Цели.
- На примере басни Крылова “Квартет” рассмотреть, как музыка может являться главным действующим лицом. Познакомить с творчеством А.П. Бородина.
- Развивать творческие способности, исполнительские навыки, чувство ритма.
- Воспитывать и прививать любовь к музыке. Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве.
Оборудование: г/з “Квартет” Крылов, “Квартет” А.П.Бородин, портрет Бородина, г/з “Грустная песенка” П.И.Чайковский, “Вокализ” С.В.Рахманинов, “Жаворонок” М.И.Глинка, “Заиграйте, мои гусельки”, Н.А.Римский-Корсаков, рисунки с изображениями музыкальных инструментов /виолончель, скрипка, альт, рояль/, иллюстрация басни.
Ход урока
I. Музыкальное приветствие.
Учитель. Мы с вами выяснили, какую роль играет музыка в сказках. Но музыка часто звучит не только в сказках, но и в других жанрах литературы. Обратимся к следующим названиям “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух”. Какому литературному жанру можно отнести эти произведения?
- Кто написал эти басни?
- Известный великий русский баснописец И.А.Крылов.
- Что объединяет эти басни.
- В этих баснях - музыка является “главным действующим лицом”.
II. Сообщение темы и цели урока.
Учитель. Для чего нужна музыка в баснях? Вспомним очень интересную, и можно сказать, для нас очень полезную басню Крылова, название которой вы сейчас назовете сами, решив уравнение.
Дуэт + квинтет - трио = ? /квартет/
- Получилось название еще одной басни Крылова “Квартет”.
- Что такое квартет?
Определение.
- 4 трубы – квартет; рояль, скрипка, виолончель и певец – квартет. Но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато очень часто звучат струнные квартеты, в исполнении которых участвуют 2 скрипки, альт и виолончель.
- Прослушайте фрагмент басни и назовите музыкальные инструменты.
Учитель читает фрагмент басни.
Анализ фрагмента
- Назовите музыкальные инструменты, присутствующие в басне. /показ инструментов/
- Почему виолончель Крылов называет “басом”? Что такое бас?
- Виолончель - самый низкий инструмент в квартете.
- Кто участвует в басне?
Слушание басни И.А.Крылова “Квартет”.
Анализ басни.
- Какую роль играет музыка?
- С какой целью она здесь использована.
- Музыка выделяет особенности характеров литературных героев, ситуации, в которые они попадают, помогает глубже постичь замысел автора.
- Какая музыка по характеру?
- Может у такой музыки быть композитор?
- В чем мораль сей басни?
- Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание и это относится не только к музыке, но и к любой сфере человеческого труда.
- А ведь на этих же инструментах, если они
находятся в руках настоящих музыкантов, может
получиться самая разнообразная красивая музыка.
Предлагаю прослушать фрагмент
музыкального произведения.
Слушание фрагмента “Квартет” А.П.Бородин.
- Чем отличается эта музыка от музыки, которую исполняли герои басни.
Слушание “Квартет” А.П.Бородин.
Анализ музыкального произведения.
- При повторном слушании попытайтесь определить, что хотел сказать композитор этим произведением, какова главная мысль этой музыки, зачем он ее написал.
Повторное слушание.
Ответы детей.
Ученица. Музыка подружила композитора с молодой талантливой пианисткой Екатериной Протопоповой, которая стала впоследствии его женой. Это произведение одно из поздних сочинений композитора и посвящено жене. Работал в течение 2 лет.
Когда композитор отбыл за границу, вдалеке от жены, вспоминая ее еще невесткой, пишет этот квартет.
Учитель. Квартет состоит из 4 частей. Мы прослушали 3 часть, которая называется “Ноктюрн”
Ноктюрн -/франц,/ночной; инструментальная пьеса лирического характера.
- Кто же написал эту красивую музыку? Узнаем, сделав следующее задание.
Викторина.
На доске пластинки из цветного картона, на них
написаны названия произведений. Звучит фрагмент
музыкального произведения. Ученик выходит,
выбирает нужную пластинку.
На обратной стороне стоит номер ноты. Открываем
ноту, там слог /бо/, /ро/, /дин/.
Александр Порфирьевич Бородин . /Портрет/
- Глядя на портрет, что вы можете сказать о композиторе как о человеке?
- Добрый - жизнерадостный - влюбленный.....
- Что нужно для того, чтобы получилась красивая музыка?
- Каково значение музыки в жизни человека?
III. - С какой песней познакомились, где музыка для человека являлась неотъемлемой частью жизни.
Волшебный смычок.
Повторение мелодии.
Исполнение по ролям.
Исполнение под скрипку.
Исполнение на оценку.
IV. Итог урока.
V. Д/з.