Урок информатики в 8-м классе "Графический редактор Paint. Рисование. Творческий практикум"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • Повторить и обобщить знания по теме: “Графический редактор PAINT”.
  • Выполнить творческий рисунок, используя все возможности графического редактора.

Форма проведения урока: урок – практикум

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютеры.

Ход урока

Добрый день. Начнем наш урок. Тема нашего урока “Графический редактор Paint. Творческий практикум”. После небольшой разминки мы сегодня повторим пройденный материал, совершим маленькую экскурсию в компьютерную галерею и отправимся в творческое путешествие. Итак начнем с разминки.

Разминка

Учитель. Сигнал (i,j) означает точку в соответствующей клетке экранной матрицы размером 5х3. Построить изображение для цепочки сигналов: (1,2), (1,3), (2,3), (3,3), (4,3), (5,3).

Аналогичная работа была задана вам на дом. У каждого из вас был свой вариант работы, и вы должны были получить изображения цифр. В соответствующие квадраты мы вклеим получившиеся цифры и посмотрим, что получится.

Все карточки собираются по принципу цифровой клавиатуры. На обратной стороне получается японский иероглиф Asahi, который переводится как “Восходящее солнце”.

Повторение пройденного материала

Учитель. А теперь, достаньте из своей памяти все, что вы знаете о компьютерной графике – мы приступаем к повторению.

Компьютер не просто добавил к традиционным жанрам художественного творчества новое направление – художественное компьютерное искусство, он сделал рисование массовым занятием, элементом информационной культуры.

Вы уже знаете, что для построения, коррекции, сохранения и получения “бумажных” копий рисунков и других изображений используется специальная программа.

Вопрос. Как она называется?

Ответ. Графический редактор.

Учитель. При выборе конкретного графического редактора следует, прежде всего, иметь ввиду, что в современных компьютерах существует два принципиально различных способа хранения изображений: растровый и векторный. Мы с вами хорошо знакомы с графическим редактором PAINT.

Вопрос. С какими изображениями работает графический редактор PAINT, с векторными или растровыми?

Ответ. Графический редактор PAINT предназначен для работы с растровыми изображениями.

Вопрос. Что такое растровое изображение?

Ответ. Растровые изображения – это изображения, построенные из множества отдельных цветных точек (пикселей).

Вопрос. В чем особенность растровых изображений?

Ответ. Растровое изображение имеет строго определенный размер (количество точек по горизонтали и по вертикали) и если растровое изображение увеличить, то каждая отдельная точка – пиксель превратится в квадрат, окрашенный в соответствующий цвет.

Учитель. Растровое изображение похоже по своему построению с вышивкой крестом (показывается картина, вышитая крестиком). Когда вы смотрите на картину издалека, то видите её как нарисованную на бумаге, а стоит подойти поближе, и сразу становятся различимы крестики, и каждый крестик имеет свой цвет. Эта картина – изображение японского нэцке – один из богов счастья - Фукурокудзю – бог мудрости и интуиции.

Данная картина создана при помощи мулине и иголки, а для создания изображений в графическом редакторе используются другие “инструменты”.

Вопрос. Какие вы знаете инструменты?

Ответ. Линия (отрезок), прямоугольник, круг, эллипс и т.д.

Вопрос. Каковы функции графического редактора?

Ответ.

  • создавать рисунки из графических примитивов;
  • применять для рисования различные цвета и кисти (т.е. использовать линии различной ширины и конфигурации);
  • перемещать фрагмент рисунка по экрану;
  • “склеивать” один рисунок с другим;
  • увеличивать фрагмент рисунка для того, чтобы прорисовать мелкие детали;
  • добавлять к рисункам текст.

Вопрос. Из каких основных частей состоит графический редактор PAINT?

Ответ (на экране высвечивается внешний вид графического редактора, после ответа детей в выносках появляются названия составных частей).

  1. Рабочее поле.
  2. Меню команд.
  3. Заголовок.
  4. Панель инструментов – набор пиктограмм, изображающих инструменты.
  5. Палитра – для выбора цвета изображений.

Практическая работа

Учитель. А теперь мы отправимся на небольшую экскурсию в нашу компьютерную галерею. (На экране высвечивается несколько рисунков детей. Дети комментируют свои работы - какие инструменты использованы при создании рисунка. Последней показывается японский пейзаж.)

Эту работу я вам показала не просто так, и сегодняшняя разминка, и вышивка – все связано с нашей практической работой. Сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие в Страну Восходящего Солнца.

Вопрос. Какую страну называют Страной Восходящего Солнца?

Ответ. Япония.

Учитель. Правильно, Япония. Вы на уроках МХК уже познакомились с культурой этой страны. На уроках ИЗО вам рассказывали об особенностях изобразительного искусства.

Вопрос. Какие черты этого искусства вам запомнились?

Ответ. Картины созданы в нежных, пастельных цветовых тонах. Почти на всех картинах изображается природа.

Учитель. Наше путешествие будет необычным. Мы с вами сами создадим японские пейзажи и устроим небольшой вернисаж. Сегодняшняя творческая работа на компьютере связана с японскими хокку.

Вопрос. Что такое хокку?

Ответ. Японские трехстишья.

Учитель. Итак, хокку (или хайку) – жанр японской поэзии, особая форма трехстрочной лирической миниатюры без рифм.

Вопрос. Какие особенности хокку вы ещё можете назвать?

Ответ. Хокку изображает жизнь людей и природы слитно, в единстве. Поэт изображает картину одним – двумя штрихами, а читатель должен подключить свое воображение и дорисовать картину во всех деталях.

Учитель. Я покажу вам несколько примеров (на экране показывается презентация и читаются хокку).

Иголки хрупкие
На ветке сотворились.
Драгоценность.

Жемчуг росинок
Светит на солнце с утра
Бабьего лета.

Холодит небо
Ментоловый леденец.
Луна в разгаре.

На прошлом уроке вы имели возможность выбрать то стихотворение, которое вам больше всего понравилось. Дома вы должны были продумать сюжет. А сейчас за 10-15 минут вам предстоит нарисовать картину, навеянную этими строчками в редакторе PAINT. Кроме этого, вы должны будете использовать все возможные инструменты графического редактора.

Дети работают за компьютерами 10-15 минут.

Итог творческого практикума

Работы высвечиваются на экране. Некоторые работы можно прокомментировать.

Исса

Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету. (Габбасова Эллина)

В черной паутине
Запуталась тень моя –
Лунная ночь. (Гусейнов Эмиль)

Масаока Сики

Долгий вешний день
Лодка с берегом неспешно
Разговор ведёт. (Марковец Вика)

Холодит небо
Ментоловый леденец
Луна в разгаре. (Мокрушина Света)

Бусон

Печальный аромат!
Цветущей сливы ветка
В морщинистой реке. (Стрелкова Ксения)

Басё

Парящих жаворонков выше
Я в небе отдохнуть присел –
На самом гребне перевала. (Прохоренко Илья)

Рансэцу

Осенняя луна
Сосну рисует тушью
На синих небесах. (Юткина Лиза)

Учитель. Все ваши работы я позже распечатаю. В процессе изучения графического редактора PAINT вы выполняли некоторые работы письменно. Сегодня я прошу сдать ваши работы на проверку.

Закончилось наше путешествие, и подходит к концу урок. Давайте подведем некоторые итоги. Мы закончили изучение растрового графического редактора PAINT. Вы научились пользоваться инструментами этого редактора, узнали особенности построения растрового рисунка. Дальше мы с вами познакомимся с более сложными программами для работы с компьютерной графикой.

Приложение