Мой первый опыт работы в классах коррекционно-развивающего обучения

Разделы: Начальная школа


О том, что в новом учебном году у меня будет не обычный первый класс, а коррекционный, то есть класс 7 вида, я узнала в конце учебного года. Опыта работы в таких классах у меня не было, и я прекрасно понимала, что работа предстоит не из легких. Но впереди были летние каникулы – достаточное количество свободного времени, чтобы подготовиться к предстоящей работе. Свою профессию я люблю, отдала ей более тридцати лет, и у меня, как у любого опытного учителя, есть свои профессиональные “хитрости”, которые и помогли мне в первые, самые трудные, месяцы работы в первом классе, и которых сейчас стало ещё больше, благодаря моим новым ученикам. Кроме того, я увлеклась психологией, окончила дистанционные курсы по теме “Психологические особенности детей младшего школьного возраста” (благодаря газете “Первое сентября”), очные курсы по классам коррекции, прочитала массу специальной литературы. И всё это, конечно, помогло мне в работе. Так что, можно с уверенностью сказать, что работа в классе коррекционно-развивающего обучения пошла мне на пользу, то есть способствовала моему профессиональному росту.

Но не буду обманывать тех, кому предстоит работать в классах коррекции: ошибок было много, следовательно, и чувство неудовлетворённости от своей работы испытывала часто. Были и сомнения в том, что смогу научить читать, писать, просто слушать и слышать меня детей, которые приехали из отдалённых таёжных сёл, скучают по своим родным и которые никогда раньше не держали в руках ни карандаша, ни ручки. Ни о какой готовности моих новых учеников к школьному обучению не было и речи: у всех задержка психического развития и много других проблем. Но детей доверили мне, и мне их надо было учить. А начинать любую работу, по моему мнению, следует с оптимистического настроя, а работу с детьми, да к тому же с проблемными детьми, без уверенности в успехе лучше и не начинать. Но и это не самое главное.

Самое главное – вселить в детей чувство уверенности в своих силах и возможностях. А это совсем не просто, когда знания и умения детей весьма ограничены. Начинать пришлось с самого простого, с того, с чем дети должны были познакомиться дома или в дошкольном учреждении. Но я не только сама научилась замечать малейшие успехи своих малышей, но и помогала детям увидеть свои маленькие победы. Ребёнку очень важно, хотя бы в чём-то, быть одним из лучших. Поэтому я не скупилась на похвалы и отмечала самые незначительные успехи детей. Хвалила каждого, особенно, на первом году обучения. Именно “ситуация успеха”, которую я старалась поддерживать на каждом уроке, помогла нам не стоять на месте в своём развитии, а, пусть медленно, но двигаться вперёд по лесенке знаний, не пропуская ни одной ступеньки. Мы двигались к положительным результатам путём “от успеха к успеху”. А атмосфера доброжелательного внимания и поддержки помогла моим маленьким ученикам справиться с первыми трудностями новой, школьной, жизни.

В классе мы создали уголок отдыха: два журнальных столика с игрушками и развивающими играми. На переменах дети с удовольствием играли с конструктором, мозаикой, в другие развивающие игры. И это, несомненно, развивало их. Я внимательно наблюдала за детьми во время урока, особенно в первые учёбные дни: тем, кто быстро утомлялся или приходил в школу в плохом настроении, предлагала немного отдохнуть в нашем уголке отдыха. Уверена, что уютная, приближенная к домашней, обстановка в классе, благотворно повлияла на моих детей, лишённых домашнего уюта.

В одной из книг по психологии я прочитала, что сосательные движения активизируют работу головного мозга, и взяла это себе на вооружение: каждый день я приносила своим ученикам леденцовые конфеты, они сосали их прямо на уроке и… усердно работали. Конечно, это происходило не на каждом уроке и не в течение всего урока, а, в основном, на математике во время самостоятельной работы. Понимаю, что этот приём трудно назвать педагогическим и, может быть, не следовало бы его применять, но я, как утопающий, который хватается за соломинку, им воспользовалась и не жалею об этом – моим первоклашкам он очень помог.

Для организации учебной деятельности необходимо было определить исходный уровень развития каждого ребёнка, поэтому в самом начале учебного года совместно с психологом провела диагностические тесты и на основе их составила индивидуальные программы развития каждого ученика, которые и стали моим руководством к действиям. Все мои ученики не были готовы к школьному обучению, у всех задержка психического развития, но все они такие разные. У одних не сформирована эмоционально-волевая сфера, у других – повышенная двигательная активность с дефицитом внимания, а у некоторых – повышенная утомляемость при умственной нагрузке. Без специальной помощи со стороны взрослых таким детям не усвоить учебную программу. К тому же исходный уровень развития у каждого ребёнка был, хотя и очень низкий, но разный. Проверила детей на знание геометрических форм, умение различать цвета, знание букв и цифр, умение ориентироваться в пространстве и во времени и так далее. В индивидуальных программах отметила, какие умения и навыки следовало формировать в первую очередь, какие психические функции нуждались в срочном развитии. Систематически проводила интересные психологические тесты, которые не только способствовали развитию важных для обучения психических процессов, но и позволяли следить за динамикой развития каждого ребёнка. Были организованы занятия с психологом, развивающие упражнения на уроках и во внеурочное время. И положительная динамика не заставила себя ждать. Вспомнилась мысль Л.С.Выготского о том, что результаты обучения измеряются не только по степени усвоения программного материала, но и по изменениям в психическом развитии ребёнка. А мои ученики, пока ещё очень слабо усваивающие учебный материал, развивались, это было очевидно.

Кроме индивидуальных программ развития у каждого ребёнка был “Листок личных достижений”, который в начале учебного года изобиловал “минусами”. Но постепенно “плюсиков” становилось всё больше и больше, и это несказанно радовало и меня, и детей.

Наши первые победы: научились готовиться к уроку и содержать рабочее место в порядке, научились правильно держать ручку и карандаш, стали различать цвета, правильно сидеть за партой, запомнили дни недели, времена года и так далее. На первый взгляд, незначительные достижения, но для нас тогда это были, действительно, пусть маленькие, но победы. Главное, мы не стояли на месте в своём развитии, мы двигались вперёд. Я не требовала от детей невозможного, то есть быстрого успеха, просто поверила в них и в себя и ориентировалась на “зону ближайшего развития”. Моё внимание было сосредоточено не на ошибках и промахах учеников, а на удачах и победах, и дети видели это. А если кто-то из учеников одерживал “серьёзную” победу, то есть у него, наконец-то, получалось то, что очень долго не получалось, в классе был праздник – все радовались успеху своего товарища. И надо видеть глаза ребёнка, одержавшего эту победу, чтобы понять всю гамму чувств, охвативших его. Пожалуй, ради таких мгновений и работает каждый учитель.

Дети очень тяжело переживают неудачи в учёбе, поэтому, зная индивидуальные проблемы своих учеников, я старалась своевременно и незаметно оказывать помощь каждому ребёнку во время урока, чтобы он не почувствовал себя в чём-то хуже других. Для этого у меня были заготовлены специальные карточки-подсказки, которые направляли работу ученика во время самостоятельной работы. А учебный материал к самостоятельной работе подбирала с учётом того уровня развития ученика, на котором он в тот момент находился: задания должны быть в меру сложные, то есть не выходить за пределы возможностей ребёнка. Непосильные трудности вызывали негативное отношение к учебной деятельности. К сожалению, было и такое, ведь я работала в классе коррекции в первый раз, поэтому без ошибок с моей стороны не обошлось, но я тщательно анализировала все свои промахи, чтобы не повторять их. Я училась вместе со своими учениками.

Учителя, работающие в классах 7 вида, знают, что интеллект у детей с трудностями в обучении зачастую не нарушен, он может быть даже выше нормы. Я в этом убедилась, проведя несколько тестов на диагностику интеллекта. У большинства моих учеников уровень развития интеллекта соответствовал норме или был выше нормы. Это означило, что дети вполне обучаемы, просто их развитием никто не занимался. Но наблюдалось снижение уровня развития восприятия, внимания, мышления, памяти, эмоционально-волевой регуляции, мелкой моторики, что естественно для таких детей.

Вот проблемы, возникшие в связи с этим:

а) непонимание ребёнком инструкции учителя, обращённой ко всему классу в целом (но ребёнок воспринимает инструкцию, обращённую к нему лично, и выполняет задание);

б) ребёнок слушает, но не слышит, поэтому в работу включается после неоднократного повторения задания;

в) ребёнок всё слышит, видит, к работе приступает, но выполняет задание неверно или очень-очень медленно.

Часто, обращаясь к детям, я предлагала им что-то послушать, на что-то посмотреть, что-то запомнить или просто просила их быть внимательными. Если бы мои ученики владели всеми этими умениями, то от меня ничего больше и не требовалось, кроме как активно использовать эти возможности детей. Но, к сожалению, в классах коррекции неустойчивость внимания, слабая память – это одни из главных причин слабой успеваемости детей. Не был исключением и мой класс: дети испытывали трудности в организации внимания и восприятия в условиях коллективной познавательной деятельности.

Для решения этой проблемы психолог школы проводил индивидуальны занятия, приобщающие детей к условиям коллективной познавательной деятельности. А на уроках мы выполняли коллективные задания творческого характера, требующие организации внимания, восприятия, воображения. Использовала в учебном процессе активные методы обучения: игровые, тренинговые, инсценировки.

Известно, что процесс обучения проходит успешно, только если ученик получает от него удовольствие. А от чего получает удовольствие шестилетний ребёнок? Конечно, от игры. Поэтому игра стала ведущим видом деятельности на первом этапе обучения. Большую часть урока мы проводили у доски (наполняемость классов коррекции позволяет) за игрой. Изучая звуки, мы все превращались в звуки (“Живые звуки”, “Живые модели”), изучая цифры – в цифры (“Живые цифры”), знакомясь с предложением, мы становились словами и составляли предложения.

Иногда игра придумывалась спонтанно прямо во время урока. Например, так появилась игра “Калькулятор”: ведущий читает пример (“нажимает кнопочки калькулятора”), дети поднимают нужные цифры, знаки, устно выполняют вычисления и показывают результат. Каждый ученик – определённая цифра или знак. Детям очень понравилась новая игра, и она очень нам помогла.

Во втором классе моим ученикам трудно было усвоить алгоритм письменных вычислений (сложение и вычитание) – появилась игра “Живой пример”. Девочки представляли десятки, мальчики – единицы. У доски мы составляли “живой пример” и решали его. Таким образом, выполняя игровые действия и увлекаясь ими, дети усвоили алгоритмы письменных вычислений и больше не допускали ошибок и в более сложных случаях сложения и вычитания.

В процессе игры “Математические ручейки” каждый ученик следил за вычислениями, которые выполняли товарищи, составлял свой пример. Все эти действия требуют устойчивости внимания, то есть игра не только способствовала решению учебной задачи, заложенной в игре, но и развивала детей.

Игровые ситуации помогали и в решении задач. Например, игра в “магазин”. Во время игры дети познакомились с величинами: цена, количество, стоимость. Они “покупали” товар, высчитывали стоимость покупки, проверяли правильность выданной сдачи. Дети охотно играют в игры, воспроизводящие жизнь взрослых, поэтому игра в “магазин” стала самой любимой у детей моего класса. А разновидностей этой игры у нас было много.

Интересно было наблюдать за детьми, когда я первый раз предложила им поиграть в игру “Магазин фруктов” (раньше мы играли в “Магазин игрушек” и покупали только одну игрушку). Каждый ученик должен был “купить” “фрукты”, какие ему нравятся, и столько, сколько ему хочется, но он должен был и сам высчитать сдачу с 50 рублей. Большинство детей догадались, что лучше купить всех “фруктов” по одному или каких-то одних несколько и задачу решили быстро. Но некоторые сделали слишком большую “покупку” и с задачей не справились. Первая группа детей уже умела просчитывать ситуацию, вторая – нет. В следующий раз, когда мы играли в игру “Магазин овощей и фруктов”, все дети справились с поставленной перед ними задачей – у них появился “жизненный опыт”.

В третьем классе ученики затруднялись в нахождении главных и второстепенных членов предложения, не могли усвоить термины “распространённое” и “нераспространённое” предложение. Помогла, как всегда, игра, которую мы придумали прямо на уроке и назвали “Выбери друзей”. Суть игры в том, что главные члены предложения (два ученика) выбирают себе слова, с которыми они могут дружить (слова предлагают остальные ученики). Когда нужные слова (дети) выбраны, все “члены предложения” строятся у доски, правильно выбрав своё место. Дети, стоящие у доски, произносят свои слова, а остальные проверяют, правильно ли составлено предложение.

Иногда, когда дети испытывали затруднения при решении задачи, мы её инсценировали. Ведь важнейшим психическим процессом, на котором строится обучение, является воображение. И ролевые игры, инсценировки, несомненно, способствовали развитию воображения у моих учеников и помогали в усвоении нового материала. Ролевые игры особенно ценны были на уроках ознакомления с окружающим миром. Дети изображали животных, растения, наделяя их человеческими качествами, изображали “ожившие” предметы. В третьем классе, изучая тему “Мы – жители Земли”, дети изображали Солнечную систему, что способствовало пониманию таких сложных для младших школьников явлений как смена дня и ночи, смена времён года.

А ролевая игра “Живые модели” (несколько разновидностей) помогла в развитии у ребят фонематического слуха. Без неё мои дети, пожалуй, не научились бы слышать отдельные звуки, составлять слова. Ошибок на пропуск и замену букв у них почти не бывает.

Ролевые действия по воображаемой ситуации, творческие виды работ, несомненно, способствовали развитию учащихся. Игра помогала не допустить пробелов в знаниях учащихся, укрепить уверенность в успехе, пробудить радость учения, устойчивое желание учиться. Игра помогала создавать на уроках благоприятную атмосферу общения, снимала эмоциональное напряжение, усталость. С помощью творческих игр и заданий у детей формировался познавательный интерес.

На мой взгляд, игра – универсальное средство обучения. Дети играют – значит им интересно, в то же время они решают учебную задачу – они учатся, во время игры развиваются необходимые для успешной учёбы психические процессы – дети развиваются. Значение игры неоспоримо, и частое применение её на первом этапе обучения оправданно из-за преобладания у детей наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Именно игра способствовала формированию новой ведущей деятельности – учебной, и, постепенно, учебная деятельность стала ведущей на наших уроках.

Первый класс мои ученики закончили довольно успешно: программный материал усвоили: все неплохо читали, считали, списывали текст, писали диктанты. У кого-то это получалось лучше, у кого-то хуже, но все они сделали огромный шаг в своём развитии. Это были уже не те, неуверенные в себе, мальчики и девочки, впервые пришедшие в свой класс, а настоящие ученики – они многое знали и умели. Но, самое главное, у них было устойчивое желание учиться.

Но на первых уроках во втором классе я испытала огромное разочарование – мои ученики, проведшие лето в своих семьях, которые принято называть “неблагополучными”, забыли если не всё, то почти всё из того, чему они научились в 1 классе. Долговременная память у детей с задержкой в развитии слабая, а во время каникул с ними никто не занимался. Всю первую учебную четверть мы восстанавливали программный материал первого класса и одновременно изучали новый материал. Было трудно, но к трудностям нам не привыкать. В эти дни я была особенно внимательна к своим ученикам, старалась вовремя замечать усталость, снижение работоспособности. На уроках использовала разнообразные виды деятельности, применяла творческие виды работ и вернулась к игровым формам обучения.

Необходимо было “расшевелить” детей, увлечь их работой. А учится с увлечением ребёнок в том случае, если во время учебной деятельности он сам добывает себе знания (проведение опытов, поиск нужного материала в учебнике, работа с карточками-подсказками). Приходилось тщательно продумывать каждый вид самостоятельной работы, стараясь предугадать возможные ошибки и сделать так, чтобы их было как можно меньше.

В начале третьего класса меня ожидала та же картина, что и в начале второго, но только теперь я была к этому готова. Повторили таблицу умножения и сложения (вспомнили игру “Компьютер”). Каждому выдала закладки-подсказки с таблицами сложения и умножения, чтобы избежать лишних ошибок и, следовательно, негативных эмоций во время изучения нового материала (сложение и вычитание многозначных чисел). Постепенно почти все дети восстановили свои знания, не испортив при этом настроения ни мне, ни себе.

Мы много читали, так как темп чтения за время каникул у всех снизился, читали так, чтобы было интересно: начинала я (заинтересовывала) – продолжал ребёнок, потом опять я и так далее. Навык чтения улучшился. Этому способствовало и то, что в третьем классе появился

новый учебный предмет – история, который очень заинтересовал детей. Они с удовольствием читали статьи в учебнике, выполняли задания в тетради, но долго не могли запомнить римские цифры, испытывали трудности при определении века. Сделала всем закладки-подсказки, и скоро проблема была решена: с тестовыми заданиями справились все. Такие закладки были у детей во всех учебниках, по мере усвоения материала содержание подсказок менялось.

Программа третьего класса довольно сложна, и моим ученикам она давалась с трудом. То, что в обычных классах дети усваивают за один-два урока, мы отрабатывали в течение нескольких. Но ученики, которые усваивали тему быстрее остальных, не скучали на уроке, выполняя задания, которые им уже не интересны. Для них были запланированы интересные развивающие упражнения, творческие задания.

Серьёзной проблемой стало для нас заучивание написания словарных слов. В решении этой проблемы помогли творческие виды работ: мы “прятали” слова в ребусы (сначала это делала я, но потом многие научились составлять ребусы самостоятельно), придумывали загадки, сочиняли шуточные стихотворения, последних у нас очень много, сочиняли стихи со словарными словами на определённую букву или тему. Вот некоторые из них:

Айболит в апреле
Адрес аптеки узнал,
И автобус с автомобилем
За лекарствами послал.

В беседке среди берёз
Библиотекарь решал вопрос:
Как трудно через болото
Без билета, но с багажом

Быстро везти бегемота.
На вокзал пришёл вагон,
На восток поедет он.
И ворона с воробьём

Вместе едут в нём.
Заяц на завтрак землянику нашёл,
Здесь же позавтракал
И на запад, к заводу, пошёл.

В декабре деревню замели сугробы,
И дежурный сторож расчищал дорогу.

Молоку мороз поможет
Медленно стать мороженым.

Мечтает три месяца в год медведь
В Московском метро мультфильмы смотреть.
Размечтался косолапый,
Посасывая в берлоге лапу.

На коньках корова в космосе летала
И в корзину звёзды, конечно, собирала.
Кинофильм про космос коровка посмотрела
Вот ей и приснилась небылица эта.

Телевизор, телефон – их легко запомнить:
ТЕЛЕ – передаёт (звук, изображение).

Наша Родина – Россия,
А столица – Москва,
Кремлём и Красной площадью
Гордится страна.

Огород завёл Незнайка –
С овощами всё в порядке:
Вот картофель и морковь,
Грядка – щавель там растёт,

Следом помидоры,
А потом капуста,
Огурцов семейка поселилась дружно.

Взял тетрадь ученик, написал фамилию,
А товарищу помог в написании имени.

Комнату в квартире выделили мне,
У меня компьютер, рисунки на стене.

На острове в океане
Разбил Робинзон свой лагерь.
Здесь горит костёр всегда,
Без него Робинзону нельзя.

В класс портфель несёт ученик,
В нём: пенал, карандаш, тетради, коньки.
Что здесь лишнее? Скажи.
Конечно, коньки!

Взрослому – здравствуйте, другу – привет.
“Вежливый мальчик”, - услышишь в ответ.
Кто-то уходит – до свидания, привет,
Тебе помогли – ты “спасибо” в ответ.

Метро, автобус, автомобиль, трамвай –
это транспорт так и знай!

Стихи, ребусы, загадки, словарные блоки вывешивались на специальном стенде, содержание которого систематически обновлялось. Дети в течение нескольких дней разгадывали ребусы и загадки, учили стихи, чётко проговаривая словарные слова, а на уроках русского языка или во внеурочное время мы проводили конкурсы, выявляя победителей, то есть тех, кто уже запомнил написание определённой группы слов.

На уроке дорога каждая минута, но мы никогда не пропускали физкультурные или музыкальные паузы, находили время и для обсуждения интересной телепередачи, прошедшего накануне утренника или другого события. Всё это способствовало созданию непринуждённой обстановки, снятию напряжения, что, в конечном итоге, повышало продуктивность урока, формировало коллектив, рождало дружбу.

Особую роль в создании здорового климата в коллективе играют уроки литературного чтения. Анализируя литературные произведения, дети получали знания, необходимые для лучшего понимания человеческих отношений: истиной дружбы, товарищества, любви, то есть они учились общению. На уроках мы часто инсценировали басни, сказки, отдельные сцены из произведений, что само по себе уже способствовало сплочению коллектива, развитию дружеских отношений. Дети учились понимать друг друга, говорили о том, как больно может ранить человека необдуманное слово, поступок, учились постигать самих себя, сравнивать себя с собой вчерашним, учились анализировать, а потом и контролировать свои поступки. Всё это приходило не сразу, на всё требовалось время, и, главное, терпение, которое не помешает каждому учителю, а учителю класса коррекции оно просто необходимо. Мы научились извиняться, если не правы (в том числе, и я), научились прощать друг друга.

В заключение хочу привести слова Д.И. Писарева, в которых, на мой взгляд, точно названы условия успешной работы учителя в любом классе, а в классе коррекции, особенно: “Для педагогической деятельности необходимо, чтобы, во-первых, воспитатель знал своего воспитанника вдоль и поперёк и чтобы, во-вторых, между воспитателем и воспитанников существовало полное доверие”.