Зона Арктических пустынь

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь.
  2. Познакомить с особенностями природы, значениями природы данной зоны для человека, её использование.
  3. Развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Карта “Природные зоны России”, компьютер, слайды, раздаточный материал, карточки для рефлексии.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вводная беседа.

Презентация

Ребята! Мы путешествовали по нашей стране с востока на запад и наоборот. А сегодня изменим наш маршрут и возьмём направление с севера на юг по природным зонам России. Наша научная экспедиция отправляется за Полярный круг, в зону арктических пустынь.

III. Проверка домашнего задания: “Моря, озёра и реки России.” (смотри слайд №1-3)

1. Самое большое по площади озера России – это ……

а) Онежское
б) Байкал
в) Каспийское

2. Река впадающая в Каспийское море - это ………

а) Дон
б) Волга
в) Кама

3. Какие озёра в народе называют “Онего-батюшко и

Ладога-матушка?”

а) Аральское и Каспийское моря
б) Ладожское и Онежское озеро

4. Самое глубокое озеро в России - это………

а) озеро Байкал
б) Каспийское
в) Онежское

Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием.

IV. Работа над новой темой.

К бескрайним просторам Северного Ледовитого океана, к его островам наш путь. (смотри слайд №4)

Членами нашей экспедиции являются географы, ботаники, зоологи.

Нашей научно-исследовательской экспедиции сегодня предстоит выяснить:

1. Почему здесь такие суровые условия?

В этом нам помогут разобраться географы.

2. Какие растения встречаются в этой зоне? Это выяснят ботаники.

3. Какие животные населяют арктическую пустыню?

Это изучают зоологи.

Каждая группа получила задание и сейчас над ним самостоятельно работает и обсуждает.

Группа географов вы готовы? Посмотрим как вы справились с заданием? (ответы детей сопровождаются показом слайдов № 5-8)

Группа ботаников расскажет, как они справились с заданием (ответы детей сопровождаются показом слайдов № 9-11)

А сейчас слово зоологам. (ответы детей сопровождаются показом слайдов № 12-18)

- Итак, все научные группы хорошо поработали.

Можем ли мы назвать арктическую зону пустынной? (смотри слайд № 19)

Молодцы, ребята! Вы справились с заданием.

V. Физкультминутка

Топай, Мишка,
Хлопай, Мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.

VI. Продолжение новой темы:

Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана расположены научные станции, на которых работают ученые, изучающие океан.

Проложен северный морской путь. По этому пути движутся караваны судов. Их ведут мощные ледоколы. Они крушат льды, пробивая дорогу кораблям. Люди занимаются рыболовством, охотой.

Но не всегда это делают разумно (смотри слайд №20-22)

Творческая группа экологов подготовила сообщения.

- Какие экологические проблемы возникли в Арктике (смотри слайд № 23-27)

Спасибо, уважаемые экологи, за вашу работу.

VII. Самостоятельная работа в тетрадях.

а) №5 страница 26

- Какие экологические проблемы выражены этими знаками- рисунками? (работа в парах, взаимопроверка).

- Какие меры надо принять для защиты природы Арктической зоны?

б) №4 страница 25

Составьте схему цепи питания характерной для

Арктики.

- Какие цепи питания сложились в Арктике?

(самопроверка с доски, смотри слайд № 28)

Объясни почему ты составил такую цепь питания.

в) №6 страница 26

Найдите редких животных Арктики и подпишите их название.

- Каких животных Арктической зоны вы нашли в

Красной книге? Об этих животных ребята подготовили нам сообщения.

VIII. Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы изучали зону Арктических пустынь. Посмотрите на таблицу и вспомните: географическое положение, растительный и животный мир Арктики, деятельность человека

(смотри слайд № 29).

IX. Домашнее задание.

По учебнику страница 78-84

Рабочая тетрадь №1-2 страница 25

Нарисуй как ты представляешь себе Арктику

(смотри слайд № 30).

X. Рефлексия.

Ребята! Если вам понравился урок, у вас хорошее настроение, вам было интересно прикрепите зеленый прямоугольник к рисунку Полярное сияние.

Если вы сомневались, испытывали трудности прикрепите желтый прямоугольник к рисунку Полярный день.

Если вам не понравилось работать на уроке, было не интересно прикрепите красный прямоугольник к рисунку Полярная ночь.