Цель: обобщить и систематизировать знания по теме “Пищеварительная система”.
Методы:
- репродуктивный
- частично поисковый
Оборудование: индивидуальные карточки-задания, таблицы “Органы пищеварения” и “Зубы”.
Ход урока
1. Организационный момент - 1-2 минуты
2. Учет и контроль знаний - 40 минут
К уроку подготавливается “Листок учета знаний”, который заполняется по мере повторения материала и по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний у них есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку, за урок их накапливается пять и в результате в конце занятия выставляется итоговая оценка, которая ставится в журнал (Слободяник Р. Ф. Тематический учет знаний// Биология в школе. -2002. -№4. -с. 27-30). У более сильных учеников есть возможность получить дополнительную оценку, выполняя в ходе урока более сложные задания
Листок учета знаний
Фамилия, имя | Понятийный диктант | Программированное задание (тест) | Узнай биологи-ческий объект | Устный ответ | Письменное задание | Итоговая отметка | Дополнительная оценка |
А) Повторение изученного материала
Перед уроком каждый ученик получает 5 листов с различными типами заданий и “Листок учета знаний”
Понятийный диктант
Каждому варианту (их 2) нужно письменно дать три определения по теме “Пищеварительная система”. На выполнение этого задания отводится 5-6 минут. Затем ученики сидящие за одной партой меняются выполненными заданиями и проверяют работы (ученик первого варианта отвечает устно, учитель корректирует ответ и в результате обсуждения формируется эталон ответа. Ученик второго варианта сверяет ответ соседа с эталоном, ставит отметку о правильности или неправильности ответа. Таким же образом проверяем второй вариант, но сейчас в роли учителя выступают дети сидящие на первом варианте. После того как все определения проверены, на листочке ставится итоговая оценка по этому типу заданий, которая в конце урока заносится в “Листок учета знаний”).
Таким же образом проверяются остальные типы заданий
1-вариант
Фамилия _________________________________
Определение | Отметка о правильности выполнении |
Письменно пояснить три определения Пищеварение____________________________________ Пульпа _________________________________________ Всасывание______________________________________ |
|
Критерии оценки: 3 правильных ответа – “5” 2 правильных ответа – “4” 1 правильный ответ – “3” Нет правильных ответов – “2” |
|
Итого: |
2-вариант
Фамилия _____________________________
Определение | Отметка о правильности выполнении |
Письменно пояснить три определения Перистальтика____________________________________ Дентин _________________________________________ Кишечные ворсинки______________________________________ |
|
Критерии оценки: 3 правильных ответа – “5” 2 правильных ответа – “4” 1 правильный ответ – “3” Нет правильных ответов – “2” |
|
Итого: |
Программированный опрос
На ответы отводится не более пяти минут. Дети на листочках отмечают правильные ответы.
1-вариант
Фамилия ______________________
Задание | Отметка о правильности выполнения |
1. Центр слюноотделительного рефлекса
находится в: А. коре больших полушарий Б. среднем мозге В. продолговатом мозге Г. спинном мозге 2. Липаза вырабатывается в: А. ротовой полости Б. пищеводе В. поджелудочной железе Г. толстом кишечнике 3. Значение желчи: А. помогает расщеплять жиры Б. содержит ферменты расщепляющие жиры В. расщепляет белки и углеводы 4. В лимфатические сосуды в кишечных ворсинках всасываются: А. аминокислоты Б. глюкоза В. глицерин и жирные кислоты 5. Воспаление толстого кишечника скорее всего приведет к: А. нарушению всасывания химических соединений Б. нарушению расщепления белков, жиров и углеводов В. обезвоживанию организма |
|
Критерии оценки: 5 правильных ответов – “5” 4 правильных ответов – “4” 3 правильных ответов – “3” 2 правильных ответов – “2” 1 правильных ответов – “1” |
|
Итого: | |
Дополнительный вопрос:
|
2-вариант
Фамилия ______________________
Задание | Отметка о правильности выполнения |
1. Собственных пищеварительных желез
нет в: А. ротовой полости Б. пищеводе В. желудке Г. тонком кишечнике 2. Какую из функций желудок не выполняет? А. переваривание белков Б. секреция соляной кислоты В. секреция пепсина Г. секреция желчи 3. Желчь вырабатывается в: А. желчном пузыре Б. 12-перстной кишке В. поджелудочной желез Г. печени 4. В кровь в кишечных ворсинках всасывается: А. глицерин и жирные кислоты Б. аминокислоты и глюкоза 5. Где происходит образование гликогена? А. в печени Б. в поджелудочной железе В. в желудке Г. в стенках кишечника |
|
Критерии оценки: 5 правильных ответов – “5” 4 правильных ответов – “4” 3 правильных ответов – “3” 2 правильных ответов – “2” 1 правильных ответов – “1” |
|
Итого: | |
Дополнительный вопрос: Определите, в каком случае наблюдается проявление безусловного слюноотделительного рефлекса: А. человек слышит звон посуды Б. человек откусывает кусок хлеба В. человек слышит новый рецепт салата Г. человек увидел лимон |
Узнай биологический объект
Это задание рассчитано на 3-4 минуты. Дети на листочках подписываю названия органов обозначенных на рисунках, которые дополнительно выдаются к этому типу задания.
1-вариант
Фамилия __________________________
Задание | Отметка о правильности выполнения |
Что обозначено цифрами на рисунке: Пищеварительная система: 1_____________________________________________ 2_____________________________________________ 3______________________________________________ 4_____________________________________________ 5_____________________________________________ Строение зуба: 1______________________________________________ 2_____________________________________________ 3_____________________________________________ |
|
Критерии оценки: 8 правильных ответов – “5” 6-7 правильных ответов – “4” 3-5 правильных ответов – “3” 2 правильных ответа – “2” 0-1 правильный ответ – “1” |
|
Итого: | |
Дополнительный вопрос: Что обозначено на рисунке цифрами 6_________________________________________ 7_________________________________________ |
2-вариант
Фамилия __________________________
Задание | Отметка о правильности выполнения |
Что обозначено цифрами на рисунке: Пищеварительная система: 1_____________________________________________ 2_____________________________________________ 3______________________________________________ 4_____________________________________________ 5_____________________________________________ Строение зуба: 1______________________________________________ 2_____________________________________________ 3_____________________________________________ |
|
Критерии оценки: 8 правильных ответов – “5” 6-7 правильных ответов – “4” 3-5 правильных ответов – “3” 2 правильных ответа – “2” 0-1 правильный ответ – “1” |
|
Итого: | |
Дополнительный вопрос: Что обозначено на рисунке цифрами 6_________________________________________ 7_________________________________________ |
Устный ответ
Должен быть кратким, четким, мотивированным (не более 1 минуты на один вопрос). Дети первого варианта тихонько отвечают на вопрос соседу со второго варианта, затем учитель спрашивает одного из ученика первого варианта и в результате беседы формулируется правильные ответ. Ученик второго варианта ставит отметку за данный соседом ответ в зависимости от правильности ответа. Затем отвечает ученик второго варианта ученику первого варианта.
1-вариант
Фамилия ______________________
Задание | Отметка о правильности выполнения |
|
|
Критерии оценки: 5 правильных ответов – “5” 4 правильных ответов – “4” 3 правильных ответов – “3” 2 правильных ответов – “2” 1 правильных ответов – “1” |
|
Итого: | |
Дополнительные вопросы:
|
2-вариант
Фамилия ______________________
Задание | Отметка о правильности выполнения |
|
|
Критерии оценки: 5 правильных ответов – “5” 4 правильных ответов – “4” 3 правильных ответов – “3” 2 правильных ответов – “2” 1 правильных ответов – “1” |
|
Итого: | |
Дополнительные вопросы:
|
Письменное задание
Это задание рассчитано на 5 минут. Ученики письменно заполняют листочек с заданием.
1-вариант
Фамилия ______________________
Задание | |
Сопоставьте основные отделы
пищеварительной системы и процессы в них
происходящие: Ротовая полость ______________________________________________________ Желудок ____________________________________________________________ Тонкая кишка _______________________________________________________ Толстая кишка _______________________________________________________ Измельчение пищи Расщепление некоторых видов жиров (например, молока) Частичное расщепление крахмала Частичное расщепление белков Всасывание питательных веществ Дальнейшее расщепление белков до аминокислот Завершение расщепления углеводов до глюкозы Всасывание воды Расщепление жиров до жирных кислот и глицерина Формирование каловых масс |
|
Критерии оценки: 10 правильных ответов – “5” 7-9 правильных ответов – “4” 4-6 правильных ответов – “3” 2-3 правильных ответа – “2” 0-1 правильный ответ – “1” |
|
Итого: |
2-вариант
Фамилия ______________________
Задание | |
Заполните таблицу: Фермент Органическое вещество, которое расщепляет этот фермент Конечный продукт распада Амилаза Липаза Пепсин, трипсин |
|
Критерии оценки: 6 правильных ответов – “5” 4-5 правильных ответов – “4” 3 правильных ответов – “3” 2 правильных ответа – “2” 0-1 правильный ответ – “1” |
|
Итого: |
После того как сделаны все задания и поставлены оценки по каждому типу работ, заполняется “Листок учета знаний”. Итоговая отметка не среднее арифметическое полученных баллов, и она не может быть выставлена, если хотя бы одно за задание ученик получил двойку. Итоговую оценку ставит учитель. В ходе урока некоторые дети отвечали на дополнительные вопросы и им выставлялись отметки о степени правильности ответов. Дополнительную оценку также ставит учитель.
Б) Дополнительный материал
Если осталось время на уроке учениками подготовлены сообщения по работам И. П. Павлова.
Систематическое проведение уроков тематического учета знаний (ТУЗ) способствует постепенному овладению учащимися умениями выделять главное в изученном материале, кратко и четко излагать свои мысли, проводить самооценку знаний.