школа. Витус Беринг бывал у нас в 1725 году. В его честь названы Берингов пролив, Берингово море, остров Беринга, улица Берингов проезд, где я живу. Был у нас и Фритьоф Нансен – исследователь Арктики. В 1888 году он первым на лыжах пересёк Гренландию. В честь него названы котловина Нансена в Северном – Ледовитом океане (глубина 3975 м), проезд Нансена в нашем районе.
(Ученики исполняют песенку Умки из мультфильма.)
Приезжайте к нам, и Вы получите незабываемые впечатления!!!
Учитель Представляю Вам второе туристическое агентство “На семи ветрах”
Ученик 9 Я директор турфирмы “На семи ветрах” Бибилашвили Мариам.
Мы приглашаем Вас посетить уникальный уголок природы – тундру.
(Показывает на карте тундру.)
Вероятно, у нас отдыхал известный английский писатель Джонатан Свифт. На основе впечатлений от отдыха он написал роман “Гулливер в стране лилипутов”. И именно этот роман принёс ему всемирную известность.
Вы все сможете почувствовать себя Гулливерами, перешагивая через карликовые берёзы и ивы. Вы смело можете брать с собой на отдых любимых кошечек. Ведь даже если они залезут на самое высокое дерево, Вам не придётся вызывать службу спасения. Вы сами сможете стать спасателем и снять с дерева вашу любимицу.
Ученик 10 рассказывает о карликовой берёзе.
Ученик 9 (директор турфирмы)
У нас замечательная экология. Это подтверждает мох ягель. А всем известно, что он растёт только в экологически чистых местах.
Ученик 11 рассказывает о ягеле.
Ученик 9 (директор турфирмы)
Вы можете поправить своё здоровье, питаясь ягодами морошкой, голубикой.
Ученики 12 и 13 рассказывают о морошке и голубике.
Ученик 9 (директор турфирмы)
Вы можете взять с собой воздушного змея. У нас дуют замечательные ветры.
Вы можете хорошо отдохнуть под мягким снежным одеялом, как это делает куропатка.
Ученики 14 и 15 рассказывают о куропатке и дриаде.
Ученик 9 (директор турфирмы)
Вы можете поучиться охоте у совы.
(Демонстрация видеофрагмента об охоте совы на лемминга.)
Ученик 16 рассказывает о сове.
Ученик 17 рассказывает о лемминге.
Ученик 18 рассказывает о песце.
Ученик 19 рассказывает о казарке.
Ученик 9 (директор турфирмы)
Мы можем забронировать для Вас места на декабрь, когда со всего света к нам съезжаются Санта-Клаусы, чтобы выбрать для своих упряжек самых красивых северных оленей. Вы можете самыми первыми получить подарки из их рук.
(Демонстрация видеофрагмента о северных оленях.)
Ученик 20 рассказывает об олене.
Ученик 21 рассказывает о волке.
Ученик 9 (директор турфирмы)
Обращайтесь в наше агентство! Вас ждут необыкновенные впечатления и сказочный отдых!!!
Ученики хором произносят девиз агентства
Езжайте в тундру отдыхать!
Там и еда, там и кровать.
Там лыжи, сноуборд, салазки.
Там отдохнёте Вы как в сказке!
Учитель А теперь мы послушаем корреспондентов газеты “Жизнь планеты” Знаменскую Лику и Сергеева Диму.
Ученики (корреспонденты) ВАС ОБМАНЫВАЮТ!
Вы обещаете прекрасный загар и комфортный отдых?
Зима в тундре продолжается 7-8 месяцев, а в Арктике и того больше. В Арктике полярная ночь длится 127 суток (больше 4 месяцев). Средняя температура зимой в Арктике -30-40, а летом 0 +5. А в тундре средняя температура самого тёплого летнего месяца (июля) обычно не превышает +10. Период жизнедеятельности растений очень непродолжителен - всего 3-4 месяца. Даже в самом разгаре лета, в июле, в отдельные дни бывают заморозки и выпадает снег.
Вы обещаете прекрасный отдых на воде?
Температура воды у поверхности всегда отрицательная. Средняя глубина Северного-Ледовитого океана 300 м. А наибольшая глубина 5182 м.
Толщина однолетнего льда 1 м 80 см, а многолетнего?
От столкновения с айсбергом погиб “Титаник”.
Вы обещаете комфортные прогулки на лыжах?
Снеговой покров в тундре очень неглубокий – на ровных местах обыкновенно не более 15-30 см. Он едва прикрывает низкорослые кустарники. Сильные ветры целиком сдувают снег с бугров и возвышений, обнажая почву. Поверхность снега под влиянием ветра всё время находится в движении. Масса мельчайших кристалликов льда, из которых состоит снег, перемещается с большой скоростью. Этот мощный поток твёрдых ледяных частичек шлифует скалы, не даёт растениям вырастать побольше, он их как бы подстригает.
Скорость ветра в тундре может достигать 40 м/сек. Такой ветер настолько силён, что сбивает с ног человека.
Почти на всей территории тундровой зоны распространена вечная мерзлота. Почва оттаивает летом на небольшую глубину – не более 1,5 м, а зачастую гораздо меньше. Ниже располагается мёрзлый грунт.
Вы обещаете обилие витаминов?
На Севере не растут фрукты и овощи, и, значит, людям не хватает витаминов. Нехватка витаминов вызывает болезнь – цингу. При ней человек слабеет, у него нарушается обмен веществ, начинают выпадать волосы, шатаются зубы, кровоточат дёсны. Люди опухают и нередко умирают. И они, чтобы не заболеть цингой едят свежемороженую рыбу в сыром виде. А также иногда едят сырое мясо, кусочки печени и даже пьют сырую кровь.
Учитель Ох уж эти журналисты! Разнесли в пух и прах наши два агентства. Теперь к нам никто не приедет!
Давайте проведём разминку. Может быть, появятся какие-нибудь идеи.
Если предмет относится к живой природе – поднимаем руки, к неживой – приседаем. Если не является природой – качаем головой.
Дерево, снег, шкаф, дом, лиса, небо, град, паук, рябина, радуга, тетрадь, слон, дождь, камень, стул.
Учитель А может быть нам создать новое агентство? Какая следующая природная зона? Посмотрим на карте.
Ученики Зона лесов.
Учитель Зона лесов состоит из тайги, смешанных лесов, лиственных лесов.
На доске схема
В тайге растут хвойные деревья. Какие хвойные деревья вы знаете?
Ученики Ель, пихта, кедр, лиственница, сосна.
Учитель В тайге также растут мхи, лишайники, кустарники, ягоды (морошка, черника, голубика, брусника)
В смешанных лесах растут хвойные и лиственные растения.
Какие лиственные растения вы знаете?
Ученики Берёза, осина, дуб, липа, клён, ясень, орешник, черёмуха, рябина, калина, боярышник и многие другие.
Учитель В лиственных лесах растут только лиственные растения.
А мы с вами живём в какой зоне?
Ученики В зоне смешанных лесов
Учитель В зоне лесов живёт много животных. Вы наверняка их знаете. Давайте сыграем в игру “ Кто больше знает животных леса?”
Ученики называют животных леса. Побеждает ученик назвавший большее количество животных.
Учитель Нам нужно придумать название для нашей новой турфирмы. На карте зона лесов обозначена зелёным цветом, она очень большая. В этой зоне очень богатая растительность. Может быть её назвать “Зелёные просторы”? Но вы можете подобрать и другое название.
Давайте подумаем, что мы можем использовать для рекламы? Можем ли мы использовать сказки?
Ученики Да
Учитель В каких сказках есть растения или животные лесной зоны?
Ученики
“Лиса и заяц” “Лиса и журавль”
“Лиса – исповедница”
“Лиса и тетерев”
“Медведь и лиса”
“Терем мышки”
“Зимовье зверей”
“Лисичка – сестричка и волк”
“Глупый волк” “Заяц – хваста”
“Зайцы и лягушки”
“Мужик и медведь”
“Маша и медведь”
“Иван – царевич и серый волк”
“Царевна – лягушка” и т. д.
Учитель А кто из известных писателей и поэтов нам поможет в рекламе?
Ученики А.С.Пушкин “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.
Д.Н.Мамин – Сибиряк “Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост”, “Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост”, “Серая Шейка”
П.П. Бажов “Серебряное копытце”
С.Я. Маршак “12 месяцев”
В.В.Бианки “Чей нос лучше?”, “Сова”, “Как муравьишка домой спешил” и т.д.
Учитель А ведь в рекламе можно использовать и загадки. Кто знает загадки о животных и растениях лесной зоны?
Ученики загадывают загадки. Учитель дополняет.
Растения Птицы Никто не пугает,
А вся дрожит (осина)Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы (рябина)Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки (берёзы)Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит (ива)Зимой и летом -
Одним цветом (ель)Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт “Ку-ку, ку-ку?” (кукушка)Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Всё равно он будет мой (дятел)Верещунья белобока,
А зовут её… (сорока)Днём спит,
Ночью летает (сова)Звери Не портной, а всю жизнь
С иголками ходит (ёж)В дупле живёт,
Да орешки грызёт (белка)Зимой спит,
Летом ульи ворошит (медведь)На гору бегом,
А с горы кувырком (заяц)Звери Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый – краса!
А зовут её … (лиса)Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный (волк)Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет,
А он и не знает (крот)
Учитель А что скажут журналисты по поводу нашего нового проекта?
Ученики (журналисты)
Нам очень понравился этот проект. Приглашаем всех посетить зону лесов.
Учитель А какое мнение сложилось у наших дорогих гостей?
Гости В Арктику мы приедем в ближайшие дни – полюбоваться северным сиянием. В тундру мы приедем в декабре за подарками. А в зону лесов мы приедем летом отдыхать.
Учитель К след. уроку задание выполним по группам.
1 группа - растения лесной зоны
2 группа – животные лесной зоны
3 группа – климатические условия зоны лесов
4 группа - реклама