Компьютерный тест для подготовки и проведения переводного экзамена по геометрии в 7-м классе

Разделы: Математика


Разработка экспериментального экзамена по геометрии в виде компьютерного теста является составной частью исследования по созданию открытой и объективной системы аттестации гимназистов, направленной на проверку предметной компетентности обучающихся основной школы и обеспечивающей высокую дифференцируемость оценивания.

С введением Единого государственного экзамена в школах России в форме тестирования возникает необходимость готовить школьников к данному виду испытания. Учащиеся могут столкнуться с некоторыми затруднениями, вызванными отсутствием опыта работы с данной формой контроля. Тестирование требует от школьников не только знания определенного учебного материала, но также умения работать с ним. В связи с этим важно начать работу над этой формой контроля в 5 – 9 классах. Это будет в значительной степени результативной подготовкой к данному виду экзамена.

Представленный материал является спецификацией экзаменационной работы, которая в 2005г. была обозначена как “Компьютерный тест” и была проведена в дополнение к устному экзамену (по билетам). Эта модель была выбрана учителями в 2007г. в результате удачного первого года эксперимента.

Спецификация включает описание назначения экзамена, характеристику его структуры и содержания, подходы к составлению экзаменационных заданий, условия проведения. В приложении к спецификации даны два варианта экзамена Приложение 1, Приложение 2, тренировочный вариант Приложение 3, инструкция к тренировочному варианту Приложение 4.

Назначение экзаменационной работы.

Аттестация по геометрии семиклассников на основе оценки уровня овладения обучающимися программным материалом.

Работа рассчитана на обучающихся 7 классов общеобразовательных учреждений.

Документы, определяющие содержание экзаменационной работы.

1. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Книга 2. Математика. Естественно-научные дисциплины / Под ред. В.С.Леднева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой. – М.: “ТЦ Сфера”, “Прометей”, 1998. – 336с.

2. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике / Г.В. Дорофеев, Л.В. Кузнецова, Г.М. Кузнецова и др. – М.: Дрофа, 2000. – 80с.: ил.

Общая характеристика содержания и структуры работы.

Работа состоит из двух частей.

Часть 1 направлена на проверку достижения уровня базовой подготовки. Она содержит 8 заданий, предусматривающих три формы ответа: задания с выбором ответа из четырех предложенных (6 задание), с кратким ответом (4, 7 и 8 задания) и задания на соотнесение (1, 2, 3 и 5 задание).

С помощью этих заданий проверяется знание и понимание важных элементов содержания (понятий и их свойств), а также применение знаний в простейших практических ситуациях. При выполнении заданий первой части учащиеся также должны продемонстрировать определенную системность знаний и широту представлений, узнавать стандартные задачи в разнообразных формулировках.

В основу структурирования первой части работы положен содержательный принцип – задания расположены группами в соответствии с разделами содержания, к которым они относятся.

Часть 2 направлена на дифференцированную проверку повышенного уровня владения материалом. Она содержит 5 заданий в виде теста открытой формы, где обучающиеся должны сами ввести ответ.

Задания этой части носят комплексный характер. Они позволяют проверить владение алгебраическим аппаратом, способность к интеграции знаний из различных тем школьного курса, владение исследовательскими навыками, а также умение найти и применить нестандартные приемы рассуждений.

Характеристика заданий работы.

Часть 1.

1 задание. Виды углов. Смежные углы, вертикальные, соответственные, накрест лежащие, односторонние углы.

2. Виды треугольников. Равнобедренный, равносторонний, остроугольный, тупоугольный.

3. Окружность. Понятия: центр, радиус, хорда, диаметр, дуга.

4. Соотношения между сторонами и углами треугольника Неравенство треугольника, большая и меньшая сторона (угол) в треугольнике.

5. Признаки равенства треугольников, по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум прилежащим к ней углам, по трем сторонам.

6. Признаки параллельности двух прямых.

7. Сумма углов треугольника, внешний угол треугольника.

8. Прямоугольный треугольник, гипотенуза и катеты, свойства прямоугольного треугольника.

В первой части работы представлены все основные темы программы по геометрии 7 класса. Это обеспечивает полноту проверки подготовки семиклассников на базовом уровне.

Весовой коэффициент заданий первой части равен 1.

Часть 2. Задачи второй части представляют следующие разделы содержания.

1 задание. Теорема о сумме углов треугольника. Алгебраический способ решения. Пропорциональное деление.

2 задание. Теорема о сумме углов треугольника. Алгебраический способ решения. Нахождение процента от числа.

3 задание. Периметр равнобедренного треугольника. Алгебраический способ решения. Увеличение на процент, уменьшение на процент.

4 задание. Окружность, радиус окружности. Измерение отрезков. Арифметический способ решения.

5 задание. Сумма внутренних углов n-угольника. Сумма углов треугольника.

Весовой коэффициент первого задания второй части равен 4, весовой коэффициент 2-5 заданий равен 3.

Выбор заданий 1-3 основывается на результатах многолетнего мониторинга проверочных и экзаменационных работ по алгебре в 7-9 классах. Решение задач с помощью уравнений, задач на нахождение процента от числа, увеличение или уменьшение на процент, пропорциональное деление вызывает у детей некоторые трудности. Через уроки геометрии, занятия по подготовке к экзамену учитель может дополнительно отработать этот блок задач.

План экзаменационной работы.

Параллельность двух вариантов экзаменационной работы (и тренировочного варианта) достигается за счет соответствия заданий каждого варианта конкретному плану работы; включения взаимозаменяемых, однотипных, одинаковых по тематике и уровню сложности заданий, расположенных на одних и тех же местах во всех вариантах.

Время выполнения работы и условия ее проведения.

Практическая часть – компьютерное тестирование проводится в компьютерном классе. На проведение экзамена отводится 1 урок (45 минут).

Ученики распределяются в двух компьютерных классах.

На титульном листе ученик должен ввести фамилию, нажать клавишу ввода Enter. По гиперссылке переходит на лист 2, приступает к работе.

В заданиях ученик вводит ответ в ячейки, выделенные желтым цветом, не делая пробелов, нажимает клавишу Enter. В заданиях, где дано предупреждение о переходе на английский язык, воспользуйтесь сочетанием клавиш Alt+Shift или Ctrl+ Shift.

В заданиях с кратким ответом учащийся вписывает полученные ответы в желтые ячейки, не указывая единицы измерения, не делая лишних пробелов.

Все необходимые вычисления и преобразования производятся учащимися в черновике.

Чтобы узнать результат работы, ученик приглашает учителя (ассистента). Учитель вводит в ячейку I 320 ключ L (нажмите клавишу Enter). Ячейка расположена на листе 2, в конце работы и выделена красным цветом. При этом появится оценка и диаграмма, отражающая количество правильных и неправильных ответов, а также около каждого вопроса ученик сразу увидит информацию о правильности ответов. Можно выполнить работу над ошибками, так как при введенном ключе идёт пошаговый контроль.

Программы могут быть использованы в режиме тренажера. Для этого перед началом работы введите в ячейку I 320 ключ L, нажмите клавишу Enter. Вся работа будет проходить с пошаговым контролем.

Замечание 1. Программа защищена паролем. Если ученик попытается ввести ответ в защищенную ячейку, то появится диалоговое окно, предупреждающее о защите. Закройте его и заполняйте только желтые ячейки.

Замечание 2. Не сообщайте ключ программы детям. Ключ – это информация для учителя!

Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом.

Для оценивания результатов выполнения работ учащимися применяются два количественных показателя: традиционная отметка “2”, “3”, “4” и “5” и рейтинг от 0 до 59 баллов. Назначение рейтинга – расширение диапазона традиционной отметки.

В компьютерном тесте вы можете сами определить планки оценок. Например, повысить планку оценки “5”, а планку оценки “3” понизить. Определение высоты этих планок зависит от уровня подготовки класса. Для изменения планок оценок выполните следующие команды.

В главном меню выбрать: Формат/Лист/Отобразить.

Выбрать лист 3, отобразить.

Введите нормы оценки работы в желтые ячейки.

Выбрать: Формат/Лист/Скрыть. Скройте лист 3.

Компьютерное тестирование.

Отмечу особенности компьютерного тестирования, которые невозможно реализовать при бланковом тестировании.

Повышается интенсивность обучения. Стала возможна проверка большого объема учебного материала.

Обеспечивается высокая объективность оценивания результатов.

Усиливается доля самостоятельной работы.

Работа за компьютером приучает к точности.

Компьютерные тесты обеспечивают быструю и качественную обратную связь. Результаты работы сразу становятся известны: сколько заданий верно, оценка. Ученик сразу увидит ошибки и может их исправить.

При составлении программы тестирования учтены общие требования к составлению тестов: вариативность содержания, однозначность ответа, краткость заданий. Последовательность тестовых заданий определяется по принципу: от более простого к сложному.

В разработке использованы разные тестовые формы: тесты на установление соответствия, задания с кратким ответом. Конечно, в последнее время предпочтение отдается открытой форме заданий, в которых вероятность отгадывания равна нулю. Но это не значит, что остальные формы не позволяют сделать хороший тест.

При подготовке к экзамену, рекомендуется проводить компьютерное тестирование систематически. Провести тренировочный тест. Тренировочный тест выдавался обучающимся для домашней самоподготовки.

При проведении компьютерного тестирования в 2005 и 2007 гг. 72% обучающихся подтвердили годовую оценку по предмету. Остальные дети получили оценку, близкую к годовой, по результатам рейтинговой оценки.

При подготовке компьютерного тестирования использовалась литература.

  1. Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 384 с. : ил. – ISBN 5-09-014901-1.
  2. Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 1998. – 128 с. : ил. – ISBN 5-09-008443-2.
  3. Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса. – М. : Илекса, Харьков: Гимназия, 2003,– 96 с. : ил. – ISBN 5-89237-014-3.
  4. Алтынов П.И. Геометрия. Тесты. 7-9 кл.: Учебно-метод. пособие. – 3-е изд. – М. : Дрофа, 1999. – 112 с. : ил. – ISBN 5-7107-2530-7.
  5. Саврасова С.М., Ястребинецкий Г.А. Упражнения по планиметрии на готовых чертежах: Пособие для учителя. – М. : Просвещение, 1987. – 112 с. : ил.
  6. Тесты. Геометрия 9 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М. : Центр тестирования МО РФ, 2003. ISBN 5-94635-145-1.
  7. Гусев В.А., Медяник А.И. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 1995. – 80 с. : ил. – ISBN 5-09-006581-0.