Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Мотивационный этап | Приветствие учащихся, определение их готовности к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места. |
1. Организационный момент | Зачитывает эпиграф к уроку – слова М.В.Ломоносова. Слайд №1 | Слушают учителя. |
2.Мотивация | Зачитывает загадку о чёрном золоте.
Слайд №2 Определите, о каком веществе идёт речь? (о нефти) Какова тема сегодняшнего урока? Слайд №3 |
Отвечают на вопросы, формулируют тему урока, записывают тему урока в тетрадь по географии. |
3. Целеполагание | Создаёт условия для формулировки цели
урока и осознания её учащимися. Какие цели мы
поставим перед собой? Фронтальное заслушивание ответов. Демонстрация слайда №4. Знакомит учащихся с формами работы и видами их оценивания на уроке. |
Формулируют цель урока. |
Операционный этап | Знакомит учащихся с рубрикой: “А знаете ли вы, что…” | Слушают учителя. |
1. Формирование учебных действий | Представление устного журнала: “Нефть
в современном мире”. Слайд №5 1) Историческая справка Когда нефть появилась в жизни людей? Кто впервые завез её в Россию? Когда из неё стали делать горючие вещества? Слайд №6 |
Один из учащихся делает сообщение. |
2) Знакомит учащихся с рубрикой: “А знаете ли вы, что…” Слайд №7 | Слушают учителя. | |
3) Этапы развития ТЭК Давайте вспомним, какие этапы прошла в своём развитии за последние два столетия мировая топливно-энергетическая промышленность? Когда люди сделали нефть неотъемлемой частью своей жизни? Слайд №8 |
Работа аналитической группы №1. Взаимопроверка в группах №1,4. |
|
4) География нефти в современном мире.
Скажите, каковы основные регионы размещения и
добычи нефти в современном мире? Слайд №9 |
Работа аналитической группы №2, в том числе, и с настенной картой. Взаимопроверка в группах №2,5 при помощи сигнальных карточек. | |
2. Проверка домашнего задания | 5) Нефть размещена в мире крайне
неравномерно. 1) Какие страны, по уровню экономического развития, лидируют в мировой добыче нефти? 2) В каких полушариях: северном или южном, западном или восточном, больше нефти? Слайд №10 |
Аналитическая группа №2 работает с таблицей: “Десять стран - мировых лидеров по добыче нефти”, идёт взаимопроверка в группах №2,5 при помощи сигнальных карточек. |
6) Ребята, а как вы думаете, есть ли смысл
странам, обладающим огромными запасами нефти,
объединиться друг с другом? Демонстрация слайда №11 |
Фронтально отвечают на вопрос. Учащиеся аналитической группы №3 делают сообщение о международной организации ОПЕК. | |
3. Проверка домашнего задания | 7) Все страны обладают различными запасами нефти, расположены в различных природных условиях, имеют неодинаковое экономическое развитие и, соответственно, потребляют различное количество нефти. Слайд №12 | Аналитическая группа №3 работает с таблицей: “Сравнительное потребление нефти некоторыми странами мира”, идёт взаимопроверка в группах №3,6 при помощи сигнальных карточек. |
8) Следующая страничка нашего устного журнала посвящена физическим свойствам нефти. Слайд №13 | Ряд учащихся фронтально отвечают на вопросы учителя, а учащиеся аналитической группы №4 выполняют лабораторный опыт: “Физические свойства нефти”. | |
9) Из-за своих физических свойств нефть можно транспортировать или по трубопроводам, или в нефтеналивных танкерах. Слайд №14 | Учащиеся аналитической группы №5 работают с настенной картой мира, идёт взаимопроверка в группах №5,2, при помощи сигнальных карточек. | |
10) Нефть – экологически опасное
вещество. Знакомит учащихся со страницей устного журнала: “Черные пятна голубой планеты”. Слайд №15 |
Слушают рассказ учителя. | |
11) Знакомит учащихся с рубрикой: “А
знаете ли вы, что…” Ежегодно происходят экологические катастрофы, причиной которых является использование людьми нефти в своей жизни. Давайте вспомним, каковы последствия таких экологических бедствий. Слайд №16 |
Учащиеся аналитической группы №6 делают сообщение о загрязнениях планеты нефтью. | |
12) Предлагает решить задачу. Слайд №17 | Групповая работа и последующее обсуждение результатов одной из групп учащихся. Взаимопроверка в группах при помощи сигнальных карточек. | |
13) Предлагает учащимся выполнить графический диктант (см. Приложение к уроку) | Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой в парах. | |
Аналитический этап 1. Выполнение цели и задач урока |
14) Ребята, а как вы думаете, мы выполнили поставленную цель урока? Слайд №18 | Фронтально отвечают на вопрос. |
2. Рефлексия | 15) В завершении нашего урока поделитесь
своими впечатлениями, для этого допишите
предложения, посвященные уроку: - Что мы делали для достижения поставленных целей? - Довольны ли мы результатом? - Где нам пригодятся эти умения? - Можно ли это было сделать иначе? - Самым интересным для меня на уроке было____________ - Самым сложным для меня сегодня было__________ Слайд №19 |
Рефлексируют свои знания. Зачитывают свои впечатления об уроке (3-4 человека). |
3. Комментирование домашнего задания, подведение итогов урока | 16) В качестве домашнего задания вы
получите разноуровневые задания: Уровень А: Обозначьте на контурной карте: а) десять стран - мировых лидеров по добыче нефти; б) основные грузопотоки нефти в мире. Уровень Б: Обобщив сообщения СМИ, опишите экологические бедствия, вызванные утечкой нефти, и способы преодоления их последствий. Уровень С: Составьте кроссворд (10-13 слов) на тему: “Нефть. Нефтепродукты”. Слайд №20 |
Записывают домашнее задание в дневник. |
17) Капитаны групп комментируют
поставленные оценки за работу учащихся на уроке
(все получают оценки за графический диктант). Учитель географии подводит итог творческой работы учащихся. |
Материально-техническое обеспечение урока:
- комплекс “Компьютер + проектор” для демонстрации озвученных видеофрагментов и авторской мультимедийной презентации к уроку;
- раздаточный материал (см. приложение к уроку);
- политическая карта мира.
Оформление:
Стенд “Нефть в нашей жизни” - выставка творческих работ учащихся.
Информационные ресурсы учителя:
- Большая книга афоризмов
- Габриелян О.С. Химия.10класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений - М: Дрофа,2001
- Жижина Е. А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. К учебному комплекту В.П. Максаковского.10 класс. М: Вако,2006
- Максаковский В.П. География. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений - М: Дрофа,2006
- Хомченко И.Г. Решение задач по химии – М: Новая волна, 2004