ВСТУПЛЕНИЕ.
1 ведущий. Наш сегодняшний вечер мы посвящаем физике – одной из древнейших наук, науке, без которой немыслимо дальнейшее развитие человечества, науке интересной, увлекательной, могучей.
2 ведущий. Сильная рука человека забросила ввысь космические корабли. И, глядя на эти золотые звёзды, люди говорят: “Физика – это здорово!”
3 ведущий. Пройдёт несколько лет, и первые люди, высадившись на Марсе, подумают: “Физика – всемогуща!”
1 ведущий. Мы, собравшиеся на этот вечер, говорим: “Физика – это грандиозно!”
2 ведущий. Сегодня в нашей школе необычный вечер. Вам предстоит раскрыть тайны “чёрных ящиков”.
3 ведущий. Идея использования на вечере “чёрных ящиков” такова: залу задаётся вопрос, на который есть несколько ответов. Выслушав ваши ответы, я раскрываю чёрный ящик.
1 ведущий. Правильным же ответ считается в том случае, если он совпадает с названием предмета, упакованного в “чёрный ящик”. Отгадывающему, ведущий задаёт физический вопрос, связанный со спрятанным в ящике предметом.
2 ведущий. При обдумывании любого предложенного вопроса, задачи, опыта призываю вас следовать совету Козьмы Пруткова “Смотри в корень!” (показывает на плакате).
“КТО БЫСТРЕЕ СООБРАЗИТ”.
Разминка (ведущие предлагают зрителям загадки). К каждой отгадке ставят физический вопрос.
1. Чего в сундук на спрячешь? Ответ: луч света
Вопрос. Какого цвета белый свет? Ответ: белый свет состоит из разноцветных лучей: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового.
2. Ревнул вол на сто сёл, за сто речек. Что это такое? Ответ: гром.
Вопрос. Вдалеке бушует гроза. Какое явление мы зафиксируем раньше: услышим гром или увидим молнию? Ответ: раньше увидим молнию, т. к. скорость распространения света 300000 км/с. Позднее услышим раскаты грома, т. к. скорость звука в воздухе 340 м/с.
3. В воде не тонет и в огне не горит. Что это такое? Ответ: лёд.
Вопрос. Когда чайник с кипятком остынет скорее: если поставить на лёд или если лёд положить на крышку? Ответ: тогда, когда лёд положен на крышку чайника, т. к. вокруг льда образуется холодный слой воды, который тяжелее остальной, он и будет опускаться вниз, тёплый слой поднимется вверх.
4. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой. Что это такое? Ответ: тень.
Вопрос. Как получить от одной палки тень разной длины? Ответ: нужно наклонять палку под разными углами по направлению к солнцу.
5.
На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка,
Эта стрелка наперёд
Нам погоду узнаёт.
Ответ: барометр
Вопрос. Как по этому прибору можно судить о погоде?
Ответ: если атмосферное давление повышается - это означает, что погода будет хорошей: холодной – зимой и жаркой – летом. Если давление резко падает, то можно ожидать появления облачности; понижения давления летом предвещает похолодание, зимой потепление, низкое давление – возможен дождь.
6. Его никто не встречал ни разу, но что ни скажешь повторяет сразу. Ответ: эхо.
Вопрос. Как возникает эхо? Ответ: звук от источника доходит до какого-то препятствия, отражается от него и возвращается к месту, где он возник.
РАСКРЫТИЕ ТАЙН “ЧЁРНЫХ ЯЩИКОВ”.
Ведущий 1. (обращаясь к залу). I ящик. Назовите будильник времён Александра Македонского . ( После нескольких ответов, кто-то говорит “Петух”).
Ассистенты вносят “чёрный ящик”, ведущий не спеша, открывает ящик и достаёт петуха. К его лапке привязана бирка со словами: “Не дразнить, клюётся!”. (Приглашает отгадавшего к себе).
Ведущий 2. Кормить петуха мы надеемся ты знаешь как, а вот поить его будешь из автоматической поилки ( вносят поилку). Петуха получишь, если ответишь на вопрос: как действует эта автопоилка?
Ответ: если уровень воды в корытце понизится и горлышко бутылки выйдет из воды, часть воды из бутылки выльется (если ответа не последует, то петух остаётся у ведущего, а ответы дают другие ученики из зала).
II ящик
Ведущий 1. Задаю вопрос: приспособление для передачи мыслей на расстояния. Что это такое? (называют радио, телевизор, телефон, конверт).
Ведущий не фиксирует правильный ответ, а предлагает вскрыть второй “чёрный ящик” и приглашает отгадавшего ученика. (В ящике красочный конверт с маркой, а в конверте – ещё конверт, а в том – ещё один). Отгадавший достаёт первый конверт.
Ведущий 2. Кому из сидящих в этом зале ты хотел бы передать свои мысли “через расстояние”? (Ученик называет своего товарища и его приглашают на сцену). Ведущий вынимает второй конверт и передаёт вышедшему. Он читает вслух, на конверте: “Думаю, что ты знаешь этих великих людей планеты Земля” и вытаскивает из конверта ещё один конверт, на котором крупным шрифтом написано: “Ба, знакомые всё лица!” ( внутрь вложены портреты крупных учёных физиков).
Ведущий 1. Ваша задача такая : один из вас вытаскивает из конверта любую открытку и называет по портрету фамилию и имя учёного, а второму нужно ответить, что учёный открыл или в какой области физики работал (если кто из них не справился с задание, помогает зал и при правильных ответах можно обращаться к залу за подтверждением.
В конверте маленькие портреты, а на магнитную доску вывешивают большие портреты).
Ответы.
М. Фарадей – английский физик: установил связь между электрическим и магнитным полями, открыл явление электромагнитной индукции.
И. Ньютон – английский физик: сформулировал законы движения.
П. Н. Лебедев – русский физик: впервые измерил давление света на твёрдые тела и газы.
А. С. Попов – русский физик: изобретатель радио.
М. В. Ломоносов- русский учёный: в физике развил молекулярно-кинетическую теорию.
К. Э. Циолковский – русский учёный и изобретатель, основоположник космонавтики.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПАУЗА.
Сценка “Репка”.
Жили-были дед да бабка. Посадили они репку. Выросла репка большая – пребольшая. Пришёл дед вытаскивать репку, а вытянуть не может. Задумался он: “Как же мне её вытащить? Надо подойти с физической точки зрения. Какая сила удерживает репку?
Очевидно, сила всемирного тяготения. Масса репки 1 пуд, масса Земли 6*1024 пудов, расстояние 13 млн. локтей.
Ну-ка, подсчитаю силу притяжение, а постоянную я то забыл. Придётся бабку звать. Пришла бабка, говорит “Ну что же ты, дед. Совсем не те законы применяешь. Сколько раз тебе говорила: ходи на курсы к Татьяне Фёдоровне – знал бы тогда, что формула эта здесь ни при чём. Земля наша отрицательно заряжена, а репка – положительно”. А дедушка: “Да ведь минус с Земли на репку перетечёт”. Бабка: “Не перетечёт! Ведь репка сверху изолятором покрыта. Что же нам делать? Придётся внучку звать…” стали внучку звать. Прибежала внучка. Умная внучка была, в очках. Поправила она очки и спрашивает: “Что тут у вас произошло?” Дед ей и говорит: “Да вот, внученька, репку тянем – потянем, да вытянуть не можем”. “Никак не можем,” - вздыхает бабка, - “а всё потому, что репка-то заряжено положительно…” “А земля – отрицательно”. “Да – а” - снова поправляет очки внучка, - “тела, заряженные разноимёнными зарядами притягиваются друг к другу, если заряды одноимённые – отталкиваются”. “Да, да!” - обрадовались дед и бабка. – Этого-то нам и надо!” “Сама знаю!” - отвечает внучка, - да как это сделать?” Думали они, думали, но ничего не придумали. “Эх!” - качает внучка головой, - не надо было мне прогуливать курсы Татьяны Федоровны. Но не печальтесь – мы сейчас Жучку позовём. Она – то на всех занятиях была”. Позвали Жучку. “Да – а, - говорит Жучка, - вот задача так задача”. Стали все вокруг репки ходить и думать. “Ура! – закричала Жучка, - если репке нужен отрицательный заряд То мы ей его сообщим!” “Ура! – закричал дед, - а как?” “Вот этого – то я и не знаю, но кошка наверняка знает. Она ж хитрющая!” Пришла кошка пушистая, препушистая, красивая кошка пришла и спрашивает: “Мур – р, что случилось?” “Да вот, - говорит дед, - земля заряжена отрицательно, а репка – положительно”. “Они друг к другу притягиваются”, - говорит бабка. “А вот если репку зарядить отрицательно, то тогда она от земли и оттолкнётся, - говорит внучка. “Только как это сделать?” - вздыхает Жучка. “Мур – р, - говорит кошка, - проще не придумаешь. Чтобы зарядить тело отрицательно, нужно потереть чем-нибудь шерстяным”, - и принялась тереться об репку. А потом говорит: “Ну, дед, тяни”. Дед тянет – потянет, а вытянуть не может. Стали они снова вокруг репки кругами ходить. Мимо мышка бежала, увидела наших героев, остановилась и смотрит на них, удивляется: “Что это вы вокруг репки хороводы водите? Ведь репка – не ёлка, да и до Нового года далеко”. “Да вот, - говорит дед, - посадили мы репку, а вытянуть не можем”. “Знаем мы, - говорит бабка, - что земля заряжена отрицательно, а репка – положительно”. “И что надо, - говорит внучка, – репку отрицательно зарядить”. “Зарядили, - говорит Жучка”. “А вытащить всё равно не можем! – говорит кошка. “Эх, вы! – запищала мышка – плохо вы физику знаете! Чтобы вытянуть репку, нужно просто - напросто преодолеть силу трения, а для этого нужно приложить силу. Ну-ка, дедушка, хватайся за репку. Бабка - за деда, внучка - за бабку. Жучка - за внучку, кошка – за Жучку, а я - за кошку!” Стали тянуть и вытянули!
“Ну, всё, - сказал дедушка, - завтра все на курсы к Татьяне Федоровне, физику изучать. Без неё – никуда!”
РАСКРЫТИЕ ТАЙН “ЧЁРНЫХ ЯЩИКОВ”.
Ведущий 1. III ящик. У меня вопрос: Что такое шапка-невидимка ? (выслушивает самые различные ответы и просит внести третий “чёрный ящик”). Обращается к гостям вечера:
Кто желает раскрыть тайну этого “чёрного ящика”? (желающий раскрывает ящик, а в нём картонная картина со словами: Зря стараешься, всё равно не увидишь. На это она и невидимка”).
Ведущий 2. Хочу спросить вас (обращается к залу): в каком случае вещество, помещённое внутрь прозрачного материала, будет невидимым?
Ответ. В том случае, если оба вещества имеют одинаковые показатели преломления лучей света или их разница очень мала. n-отношению скоростей света в средах, на границе между которыми происходит преломление.
Ведущий 1. IV ящик. У меня есть ещё один вопрос ни рыба, ни мясо. Что это такое? (выслушивает разные ответы, правильный - солёный огурец).
После этого из 4-го “чёрного ящика” он извлекает этот предмет. Обращается к отдавшему. Какое физическое явление используется при засолке огурцов? Ответ: явление диффузии. Добавляет: “При правильном ответе получишь огурец и конфету”.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПАУЗА.
“И в шутку и всерьёз” (ставятся занимательные физические опыты).
РАСКРЫТИЕ ТАЙН “ЧЁРНЫХ ЯЩИКОВ”.
Ведущий 1. V ящик. У меня такой вопрос к залу: Заменитель футбольного мяча. Что это? (выслушав ответы – картофелина, надувной шар, бумажная коробка и др. Он извлекает из V ящика консервную банку. Обращается к отгадавшему).
На днище и на крышке консервной банки концентрические окружности – гофры. Каково их назначение? Ответ. Гофры не дают возможность крышке и днищу сильно деформироваться при попадании, например, в тёплое помещение, при этом содержимое банки может расширяться за счёт их выгибания. Если бы гофры отсутствовали, то при нагревании в банках могли бы возникнуть щели, что привело бы к порче консервов.
Ведущий 2. VI ящик. Теперь моя очередь задавать вопросы сидящим в зале. В данном “чёрном ящике” находится несколько физических приборов. Назовите их. Даю подсказку1: их используют при сборке электрических цепей. Ответ: амперметр и вольтметр.
Даю подсказку 2. :помогают исследовать жидкость Ответ: ареометр, мензурка)
Даю подсказку 3: помогают делать измерения. Ответ: динамометр.
Приглашают 5 человек: каждый берёт из “чёрного ящика” по одному прибору ( не видя их заранее – можно закрыть глаза, когда берёт).
- Даю вам 30 секунд на обдумывание. Назовите прибор и расскажите всё, что вы знаете о нём.
Ответы.
Амперметр – измеряет силу тока, последовательно включается в цепь. Вольтметр – измеряет напряжение, в цепь включается параллельно. Мензурка – определяет объём жидкости.
Ареометр – прибор, которым измеряют плотность вещества.
Динамометр – можно измерять силы, градуирован в Ньютонах.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПАУЗА.
Сценка “Смена учителя физики”
Явление 1 (на сцене двое учеников).
1. Ура! в школе теперь большие перемены.
2. Неужели большие перемены. А учиться когда?
1. Теперь учителей себе сами выбирать будем! Давайте учителя физики переизберём!
2. А кого выбрать?
1. Дворника Семёна Ивановича. Хороший человек.
2. Вот чудеса! Да он физики, кажется, не знает
1. А мы это проверим.
Явление2 (на сцене те же двое учеников и дворник)
1. Семён Иванович (тот в шубе, шапке и с метлой)
Семён Иванович. Ну.
2. Расскажите, какое событие произошло 7 мая 1895 года?
Семён Иванович. Что-то запамятовал я, ребятишки, давно это было, мне тогда три года всего стукнуло.
1. Ну что же вы, Семён Иванович! В этот день учёный Попов впервые в России продемонстрировал радио.
Семён Иванович. “Да ну! Радио много раньше придумали”.
2. Кто же? Когда?
Семён Иванович. “Старухи. Их “сарафановое радио” уже много веков работает надёжно и безотказно”.
Явление 3 (на сцене Семён Иванович и Пашка).
Семён Иванович (горестно). Всё-таки избрали меня учителем физики. (Обращается к Пашке грозно). Дай определение диффузии.
Пашка. Диффузия…Это когда что-то…куда – то. . проникает…
Семён Иванович. Например?
Пашка. Когда я ем рыбу, чёрную икру, ветчину, они проникают ко мне в желудок.
Семён Иванович. Гм, неплохо. А где же вы берёте эти продукты?
Пашка. На продовольственной базе, когда мой папа… туда поникает.
ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СВЕТА ПОД ВОДОЙ (гасят свет в зале0
Ведущий 1.
– За 4-5 секунд вокруг света,
Прямым сообщением без билета,
Всем доступно, всем бесплатно
Весёлое путешествие туда и обратно,
Любители сверхбыстрого движения,
Скорей сюда, без промедления!
Выходит один желающий из зала. К нему подходит “Водяной” и спрашивает согласие на путешествие. После его согласия, в зале гасят свет и на столе зажигают свечу. Ученику “Водяной” даёт стакан с водой и просит поднять его над головой.
Водяной:
- Счастливого пути! (Говоря это, Водяной обводит ученика вокруг стола. , на котором горит свеча. Когда “путешествие” заканчивается, т. е. стол обойдён, Водяной произносит, глядя в зал, следующее).
- Надеюсь, вы не будете отрицать, что совершили путешествие вокруг света (показывает на свечу) под водой (указывает на поднятый над головой стакан с водой). У нас без обмана! Как в рекламе! Всего доброго, отважный путешественник! Прежде чем я отпущу тебя, ответь: действовала на тебя во время путешествия выталкивающая сила (и чему она была равна). (Выслушивает ответ)
Ответ: действовала, была равна весу воздуха, вытесненного телом путешественника и стакана.
РАСКРЫТИЕ ТАЙН “ЧЁРНЫХ ЯЩИКОВ”.
Ведущий 1. VII ящик А сейчас изюминка нашего вечера.
Ведущий 2. -Не нужно скучать и без дела сидеть, зайдите изюминку к нам посмотреть.
Выходит желающий и начинает распаковывать ящик. Сначала вынимает один, потом второй ящик, из второго – третий и т. д. В последнем ящике (зритель этого не видит) – тарелка, на которой лежит обыкновенная изюминка. Ведущий предлагает ученику посмотреть на изюминку через двояковыпуклую линзу. Ученика предупреждают, чтобы он не говорил, что увидел. Затем подходят по очереди другие ребята (3-4 человека). Последний ученик извлекает из ящика тарелку с изюминкой и показывает всем.
Ведущий 1. – Это и есть изюминка нашего вечера. Большего мы вам не обещали. Чем богаты, тем и рады. Ещё один маленький вопрос: Куда исчезла энергия солнечного света при сушке винограда для получения изюминки.
Ответ: Пошла на испарение влаги и биологические процессы.
Ведущий 1.
- Мы раскрыли с вами тайны 7 чёрных ящиков. Надеемся, что это было для вас интересным походом в мир природы и физики. Всего вам доброго.