Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  1. Продолжать знакомить детей с понятиями “настроение” и “чувства”;
  2. Показать в доступной форме их взаимосвязь;
  3. Учить детей понимать настроение другого человека;
  4. Учить определять настроение по внешним проявлениям, на слух, подбирать слова и выражения, определяющие состояние человека.
  5. Познакомить детей со способами управления и регуляции настроения.

Материалы: три стакана с водой для опытов, демонстрационные картинки из серии “учимся понимать друг друга”, картинки-раскраски на каждого ребенка, воздушные фломастеры.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята. Сегодня утром у дверей кабинета я обнаружила очень интересное послание. Послушайте его:

Помогите мне, милые дети,
Я несчастнее всех на свете.
Это страшное невезение,
У меня пропала настроение
Я пошел бы искать другое,
Но не знаю, что это такое… ваш Незнайка.

Вы знаете, ребята, мне его очень жаль. Я считаю, что мы с вами должны помочь ему. Вы готовы? Очень хорошо! Тогда мы должны провести настоящее детективное расследование. Вы готовы стать настоящим сыщиками? Спасибо, я не ошиблась в вас. Итак, прежде чем начинать поиск, мы должны определить, что мы ищем.

- Что такое настроение? (это, то как ты себя чувствуешь)

- От чего оно зависит? (от того, что ешь, с кем играешь, от погоды…)

- Каким бывает настроение? (веселым, грустным, даже злым, безразличным)

- Может ли быть так, чтобы у человека не было никакого настроения? (нет, все равно ты себя как-то чувствуешь, даже когда спишь)/ответы детей обобщаются и делается вывод /

А теперь я предлагаю пройти в научную лабораторию, где мы рассмотрим с вами внешние признаки настроения.

Как, по-вашему, выглядит спокойное настроение? На что оно похоже? (легкое облачко, теплый ветерок и т. д. ) а еще оно похоже на этот стакан с чистой водой, когда ваши мысли и чувства спокойны и чисты и вас ничего не тревожит. Но вот происходит что-то такое, что портит вам настроение, как эти соринки-грустинки. (в стакан высыпается промытый речной песок) Они кружат в душе, и все время пытаются побольнее уколоть вас. И вот вы уже загрустили, хочется поплакать, кажется, что такое настроение никогда не кончиться. Ребята, что может испортить настроение человеку? (если кто-то скажет грубые слова, если ты не выспался, если у тебя что-то болит, если тебе не купили игрушку и т. д. )

Сейчас, ребята, я кажу вам одну очень важную вещь, и мне хотелось бы, чтоб вы запомнили её на всю жизнь. Посмотрите на стакан, прошло немного времени, но почти все грустинки-соринки уже осели, и вода стала гораздо прозрачнее. Так и наше настроение постепенно грустинки уйдут, и ваше настроение станет чище и светлей, а на душе спокойно и приятно.

А иногда наше спокойное настроение нарушают озорные веселинки (в стакан с чистой водой насыпаются мелко нарезанные кусочки разноцветной фольги): они весело кружатся и искрятся, и на душе становится весело, хочется прыгать, смеяться, петь песенки. С вами было такое когда-нибудь? Что так обрадовало и повеселило вас? (купили новую игрушку, пришли гости, встретил друга и т. д.) на что похоже хорошее настроение? (на воздушные шарики, на фейерверк, на шоколадку).

Ребята, как вы думаете, наше настроение отражается на лице, можно ли глядя на человека, определить его настроение? Посмотрите на этот рисунок (рис 1) и скажите, какой из этих принцесс досталась волшебная туфелька? Почему? Что вам подсказало правильный ответ? А вот задание посложнее – определите настроение восточных красавиц только по выражению глаз (рис2). Очень хорошо, молодцы. Наше настроение можно прочитать не только по лицу, но даже по походке. Посмотрите на зайчат (рис 3), и скажите, о ком говорят эти строки:

Мне все сегодня по плечу
Как на крыльях я лечу

Раз-два, левой, правой
Марширует заяц бравый

Тише, листья, не шуршите
Злого волка не будите.

Ой, беда у нас в лесу
Еж свалился на лису!!

Ну что же вместе с заданиями справляться легко. А теперь вам придется продемонстрировать, как вы умеете работать самостоятельно, ведь настоящий детектив должен все уметь делать сам. Проходите на свои места, переверните лист бумаги и определите настроение каждого персонажа по его тени. (рис 4) /по окончании работы коллективный вывод/

Я очень рада, что вы так много знаете и можете определить настроение по внешним признакам. Интересно, а сможете ли вы определить настроение на слух? Сейчас я прочту вам стихи, а вы покажите настроение героев мимикой и жестами.

Ой, ой, ой, - живот болит
Ой, ой, ой, - меня тошнит
Больше яблок не хотим
Мы объелись Том и Тим.

Шел король Боровик
Через лес напрямик
Он стучал каблуком
Он грозил кулаком
Был король Боровик не в духе
Короля покусали мухи

В лужице хрюшку увидела хрюшка
Это, конечно, не я, а подружка.
Как же мне стыдно ай, я, я, я…
А может быть все-таки это не я?

Молодцы! Вы заслуживаете настоящих аплодисментов. Да, ребята, настроение человека отражается на всем, что бы он ни делал. Например, когда композитор пишет музыку, он выражает свое настроение в музыке и, слушая её, мы понимаем, что он чувствовал, о чем думал. Художник пользуется красками, чтобы выразить свое настроение. Какие бы вы взяли краски, чтоб нарисовать грусть? А если бы я попросила вас нарисовать ваше настроение сейчас, какие цвета вы выбрали бы? Ну что же, возьмите эти волшебные фломастеры и нарисуйте картину вашего общего настроения. /Дети рисуют воздушными фломастерами, выдувая различные цветовые пятна/

Сегодня мы с вами провели настоящее расследование, я думаю, теперь вы сможете ответить Незнайке на все его вопросы, ведь мы сегодня рассматривали настроение на лицах людей, угадывали его по походке, показывали его мимикой и жестами, нарисовали его на листе бумаги, осталось только определить на вкус. А какой вкус у хорошего настроения? Хотите закрепить его? Тогда приглашаю всех на чаепитие. Но прежде, чем мы отправимся пить чай, посмотрите на наш стакан. Вода в нем стала вновь чистой и прозрачной. Помните об этом, ребята, на смену грусти всегда приходит радость. Так было всегда и так всегда будет.

В скобках приведены ответы детей.