Цели:
1) обобщение знаний по экономике: терминов, понятий, личностей выдающихся экономистов;
2) развитие логического мышления, памяти;
3) воспитание предприимчивости.
Ход:
I. Вводное слово. Сейчас мы с вами проведем внеклассное мероприятие по экономике, которое пройдет в форме деловой игры и будет называться “Экономический эрудицион” (показ на экране).
Наша цель сегодня заключается в том, чтобы обобщить знания по экономике, которые вы получили на уроках, а также выявить лучшую команду, которой по итогам игры будет присвоен титул “команда-эрудит” в области экономики.
А для этого вам предстоит пройти следующие испытания (показ на экране)
I. Разминка.
II. Экономика в лицах.
III. Экономическая этимология.
IV. Фондовый рынок в терминах.
V. Экономический зоосад.
А сумеем ли мы их все пройти будет зависеть от того, насколько быстро мы с вами будем работать. Для того, чтобы пройти все испытания вам понадобится логическое мышление, память и, конечно же, знания по экономике.
А сейчас о правилах игры.
1) Класс делится на 4 команды. Каждая команда выбрала себе капитана. Я буду задавать вопросы каждой команде по очереди. Время обсуждения вопроса - 1 минута. Если в течение этого времени команда не дает правильного ответа либо не знает его, то другая команда может ответить за нее и заработать определенное количество баллов.
2) Игру будут оценивать эксперты- мои помощники. Это……..по следующей шкале:
№ исп. | I | II | III | IV | ||||||||
Правиль- ность |
Сплочен- ност |
Допол- нения |
Правиль- ность |
Сплочен- ность |
Допол- нения |
Правиль- ность |
Сплочен- ность |
Допол- нения |
Правиль- ность |
Сплочен- ность |
Допол- нения |
|
I | ||||||||||||
II | ||||||||||||
III | ||||||||||||
IV | ||||||||||||
V |
1. Разминка
1.Что нужно иметь, чтобы иметь дивиденд? (акция)
2. Как называется посредник м/у покупателем и продавцом на бирже? (брокер)
3. Как называется плата за кредит? (процент)
4. Как называется уменьшение покупательной способности денег ,сопровождающееся ростом общего уровня цен? (инфляция)
5. Посмотрите внимательно на следующий ряд слов: затраты, станки, прибыль, рабочие, деньги, сырье, выручка, товары. Начните с денег, а все остальные слова расставьте в такой последовательности, чтобы получилась цепочка, показывающая реальный экономический процесс:
Ответ: Деньги-рабочие-сырье-станки товары-выручка-затраты-прибыль.
(Деньги вкладываются в производство, на них закупаются необходимые ресурсы: рабочая сила, сырье, станки. Произведенный товар реализуется. Из полученной выручки вычитаются затраты и образуется прибыль.)
6. Вам даны следующие слова: работник, таможня, зарплата, налог, дивиденд, процент, прибыль, предприниматель, пошлина, банкир, государство, акционер. Составьте из этих слов пары слов, экономически связанных между собой.
Ответ: Работник-зарплата, предприниматель- прибыль, акционер- дивиденд, таможня- пошлина, банкир- процент, государство- налог.
7. Вам даны рассыпанные словосочетания. Восстановите первоначальный порядок, чтобы получились словосочетания, где два слова связаны между собой экономической зависимостью: циклическая, политика, товарный, прямая, предприятие, безработица, смешанная, марка, экономика, фискальная, акция, привилегированная, совместное, торговая, знак, реклама,
Ответ: циклическая безработица, фискальная политика, товарный знак, совместное предприятие, прямая реклама, смешанная экономика, торговая марка, привилегированная акция.
8. Процентная, цена, ставка, наличные, средства, эмиссия, производства, совершенная, валютный, конкуренция, деньги, фондовая, денежная, биржа, рынок, равновесная.
Ответ:валютный рынок, процентная ставка, наличные деньги, фондовая биржа, средства производства, совершенная конкуренция, равновесная цена, денежная эмиссия.
II. Экономика в лицах.
Вы должны определить фамилии ученых в области экономики по описанию. Каждой команде будет предложено по 5 подсказок. За пользование первой подсказкой команде дается 5 баллов, а последней- 1 балл.
1)
а) Это шотландский ученый, родился в городе Киркалди близ Эдинбурга (1723-1790) - 5 баллов.
б) его называют “отцом экономики”- 4 балла.
в) написал книгу, которая обессмертила его имя и стала классическим трудом по экономике - 3 балла.
г) название книги “Исследование о природе и причинах богатства народов” - 2 балла.
д) описал “невидимую руку” - 1 балл.
Ответ: Адам Смит
2)
а) родился в германском городе Трире, получил образование юриста и философа в университетах Бонна и Берлина- 5 баллов.
б) годы жизни 1818-1883 – 4 балла.
в) создал теорию прибавочной стоимости - 3 балла.
г) его главный труд - I том “Капитала” - 2 балла.
д) его друг и единомышленник – Ф. Энгельс - 1 балл.
Ответ: Карл Маркс
3)
а) родился в семье известного английского экономиста, разбогател играя на бирже- 5 баллов
.б) годы жизни 1883-1946. Большую часть жизни находился на службе английского правительства: был чиновником государственного казначейства и советником по финансовым вопросам - 4 балла.
в) благодаря его исследованиям и рекомендациям, правительства ряда стран смогли вывести свои государства из затяжного кризиса - 3 балла.
г) в основе его теории лежало понятие совокупного спроса - 2 балла.
д) его теорию называют также “кейнсианской моделью” - 1 балл
Ответ:Джон Мейнард Кейнс
4)
а) российский экономист, родился в семье крупного царского чиновника на Кавказе Годы жизни 1849-1915 – 5 баллов.
б) творец российской экономики, имеющий дворянское происхождение (титул графа) - 4 балла.
в) в своей карьере.достиг поста председателя Кабинета Министров, занимал пост министра финансов - 3 балла.
г) играл главные роли в правительствах императоров Александра III и и Николая II. Провел ряд экономических реформ, направленных на укрепление российской экономики-2 балла.
д) одна из важнейших реформ была направлена на укрепление рубля и переход к золотому стандарту - 1 балл.
Ответ: Сергей Юльевич Витте.
III. Экономическая этимология.
Задание: Объясните происхождение термина.
1) Монета
(Первоначально это был один из эпитетов богини Юноны. При храме Юноны Монеты Советницы) на Капиталийском холме был создан первый в Риме монетный двор. С тех пор так стали называть металлические кругляши с двухсторонним рисунком. Первые монеты были из драгоценных металлов. Трудно найти в истории правителя, который не запечатлел свой облик на монетах ).
2) Банк
(Историческими предшественниками банков были ростовщики (ювелиры.) По роду своей деятельности они хранили большие запасы золота, серебра и других драгоценных металлов, поэтому имели надежные сейфы. Постепенно к ним стали приходить люди, которые просили их на время подержать их деньги, золото и за это ростовщики брали с них проценты. Постепенно некоторые ростовщики перепрофилировались именно на хранении ценностей. Скамья на которой сидел такой ростовщик (ювелир) по итальянски называлась “банко”. Так и произошло слово банкир.
3) Копейка
(Она упоминается впервые во времена великого князя Ивана IV, при котором было приказано делать деньги на его имя. На монете чеканили великого князя на коне с копьем в руке. Поэтому деньги прозвали “копейными”.)
4) Ломбард
(В XV веке ломбардцы (жители Ломбардинии в северной Италии) получили право во Франции устраивать кредитные учреждения (ломбарды) для выдачи ссуд бедным людям без процентов или с небольшим процентом, но под залог вещей.)
Фондовый рынок в терминах.
Задание на скорость выполнения для всех команд. Из набора букв в каждой строчке составьте экономический термин.
1 К А Ц Я И 2 Н В А С А 3 Р Б Ж А И 4 Е Д Т Е Б 5 И Е Р Д Л 6 О К Н П У
Ответ: акция, аванс, биржа, дебет, дилер, купон.
V. Экономический зоосад.
Задание: Знаете ли вы, кто или что в мире экономики скрывается под масками этих животных?
Акула
(переносное название для обозначения предпринимателей-хищников, эксплуататоров)
Лев
(денежная единица Болгарии. 1 лев=100 стотин)
Драконы
(или “4 малых экономических дракона”: группа новых индустриальных стран - Тайвань, Сингапур, Гонконг, Корея, которые отличаются самыми высокими в мире темпами экономического роста.)
Сом
(денежная единица Кыргызстана. 1 сом=100 тыйинов.)
Каких еще “животных” в мире экономики вы знаете?
(“быки” - играют на повышение курса акций, “медведи”- на понижение, то есть это биржевые спекулянты.)
Подведение итогов.
Для чего нам нужно изучать экономику?
К уроку прилагается электронная презентация. (см. Приложение)