Активизация интеллектуальной деятельности младшего школьника

Разделы: Начальная школа


АКТИВИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

Автор статьи

учитель первой категории

Козлова Ольга Васильевна.

Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.

Ш.А. Амонашвили.

Презентация

Тема работы, по моему мнению, является актуальной, так как инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высоко образованной интеллектуально развитой личности. слайд 1

Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым, поэтому я считаю, что воспитанием и становлением такого человека должна заниматься современная школа, где реализуются принципы индивидуального подхода к учащимся.

Я убеждена, что важнейшее место в системе школьного образования отводится начальным классам, как базовому звену в развитии интеллектуально-творческой личности.

Апробируя программу Н.Ф.Виноградовой “Начальная школа XXI века” передо мной встала проблема: как активизировать интеллектуальную деятельность учащихся с разными складами ума, сделать обучение комфортным, содействовать укреплению психического и физического здоровья детей?

По результатам психологической диагностики учащиеся моего класса обладают разными складами ума – у одних аналитический (32%), у других преобладает наглядно-образный (40%), у третьих - образные и абстрактные компоненты развиты относительно равномерно (28%) .слайд 2

Я поставила перед собой цель: создавать условия для активизации интеллектуальной деятельности школьников; повысить эффективность учебной деятельности через развитие интеллектуальных способностей школьников.

Исходя из целей моей педагогической деятельности, появились следующие задачи: поднять уровень как логического, так и абстрактного мышления, т.е. учебный материал преподносить более объёмно, с выделением в нём логической и образной стороны; учитывать возрастные, индивидуальные особенности учащихся; разработать систему упражнений, развивающих интеллектуальную деятельность младших школьников. слайд 3

Изучив структуру интеллектуальных способностей, я пришла к выводу, что для развития личности младшего школьника следует актуализировать следующие интеллектуальные способности:

  1. Мышление.
  2. Память.
  3. Внимание.

В психологическом словаре В.Н.Дружинина имеется три определения понятия “интеллект”:

Интеллект - это общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей;

Интеллект - это система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения;

Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, позволяющая быстро и качественно адаптироваться к новой окружающей среде, к новым жизненным задачам.

Внедряя проект “Начальная школа XXI века” с целью активизации интеллектуальной деятельности учащихся и создания комфортных условий обучения моделирую образовательное пространство таким образом, чтобы все сферы развития личности младшего школьника (сознание, деятельность, общение) взаимодействовали в процессе учения.

Для успешного обучения младших школьников стараюсь сформировать три составляющие мышления:

  • высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, суждения, умозаключения;
  • высокий уровень активности, раскованности мышления, которая заключается в возникновении нескольких вариантов решения проблемы, большого количества гипотез, идей;
  • высокий уровень организованности и целенаправленности, которые проявляются в ориентации на выделение существенного в явлении, в использовании обобщённых схем анализа явления.

Я считаю, что развить интеллектуальные способности младших школьников можно только при общем гармоническом развитии ребенка, выявив задатки, склонности, интересы, поэтому познавательные и творческие способности младших школьников формирую с одновременной активизацией их мышления и воображения. По моему мнению, творчество детей не сможет быть продуктивным без определенного запаса информации, без ее анализа и синтеза. слайд4

В своей педагогической практике для активизации интеллектуальной деятельности младшего школьника разработала систему упражнений, направленных на то, чтобы совершенствовать у детей сенсорные процессы, повысить эффективность запоминания, обучить детей логическим операциям, развить творческое мышление и воображение, формировать устойчивый интерес к учёбе, расширить кругозор. (Приложение 2).

В результате апробирования собственной системы упражнений уровень интеллектуальной деятельности младших школьников повысился.слайд5

Дети моего класса стали активнее на уроках: ребята сами учатся анализировать, делают выводы по изученной теме, обобщают, учатся логически мыслить.

На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряженная мыслительная деятельность, серьезная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли.

Мои ученики являются участниками Всероссийских конкурсов “Русский медвежонок”, “Кенгуру”, имеют сертификаты достижений.

В 2006-2007 учебном году творческие работы (стихотворения о городе собственного сочинения) ребят моего класса презентовались в Краевом конкурсе детского творчества к 370-летию города Канска.

Учащиеся моего класса принимают участие в проектно-исследовательской деятельности, защищают свои проекты на городской научно-практической конференции.

Ученица моего класса Бутузова Кристина является дипломантом V и VI городской детской конференции “Канск - город моего детства, моей мечты”. Её работы публиковались в сборнике детской конференции.

По итогам своего исследования я делаю вывод, что особенности интеллекта каждого ребенка не являются застывшими, раз и навсегда данными, а подвержены прогрессивным изменениям при определенных условиях.

Считаю, что разработанная и апробированная мною система упражнений для развития интеллектуальной деятельности младшего школьника нашла свое применение и дает положительные результаты.

В дальнейшем планирую исследовать влияние целенаправленного развития интеллектуальных способностей на нравственные качества в структуре становления творческой личности.