Личностно-ориентированный урок русского языка

Разделы: Начальная школа


Сценарий урока русского языка по теме “Слова с непроверяемым написанием” 2 класс. УМК: Полякова А. В. Русский язык. 2 класс. Повторение и закрепление изученного материала. Личностно-ориентированный урок.

Задачи:

  1. Образовательные: актуализировать и обогатить субъективный опыт детей при работе со словами с непроверяемым написанием.
  2. Воспитательные: создать условия для воспитания коммуникативной потребности каждого, воспитывать бережное отношение к здоровью каждого.
  3. Развивающие: на основе выявления индивидуальных особенностей детей содействовать развитию каждого ребёнка (индивидуальных познавательных процессов, темпа учебной деятельности в ситуации выбора, творческих способностей).

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:

- Чтоб на уроке не устать,
Чтобы здоровыми оставаться,
В игры спортивные будем играть,
Будем мы в классе всем улыбаться!

Улыбнитесь друг другу, мне, настройтесь на рабочий лад.

2. Актуализация имеющегося опыта.

На информационном поле класса помещены иллюстрации спортивных снарядов и принадлежностей (мячей, коньков, гантелей, гирь и др.). На эти иллюстрации крепятся слова из словаря, в которых орфограмма представлена в виде яркого, запоминающегося образа.

Например:

Перечень слов:

Рябина

Русский

Ресницы

Ребята

Родина

Ракета

Рецепт

Работа

Учитель: - Найдите в классе предметы, связанные со спортом. Рассмотрите внимательно слова, помещённые рядом. Что можете сказать об этих словах?

Дети: - Это слова из словаря.

- Большинство имён существительных, “русский” - имя прилагательное.

- Все слова начинаются на букву “Р”.

- Большинство имён существительных в единственном числе, во множественном – “ребята” и “ресницы”. Слова “русский” и “рецепт” - двусложные, а в остальных словах по 3 слога.

- Я вижу одушевлённое имя существительное – “ребята”.

- Слово “Родина” можем писать с большой буквы не только в начале предложения.

Учитель: - Молодцы! Вы очень много знаете! Есть желание углубить свои знания, работая со словами из словаря? (Дети охотно соглашаются).

3. Минута чистописания.

Учитель: - Вы правильно подметили, что все слова начинаются с буквы “Р”. Минута чистописания будет связана именно с этой буквой. Выберите понравившуюся вам “буквенную цепочку” и продолжите закономерность в тетрадь.

На мультимедийном экране (как элемент Презентации) появляются цепочки букв разного уровня сложности:

1) Рра Рре Ррё… (продолжить Рри Рро Рру Рры Ррэ Ррю Рря)

2) Ра рб рв рг… (продолжить рд ре рё рж рз и т.д.)

3) Рр Ррр Рррр… (продолжить Ррррр Рррррр и т.д.)

Ученики делают свой выбор. 3 учащихся работают на индивидуальных досках. Проверка.

4. Повторение и закрепление пройденного материала.

1) Игра “Третий лишний”. (Показ слайдов Презентации).

Учитель: - В спорте есть игра “Третий лишний”, которую мы прекрасно знаем. Я предлагаю поиграть в одноимённую игру сегодня на уроке. Выпишите “лишнее” слово с непроверяемым написанием в тетрадь, объяснив свой выбор.

а) Ао бзац, а\о лфавит, б а\о льшой.

б) полотенц е\э, б и\е лет, рец е\э пт.

(У детей разные варианты: “большой”, потому что начинается на “Б”, имя прилагательное, пропущена буква “О”. “Алфавит”, потому что 3 слога и т.д.)

Проверка через фронтальный опрос.

Физминутка с офтальмологическим тренажёром.

(Элемент здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного).

К тренажёру на потолке прикреплены иллюстрации детей, занятых разными видами спорта. Ученики следят взглядом по пяти зрительным траекториям. Произносим слова:

1,2 Круглый год здоровье укрепляем.
В теннис осенью играем.

3. Чтоб зимой не унывать,
На лыжах будем разъезжать.
Направление меняем
И в футбол весной играем.

5. Будем лето ожидать,
Чтобы плавать, загорать.

2) Работа в группах. Игра “Футбол”.

Дети поделены на группы визуалов, кинестетиков, аудиалов. Задание предлагается на листах, оформленных виде футбольного мяча.

Учитель: - Хочется поиграть в футбол? (Детям, особенно мальчикам, хочется)

Но игра необычная! Я отправляю в ваши ворота мяч, а вы отбейте его, выполнив задание.

Задание группе визуалов:

Вставь пропущенные буквы, представив их ярким символом через рисунок: к*р*ндаш, т*традь.

Задание группе аудиалов:

Вставь пропущенные буквы, проговорив слова орфографически (так, как они пишутся): с*рока, в*р*бей, учит*ль, уч*ник.

Задание группе кинестетиков:

Вставь пропущенные буквы, показав их с помощью “живой азбуки” (жестами, телодвижениями): м*роз, к*см*навт, завтр*к, ов*щи.

Самостоятельная работа в группах и проверка. При подведении итогов самостоятельной работы ученики сигналят карточками обратной связи (красный цвет – не согласен, зелёный – согласен с ответом говорящего).

Повторение слов с непроверяемым написанием через кроссворд.

Дети совместно отгадывают загадки и самостоятельно вписывают в индивидуальный кроссворд свои слова из словаря. После работы – проверка с использованием слайда Презентации.

Приложение

1.

Привезли во двор песок –
Золотую гору:
Без гвоздей и без досок
Можно строить… (Город)

2.

Если дождик, мы не тужим,
Бойко шлёпаем по лужам.
Станет солнце припекать,
Нам под вешалкой стоять. (Сапоги)

3.

Есть в обёртке угощенье –
Не конфеты, не печенье.
Очень вкусное оно, а зовётся … (Эскимо)

4.

Ходит он вперёд, назад,
Стережёт он ночью склад. (Сторож)

5.

Слово это называем,
Когда пищу принимаем,
Утром отправляем в рот
Вкусный чай и бутерброд. (Завтрак)

6.

Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня? (Коньки)

7.

Утром, вечером вещает,
Новости все сообщает.
Он мультфильмы нам покажет,
Про животных всё расскажет. (Телевизор)

4) Зрительный диктант.

Учитель: - Прочитайте зашифрованное слово по вертикали. Хотите проверить, насколько прочно вы усвоили слова с непроверяемым написанием? (Дети хотят)

Запишите в тетради пропущенные буквы.

На доске открывается запись:

*рбуз, вдру* , за*ц, здра*ствуй, *рех, п*льто, лес*ница, четв*рть, *зык, ящ*рица.

Идёт самостоятельная работа. По окончании её предлагается сделать, по желанию, самопроверку или взаимопроверку. Дети сверяют результат работы с открывшимся образцом:

а г я в о а т е я е (Слайд Презентации).

Самооценка или взаимооценивание по традиционным критериям.

Физминутка.

(Звучит приятная медленная мелодия). Детям предлагается закрыть глаза и расслабиться. Учитель говорит слова:

Мы здоровье укрепляли,
Очень много повторяли.
Мы писали и читали,
А сейчас мы все устали.
Шея не напряжена
И расслаблена она.
Ресницы плотно мы сомкнули.
Выдохнули и вдохнули.
Ноги спокойно под партой стоят,
Руки спокойно на парте лежат.
А сейчас все потянитесь,
Окончательно проснитесь.

Рефлексия.

Учитель: - В конце урока предлагаю побывать альпинистами. Знаете, кто это? (Люди, достигающие вершин гор). У каждого на парте фигурка своего альпиниста.

Поместите на панно (элемент здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного) своего человека. Если вы усвоили на уроке всё и можете объяснить другим, поместите альпиниста на вершину горы. Если вы, в основном, всё усвоили, но остались некоторые моменты, непонятные вам, поместите человечка на средину горы. Если вам непонятно написание слов с непроверяемым написанием, оставьте альпиниста у подножия горы. (Ученики размещают фигуры альпинистов).

Молодцы!

Домашнее задание.

- Откройте Словарь учебника на 220-221 странице. Придумайте себе задание по желанию, связанное с работой со словами с непроверяемым написанием.